Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 июня – 5 июля 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на прошедшей неделе происходили в Египте, а также были связаны переговорами по иранской ядерной программе. В Египте на севере Синайского полуострова 1 июля боевики экстремистской группировки «Вилает Синай» совершили массированное нападение на позиции армии и сил безопасности. На всем протяжении минувшей неделе в Вене продолжались интенсивные переговоры делегаций Ирана и стран-членов «шестерки» международных с целью достижения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе ИРИ.

На прошедшей неделе ситуация в Египте заметно осложнилась, что связано с активизацией террористической деятельности боевиков экстремистских группировок.

29 июня в Каире в результате теракта погиб генеральный прокурор АРЕ Х. Баракат. Убийство генпрокурора стало местью экстремистов за его деятельность по вынесению жестких приговоров, в том числе смертных по делам о терроризме и в отношении лидеров «Братьев-мусульман».

1 июля примерно 300 боевиков (в том числе террористов-смертников на заминированных автомобилях) экстремисткой группировки «Вилает Синай», связанной с «Исламским государством» (ИГ), атаковали 15 блокпостов и объектов египетской армии и МВД на севере Синайского полуострова в городах Шейх-Зувейд и Рафах (административный центр провинции Северный Синай) и прилегающих к ним районах. Причем Шейх-Зувейд «стал ареной настоящей войны». Сообщается, что часть боевиков проникла на египетскую территорию из сектора Газа через туннели. Боевики использовали минометы и переносные ракетные установки. Целью масштабной атаки экстремистов был захват города Шейх-Зувейд и объявление о нем как о столице местного халифата. Также планировалось установить контроль над дорогой соединяющей пограничный город Рафах с Эль-Аришем. Для нанесения ударов по боевикам египетские войска интенсивно использовали боевую авиацию – истребители F-16 и ударные вертолеты АН-64 «Апач». Именно ударами с воздуха были уничтожены основные силы противника. По информации командования ВС АРЕ, за три дня боев боевики потеряли убитыми 205 человек. Потери военных убитыми составили 21 человек. Операции по ликвидации ячеек террористов продолжается в районе Эль-Ариша, Рафаха и Шейх-Зувейда. Неизвестные боевики обстреляли 3 июля ракетами территорию Израиля из Синая. Президент Египта и Верховный главнокомандующий ВС АРЕ А. Ф. ас-Сиси 4 июля посетил оперативный штаб и расположения вооруженных сил на севере Синайского полуострова и обсудил с командирами ситуацию в регионе.

По информации МВД Египта девять высокопоставленных лидеров «Братьев-мусульман» были убиты в ходе рейда на явочной квартире в Каире 1 июля. Сообщается, что они занимались «вынашиванием планов террористических атак». «Братья-мусульмане» опубликовали заявление, в котором осудили «хладнокровное убийство» своих лидеров и призвали к немедленному восстанию против президента А. Ф. ас-Сиси.

3 июля после традиционной проповеди в мечетях в Каире и ряде регионов страны произошли акции протеста против правящего режима и в поддержку бывшего президента-исламиста М. Мурси. Один человек погиб в ходе столкновений с полицией.

Правительство Египта 1 июля одобрило новый комплексный закон о борьбе с терроризмом и закон о выборах.

На всем протяжении минувшей неделе в Вене проходили трудные, напряженные переговоры между делегациями Ирана и «шестерки» стран международных посредников с целью достижения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Тегерана. Первоначально, переговоры должны были завершиться 30 июня, однако по причине серьезных разногласий между их участниками диалог был продел до 7 июля. В целом участники диалога настроены оптимистично. По имеющейся информации, Иран согласился предоставить международным инспекторам «регулируемый» доступ на свои ядерные объекты, прежде чем введенные в отношении ИРИ санкции будут сняты. Также сообщается о согласии Тегерана вывозить уран в Россию. Трудно решается вопрос о сроках снятия международных санкций с Ирана и выработке механизма по их наложению вновь, в случае если Тегеран откажется от выполнения условий подписанного соглашения. В Вену для обсуждения «самых спорных вопросов» прибыли главы внешнеполитических ведомств стран, входящих в «шестерку». Перенос или продление переговоров Ирана и международных посредников полностью исключены, заявил 3 июля зам. главы МИД России С. Рябков.

