Саудовская Аравия-Франция: конец периода неопределенности

Мы уже сообщали о том, что с приходом нового короля КСА Сальмана и его команды произошли коренные сдвижки в вопросах руководства блоками экономического и военного сотрудничества. Это абсолютно логично, поскольку основой любой власти является контроль над центральными финансовыми потоками, и дистанцирование от них своих главных политических конкурентов есть «альфа и омега» современной политики на Ближнем Востоке, а уж в аравийских монархиях тем более. Так, сын покойного короля Абдаллы Мухаммед, которому в качестве «утешительного приза» оставили командование элитной Национальной гвардией, полностью лишился возможности каким-либо образом влиять на заключение оружейных и иных контрактов в интересах «своего» подразделения. Соответственно сменились и звенья казначеев и посредников в этих цепочках, что заставило западные страны спешно перестраиваться на ходу, устанавливая контакты уже с новыми людьми, выдвинутыми новой королевской властью в качестве основных контролеров заключаемых контрактов.

Так, французский блок сотрудничества, который рассматривается нынешним саудовским руководством в качестве основного конкурентного противника американскому влиянию в сфере ВТС, сейчас возглавил принц Аль-Валид бен Талал, одновременно являющийся совладельцем крупного фонда Kingdom Holding. Его деятельность пользуется неофициальной, но мощной поддержкой президента Франции Ф.Олланда. Узловые контуры будущего двустороннего сотрудничества были намечены во время секретной встречи принца во французской столице в принадлежащем ему отеле «Георг V» 24 июня с.г. с рядом высокопоставленных представителей французских деловых и политических кругов. В частности, достигнута договоренность о создании совместного фонда, где партнером саудитов будет выступать французская Caisse des Depots et Consignations (CDC), сейчас возглавляемая бывшим руководителем аппарата Ф.Олланда Ж-П.Жуйе. Принц оставил за собой право формировать линейку местных партнерсих фирм, за которыми закрепляется эксклюзивное право участвовать в совместных контрактах и назначать субподрядчиков. Одной из таких фирм является сталелитейная компания Zamil Group. Париж, в свою очередь, создает пул из десяти уполномоченных французских фирм, которые будут иметь государственные гарантии в процессе сотрудничества с Эр-Риядом. Среди них такие гиганты бизнеса: Orange, SafranEiffage and Engie (бывшая Suez). Они создадут необходимый инвестиционный рычаг для обеспечения заключаемых контрактов. Эта схема должна заменить собой предыдущий формат сотрудничества, предполагающая в качестве основного контрагента со стороны саудитов сотрудничество с Public Investment Fund (PIF). Ее основным лоббистом выступал министр иностранных дел Франции Л.Фабиус, который со стороны Парижа выдвигал на первые роли в двустороннем сотрудничестве частную французскую фирму PAI Partners, под руководством Л.Зинсу. Но эта схема благополучно развалилась после смерти короля Абдаллы, как и его обещания инвестировать в будущие проекты около 20 млрд долларов США. Новый куратор сотрудничества с Парижем принц Аль-Валид уже выбрал в качестве своего «доверенного лица» на французском рынке в лице полусекретной и излишне не раскрученной фирмы Bucephale Finance, которая фактически является «ширмой» для французского военно-промышленного комплекса. Она уверенно занимает главные позиции в сфере оружейного бизнеса. Возглавляет ее Ж-М.Форнери, бывший советник Э.Балладюра, известного французкого политика, занимавшего пост премьер-министра с 1993 по 1995 год. Один из исполнительных директоров этой компании Каси Грин недавно стал и советником принца Аль-Валида. Назначение последнего на главную роль в сотрудничестве с Парижем произошло спустя некоторое время после прихода к власти короля Сальмана. Это решение было во многом неожиданным, поскольку с января с.г. во французском бизнес-сообществе упорно ходили слухи о том, что главную роль в будущем формате сотрудничества с КСА будет играть известный бизнесмен Мазер Савваф, возглавляющий консалтинговую фирму Global Holdings и пользовался особым расположением в Министерстве иностранных дел Франции. Помимо этого М.Савваф считался представителем семьи Ладен в Европе и именно через него шли основные контракты этой группы с западноевропейскими бизнес-структурами, такими как Veolia, Bouygues и Thales. При этом группа Ладен никогда не заключала контракты напрямую, а всегда использовала в качестве «прокладки» структуру М.Саввафа.

Произошедшие изменения в структуре сотрудничества между КСА и Францией, по оценке экспертов, означают конец периода неопределенности в отношениях между двумя странами и переформатирования схемы двустороннего сотрудничества. Он продлился довольно долго, еще со времени тяжелой болезни короля Абдаллы летом прошлого года, когда все усилия французских бизнесменов и лично президента Ф.Олланда натыкались на стену непонимания и затяжек. Как представляется, такая политика вызвана воздействием на ситуацию будущего саудовского монарха, который не был заинтересован в заключении крупных контрактов ближним кругом короля. Таким образом, он блокировал возможность сохранения ими контроля над финансовыми потоками на среднесрочную перспективу. Это вызывало определенные сомнения обозревателей в жестко выраженной «проамериканской» ориентированности Сальмана. Как выяснилось, ларчик открывался просто, и речь шла только о конкуренции внутри самой саудовской элиты, но не более. Париж по-прежнему остается для Эр-Рияда универсальным средством сохранения своих позиций в Европе и естественным раздражителем для американцев. Отношения с последними имеют свои внутренние противоречия, и дело в данном случае не только в особой позиции Вашингтона по сирийской ситуации. В саудовской элите нет прежнего доверия к США как основному гаранту безопасности режима при любых условиях. Особенно с учетом беспрецедентных усилий Белого дома в отношении заключения ядерной сделки с Тегераном, что расценивается в Эр-Рияде чуть ли не как смена внешнеполитических ориентиров США в пользу Ирана.

52.39MB | MySQL:103 | 0,617sec