Южный Судан: режим президента С.Киира слабеет

2 июля с.г. стало известно, что на сторону антиправительственных повстанцев перешел авторитетный представитель еще одной многочисленной народности Южного Судана шулук генерал-майор Джонсон Олони. «Сегодня я заявляю о безусловной поддержке Суданского народно-освободительного движения — оппозиция (СНОД-О) под командованием Р.Машара и становлюсь частью исторического движения глубоких реформ. СНОД-О стала основным центром притяжения сил, которые заинтересованы в глубокой перестройке нынешней государственной системы Южного Судана и создания устойчивого базиса для осуществления назревших экономических и политических реформ». – заявил генерал-майор. Напомним, что ранее против центрального правительства в Джубе воевала только в основном народность нуэр. Переход шулук в стан оппозиции официально закреплен декларацией, подписанной 2 июля в столице Кении, правительство которой все более откровенно «играет» на стороне оппозиции С.Киира. Это означает образование в центральной части Южном Судане мощной военной силы. В декларации указывается, что «Южный Судан столкнулся благодаря непродуманной политике президента страны С.Киира с серьезными вызовами (геноцид, преступления против человечности, нетерпимость, гражданская война, коррупция и трейбализм)». В принципе, подразделения Суданской народно-освободительной армии (СНОА), которые состояли в основном из шулук, еще в апреле с.г. заняли очень нейтральную позицию по отношению к гражданской войне, и теперь вот созрели для четкого акцентирования своей позиции. С учетом того, что шулук базируются в штате Верхний Нил, их союз с нуэр на практике будет означать следующее. Один из самых нефтеносных штатов Южного Судана переходит под полный контроль повстанцев, что может и, скорее всего, скажется на доходах государственного бюджета. Помимо этого повстанцы за день до подписания декларации в Кении взяли под контроль еще несколько стратегических пунктов в центральной части Южного Судана, что официально признано Джубой. То есть вся стратегическая, с точки зрения как нефтеэкспорта, так и разворачивания наступления на район Джубы, территория теперь подконтрольна объединенным силам повстанцев.

Несмотря на то, что Джуба делает хорошую мину при плохой игре, данная ситуация, по оценке экспертов, может в ближайшее время серьезно изменить всю расстановку сил в стране. По некоторым сведениям, внутри правящей партии уже началась скрытая борьба за право стать преемником С.Киира, который все более и более теряет нити управления процессами в стране. Серьезным стимулом к смене руководства может стать жесткий дефицит бюджетных доходов от экспорта нефти. Правительство Южного Судана предупреждает своего лидера о серьезном сокращении объемов добываемой нефти в случае, если не будет в ближайшее время заключено мирное соглашение с повстанцами. Министр финансов Южного Судана Давид Денг Аххорбей официально предупредил о том, что «казна пуста, в связи с чем необходимо срочно срезать траты на ряд ключевых инфраструктурных проектов». «Пополнение бюджета требует немедленного заключения мирного соглашения с повстанцами. Я признаю, что это является крайне амбициозным проектом в нынешних условиях, но это должно стать нашим самым главным приоритетом», — заявил министр. Он также признал, что правительство рассчитывало получить от экспорта углеводородов в этом году 3 186 млн южносуданских фунтов, но, судя по всему, действительные доходы составят треть от этой суммы с учетом потери контроля над основными нефтяными полями, продолжающейся гражданской войной и оттоком специалистов в этой области. Ранее министр нефти Стефен Дау объявлял, что ежедневный объем добычи упал сейчас до 165 тыс. баррелей в день против 169 тыс. баррелей в январе с.г. Заметим, что эти выкладки были приведены без учета захвата повстанцами нефтяных месторождений в штате Верхний Нил. Общий бюджет страны на этот год при этом составляет 10.8 млрд южносуданских фунтов, большую часть которого (1 млрд долларов США) составляют арендные платы и фьючерсы от международных нефтяных компаний. Пока экономика Южного Судана держится в основном на нефтедолларах и кредитах из Уганды, пожалуй, единственной страны, которая поддерживает С.Киира.

Что могут означать все эти события для будущего расклада сил в Южном Судане? Прежде всего то, что Джуба будет вынуждена пойти на подписание мирного соглашения на условиях повстанцев. Напомним, что ранее это было возвращение Р.Машара на второй пост властной иерархии с уходом С.Киира с поста генсека СНОД. Последнее приведет к резкой минимизации влияния т.н. «абъейской мафии динка», которая, собственно, и является главным архитектором возникновения нынешнего противостояния как по линии межсуданских отношений, так и внутренней гражданской войны. Такой сценарий плюс создание правительства национального единства, который после последнего альянса в Найроби скорее всего займет представитель шулук, будет означать начало переговоров, как минимум, о возобновлении экспорта сырой нефти в Порт-Судан. Это в свою очередь будет означать возвращение китайских нефтяных компаний в регион. Но при этом не надо забывать, что С.Киир и его окружение очень часто делают абсолютно нелогичные шаги, часто во вред себе самим. Многое также будет определять и позиция Кампалы, которая рассматривает нынешнего южносуданского президента как свою креатуру, и от возможности которой поддерживать С.Киира и дальше войсками и финансами будет напрямую зависеть его пребывание на этом посту. При этом дела накануне выборов у многолетнего президента Уганды Й.Мусевени обстоят не блестящим образом, его активно подпирают ряд ярких лидеров оппозиции, которые полны решимости победить. И в этом случае политика Уганды в отношении безоговорочной поддержки С.Киира также может трансформироваться совсем не в лучшую для него сторону.

52.22MB | MySQL:103 | 0,479sec