На минувшей неделе верховный руководитель Ирана А. Хаменеи направил президенту ИРИ Х. Роухани, Меджлису (парламенту) и Совету по целесообразности проект основных направлений развития страны на ближайшие годы. Основные направления проекта – «экономика сопротивления», интенсивное развития науки и техники и привлечение культуры для распространения ценностей Исламской революции. Особе место в документе отводится укреплению обороноспособности Ирана. Подчеркивается «необходимость модернизации оборонных возможностей страны по сдерживанию потенциальных агрессоров, совершенствования ракетного потенциала страны и дальнейшего производства современных вооружений и боевой техники». Кроме того, говорится о необходимости разработать программы гражданской обороны, для населения, проживающего в местах, «наиболее подверженных природным катаклизмам», совершенствовании защиты страны от попыток агрессоров применить против Ирана различного рода «кибернетическое оружие» и защитить от него инфраструктуру ИРИ. Большое внимание уделено развитию пограничных войск. А. Хаменеи отметил, что для обеспечения национальной безопасности, по крайней мере, 5 процентов бюджета страны должны выделяться на нужды укрепления и совершенствования обороны.

США продолжают «сохранять военный вариант» действий в отношении Ирана, направленный на то, чтобы у Тегерана «не было ядерного оружия», заявил глава Пентагона Э. Картер. Однако, по его мнению, такая возможная военная операция лишь «отбросит назад иранскую ядерную программу», но не позволит ликвидировать ее целиком. Глава Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси сообщил, что у США разработано несколько возможных вариантов применения военной силы в отношении ИРИ. Использование многотонных бомб, предназначенных для уничтожения хорошо укрепленных подземных объектов, — «это просто один из них».

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в городе Алеппо на севере страны, у города Забадани к северо-западу от Дамаска вблизи границы с Ливаном и в городе Хасаке на северо-востоке Сирии. В Алеппо объединенные силы экстремистских группировок ИГ и «Джейш аль-фатх» вели наступление на районы города, находящиеся под контролем правительственных войск. Сирийские военные при поддержке отрядов ливанской «Хизбаллы» 5 июля вошли в город Забадани. В Хасеке правительственная армия отбила у боевиков ИГ несколько районов города. Боевики ИГ пытались начать контрнаступление на потерянный ими ранее город Тель-Абъяд на севере САР. Авиация международной коалиция во главе с США 4 июля нанесла 16 авиаударов по боевикам ИГ на севере Сирии с целью затруднения перебросок формирований джихадистов. Боевики ИГ в Пальмире разрушают уникальные древние статуи и расстреляли 25 пленных сирийских военнослужащих.

Турция перебрасывает войска и военную технику к границе с Сирией. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что его страна рассматривает вопрос о создании на границе с Сирией зоны безопасности с целью предотвращения возможного проникновения боевиков ИГ на турецкую территорию. В то же время турецкий премьер А. Давутоглу подчеркнул, что планов вторжения в Сирию нет. США не поддерживают создание Турцией зоны безопасности в Сирии, заявил представитель госдепа США Дж. Кирби.

29 июня в Москву с визитом посетил глава МИД Сирии В. Муаллем. Он был принят президентом России В. Путиным и провел переговоры со своим российским коллегой С. Лавровым. В. Путин подтвердил готовность России продолжать оказывать разностороннюю помощь правительству САР. Он также отметил, что Сирия и страны  региона должны объединиться для борьбы с ИГ, «свою лепту готовы внести и Турция, и Иордания, и Саудовская Аравия, а Россия готова способствовать налаживанию диалога между странами». В. Муаллем поблагодарил Россию за поддержку в поисках политических решений урегулирования сирийского конфликта, заявив, что Сирия готова двигаться по пути сотрудничества со странами региона при поддержке России. В том числе Дамаск готов поддержать идею создания международной коалиции по борьбе с ИГ с участием США и Турции, «но сделать это будет непросто». В. Муаллем обвинил США в спонсировании и подготовке террористов, воюющих с правительственными войсками.

«Мы считаем, что поддержка, которую режим Асада получает от России и других сторонников, позволяют ему уклоняться от поисков конструктивного прекращения конфликта в Сирии путем переговоров», заявили в Госдепартаменте США, комментируя визит В. Муаллема в Москву.  Вашингтон настаивает на том, чтобы конфликту в  Сирии было найдено переговорное решение, «разумеется, не включающее Асада» и не поддержит такую коалицию для борьбы с ИГ, в состав которой войдет нынешнее правительство Сирии.

Президент Туниса Б. К. эс-Себси ввел 4 июля режим чрезвычайного положения на всей территории страны. Борьба с терроризмом требует от властей принятия специфических мер, заявил Б. К. эс-Себси в своем телеобращении к гражданам Туниса. Режим ЧП будет действовать в течение 30 дней, но может быть продлен. Он предполагает расширение полномочий правоохранительных органов и армии. Власти страны имеют право запретить проведение забастовок, а также массовых мероприятий в случае, если они несут угрозу общественной безопасности. Кроме того, под особый контроль берется деятельность СМИ. Власти Туниса отправили в отставку главу провинции Сус, где 26 июня произошел резонансный теракт.

Представитель правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) И. Йылмаз 1 июля избран председателем Великого национального собрания — однопалатного парламента страны. Высший руководящий совет ПСР наделил председателя партии и действующего главу кабинета министров Турции А. Давутоглу полномочиями сформировать новое правительство. А. Давутоглу в ближайшие дни начнет переговоры с политическими партиями по вопросу формирования коалиционного правительства. Эксперты считают, что «начало переговоров не означает, что поиски политического союзника (для ПСР-авт.) будут успешными». Президент Р. Т. Эрдоган отметил, что если политические партии Турции не смогут сформировать правительство, в стране будут проведены досрочные выборы.

Стороны конфликта в Йемене и поддерживающая правительство этой страны военная коалиция во главе с Саудовской Аравией ведут переговоры о новом пятидневном гуманитарном перемирии. Гуманитарные агентства ООН 1 июля объявили о присвоении ситуации в Йемене наивысшего уровня реагирования. Тем временем авиация саудовской коалиции продолжает наносить удары по йеменской территории. В самом Йемене не прекращаются бои мятежников-хоуситов и воинских частей, лояльных бывшему президенту страны А.А. Салеху, с вооруженными формированиями, поддерживающими нынешнего главу государства А. М. Хади. Наиболее ожесточенные бои на минувшей неделе велись в Адене на юге страны. Напряженная обстановка сохраняется на йеменско-саудовской границе.

По информации СМИ, 1 июля в Саудовской Аравии отряды оппозиционного движения «Свободные граждане Наджрана» установили контроль над аэропортом в городе Наджран — столице одноименной провинции на юге страны. СМИ Ирана сообщают, что в КСА сформировано новое вооруженное оппозиционное движение «Молодежь Наджрана», провозгласившее своей целью отделение провинции от королевства.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Омана

 

 

Внешнеполитический курс Султаната Оман определяется национальными интересами государства и характеризуется прагматизмом, гибкостью и осторожностью. Как записано в конституции страны, принципы строительства внешних связей Омана заключаются в «укреплении уз сотрудничества и дружбы со всеми государствами и народами на основе взаимного уважения, общности интересов, соблюдения норм международного права, международных и региональных соглашений и договоров в целях укрепления мира и безопасности между странами и народами». Взвешенная и динамичная политика Султаната Оман является одним из факторов, способствующих стабилизации обстановки в регионе Персидского залива. Оман занимает позицию активного международного актора, установив дипломатические отношения с большинством государств мира и став участником важнейших международных и региональных интеграционных структур.

Оманское руководство во главе с султаном Кабусом тщательно анализирует возможные последствия того или иного шага, а внешнеполитические акции предпринимаются лишь после того, как в Маскате убедятся в их непременном успехе. Оман, по возможности, предпочитает не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия и конфликты, заинтересован в обеспечении внешней стабильности и безопасности для решения внутренних проблем. Султанат Оман стремится поддерживать сбалансированные отношения с соседними государствами, «исходя из интересов мира и международной безопасности», на практике придерживается принципов взаимного уважения государственного суверенитета и независимости, невмешательства во внутренние дела других стран, урегулирования конфликтов мирными, политическими средствами. Все это выделяет оманскую позицию на фоне внешней политики многих государств Ближнего Востока и зоны Персидского залива.

Внешнеполитический курс Омана определяется, в значительной степени, лично султаном Кабусом. Монарх имеет репутацию гибкого политического деятеля, умеющего принимать верные решения в быстро меняющейся ситуации. Он приобрел большой и заслуженный политический авторитет в арабском мире. Вместе с тем, в последнее время по состоянию здоровья Кабус не принимает личного участия в международных встречах.

В Маскате отчетливо осознают важность геостратегического положения Султаната Оман, позволяющего с его территории контролировать Ормузский пролив, являющийся входом в Персидский залив и через который осуществляется до 40 процентов перевозок добываемой в мире нефти. Учитывая это обстоятельство, Оман уделяет первостепенное внимание обороне зоны Ормузского пролива. Однако при этом военно-доктринальные установки султаната основываются на том, что страна не будет вести агрессивных войн и официально потенциальный противник Омана не определен. Султанат Оман ратует за создание надежной системы региональной безопасности в регионе Персидского залива, за исключение возможности возникновения здесь вооруженных конфликтов. В Маскате выступают за сбалансированное распределение сил в зоне Залива, при котором Саудовская Аравия и Иран уравновешивали бы друг друга.

На сегодняшний день Оман урегулировал имевшиеся спорные пограничные вопросы как с Ираном, так и арабскими странами: с Йеменом и ОАЭ. Небольшие разногласия остались с Саудовской Аравией, но они не оказывают заметного влияния на двусторонние отношения, тем более что еще в 1992 г. Оман и КСА подписали соглашение, в котором зафиксирована необходимость решения всех существующих между двумя странами вопросов политическими методами.

Одним из приоритетов оманской внешней политики являются связи с аравийскими монархиями в рамках ССАГПЗ. Оман продолжает активно участвовать в деятельности этой организации, является сторонником развития интеграционных процессов в рамках Совета сотрудничества. В целом Оман рассматривает свое участие в Совете сотрудничества как один из важных элементов расширения взаимодействия между аравийскими государствами в политической и экономической областях, в сфере обеспечения внешней и внутренней безопасности монархических режимов.

Оман во многих случаях поддерживает решения ССАГПЗ по основным региональным и международным проблемам, В то же время Маскат не желает установления саудовской гегемонии в организации и по некоторым вопросам имеет свою собственную позицию, которая в наибольшей мере отвечает его национальным интересам. Султанат Оман сохраняет определенную политическую дистанцию от других аравийских монархий, не желает полностью попадать под контроль КСА. Так, в 2014 г. Оман, в отличие от Саудовской Аравии, Бахрейна и ОАЭ, не осудил внешнюю политику Катара и не отозвал своего посла из Дохи. В Маскате выступают против ускорения экономической, и особенно политической интеграции аравийских государств. В этой связи Оман не поддержал саудовскую инициативу преобразования Совета сотрудничества в Союз. В знак несогласия Султанат Оман даже отказался от своей очереди принимать в 2015 г. ежегодный саммит стран-участниц ССАГПЗ. Более того, дело дошло до угроз со стороны Омана выйти из состава Совета сотрудничества, если он станет Союзом. Напомним, что эта инициатива была одобрена большинством аравийских монархий на саммите в Катаре в декабре 2014 г.

Особую позицию занимает Оман и по отношению к нынешнему конфликту в Йемене. Султанат не вошел в коалицию некоторых арабских государств, созданную КСА, которая в марте 2015 г. начала военную операцию в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего йеменского президента А. А. Салеха. Оман выступает за мирное урегулирование конфликта в соседней стране, заинтересован в территориальной целости и стабильном внутриполитическом положении в Йемене. Маскат стал площадкой, где проходят неформальные встречи представителей хоуситов с американцами, саудовцами и сторонниками президента Йемена А. М. Хади.

Оманское руководство «признает огромный стратегический и политический вес Ирана в регионе», обусловленный его геостратегическим положением, численностью населения, экономическим и военным потенциалом. К тому же Иран делит с Оманом контроль над Ормузским проливом, т. е. «действует в сфере жизненно важной для стратегических и политических интересов султаната». Султанат Оман видит в Иране важного политического и экономического партнера, считает необходимым усиление взаимодействия с ИРИ в интересах создания в зоне Персидского залива эффективной системы безопасности. Оман признает право Ирана на мирное использование атомной энергии, но не одобряет предполагаемые намерения Тегерана по созданию ядерного оружия. В 2010 г. Маскат и Тегеран подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере, предусматривающее, в частности, проведение совместных учений ВС двух стран. Успешно развиваются торгово-экономические связи. Немаловажно и то, что, в отличие от других аравийских монархий, оманско-иранские отношения не осложняет шиитский фактор, т. к. в султанате не имеется крупной шиитской общины. В то же время подчеркиваемая в Маскате близость отношений с Ираном вызывает недовольство у аравийских соседей, особенно у ОАЭ.

Тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны, остаются одной из основ международной политики Омана, определяют его приоритеты в области национальной безопасности и обороны. Отношения с Западом развиваются на взаимовыгодной основе, достаточно динамично и в различных областях. Отметим, что, предоставляя базы для использования вооруженными силами США, Султанат Омпн предусмотрел отказ от своих обязательств на случай, если боевые действия будут вестись против Ирана. США при необходимости используют Оман в качестве посредника для установления контактов с ИРИ. В целом Оман умело балансирует между Ираном и США. В Омане выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Маскат в большинстве случае поддерживает политику Вашингтона на Ближнем Востоке. Вместе с тем, Оман, в отличие от других аравийских монархий, не участвует в воздушных налетах на боевиков «Исламского государства» в Сирии, которые осуществляет авиация коалиции во главе с США.

Оман в целом придерживается общеарабской позиции по ближневосточному урегулированию, выступает за создание независимого палестинского государства, освобождение всех оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий. В то же время оманцы поддерживают контакты с Израилем. «Быстро и стабильно» развиваются отношения Омана с Китаем в различных сферах. В Маскате «высоко ценят позицию России по арабским проблемам», выступают за развитие связей с нашей страной. Большое значение оманское руководство придает поддержанию и расширению многоплановых отношений с Индией, Пакистаном и Турцией. Оман выступает за скорейшую нормализацию обстановки в Ираке.

52.27MB | MySQL:103 | 0,457sec