Коммуникационные ресурсы Республики Ирак.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СВЯЗИ

Телефонная связь. Система телефонной в Ираке обеспечивает потребности страны лишь на 80 %. В настоящее время в стране функционирует около 800 тыс. км линий телефонной связи. Однако качество связи из-за значительно устаревшего оборудования остается низким. Это вызвано большой протяженностью и перегруженностью магистральных линий связи, изношенностью коммутационного оборудования и плохим состоянием абонентской сети общего пользования. В частности, из-за нехватки кабельного телефонного провода, кабелеукадочных машин, телефонных кабин и комплектов монтажного оборудования восстановление и наращивание абонентской сети осуществляется путем прокладки открытых воздушных линий связи. Для этого используются армейские кабели, применяемые в войсках для прокладки полевых линий связи. Телефонные кабины на улицах городов практически отсутствуют. Владельцам мелких частных магазинов разрешено предоставлять служебные телефонные аппараты для платного пользования ими горожанами.

Радиосвязь. Использование средств радиосвязи населением категорически запрещено.

Представители городских (скорая помощь, пожарные) служб, спецслужб и полиции оснащены маломощными ультракоротковолновыми радиостанциями японского, немецкого и итальянского производства. Кроме того, полицейские подразделения и спецслужбы имеют в своем составе специальные радиофицированные автомобили, оснащенные более мощными коротковолновыми и ультракоротковолновыми радиостанциями, а также аппаратурой закрытия передаваемой информации.

В интересах гражданских учреждений и ведомств также применяется техника связи, находившаяся ранее на эксплуатации в войсках. В большей степени это касается радиорелейной связи. В связи с этим в Багдаде развернута сеть стационарных радиорелейных линий связи, для обслуживания которых привлекаются военнослужащие подразделений связи Республиканской гвардии.

Применяемые в различных государственных учреждениях коротковолновые и ультракоротковолновые средства связи, работающие в метровом и дециметровом диапазонах, не обеспечивают прохождение необходимого потока информации. Однако в последнее время ситуация стала кардинально меняться в связи с закупкой партии отечественных средств связи двойного назначения. Предприятия военно-промышленного комплекса Ирака за последнее десятилетие после операции многонациональных сил «Буря в пустыне» сумели наладить производство и поставку в войска необходимого количества радиостанций различного назначения и приступили к их поставкам в гражданский сектор.

В результате налаживания производства на иракских предприятиях запасных частей и применения нестандартных методов работы с сверхвысокочастотными (СВЧ) и коммутационными установками появился довольно-таки широкий выбор каналов СВЧ- и дальней связи. Однако некоторые коммутационные станции продолжают работать без резервных процессорных компонентов. Отсутствие зданий, приспособленных для размещения электронного оборудования коммутационных станций, частые отключения электропитания на длительные периоды вынудило государственные и военные органы власти размещать их в неподготовленных местах, зданиях и сооружениях, что, по мнению Багдада, приводит к рассредоточению сложной аппаратуры связи и ее маскировки на случай огневого воздействия.

В целях воссоздания базовой системы связи управление по вопросам электросвязи Ирака с 2000 года организовало проведение работ по восстановлению цифровых сверхвысокочастотных линий, разрушенных в ходе войны. В ходе реализации этих планов прокладываются волоконно-оптические и коаксиальные кабельные линии, которые должны войти в единую систему передачи информации между населенными пунктами вплоть до волостного центра, а также подразделений иракской армии. Прорабатываются планы восстановления системы региональной и международной связи.

В настоящее время прорабатываются вопросы закупок систем радиотелефонной связи, рассчитанной на несколько сот тысяч абонентов, подвижные наземные станции (в первую очередь для нужд национальных вооруженных сил), оборудованные системами телефонной и телексной связи. Стационарные телефонные станции также планируется оснастить автономными системами радиотелефонной связи. Увеличивает мощность по передаче информационных сообщений и центральный переговорный пункт в Багдаде, позволяющий населению связываться по телефону и телеграфу со своими родственниками и знакомыми, проживающими за границей (ранее они могли звонить только выезжая для этого в Иорданию). Телексная, телеграфная и телефонная связь входит также в комплекс услуг, предлагаемых в крупных отелях.

Факсимильная связь используется в ограниченных масштабах и с применением аппаратуры закрытия для обмена информацией в системе органов безопасности Ирака.

Сотовая и пейджинговая связь используется слабо. Их развитию послужил план закупок за рубежом аппаратуры для внедрения в стране этих видов связи 1997 года.

Локальные информационные сети созданы в ряде ведомств и высших учебных заведений, но используется лишь для внутреннего использования

Передача компьютерной информации (Интернет) по телефонным каналам ограничена из-за низких технических характеристик последних. Однако в крупных городах компьютерная связь уже получила широкое распространение после заглубленной прокладки новых стационарных линий волоконно-оптической связи и сети мощных коаксиальных кабелей, которые отличаются большими сроками эксплуатации, надежностью и увеличенными возможностями по контролю за несанкционированным доступом к передаваемой информации. Кроме того, практически на всех модемных серверах отключена такая опция, как электронная почта. Это означает, что пользователи могут только «качать» информацию из ресурсов Интернета, но никак не передавать свои сообщения. В следствие этого такой вид связи, как IP-телефония, распространения в Ираке не получил и при нынешнем режиме санкций и противодействия не получит.

Согласно планам восстановления государственной системы связи в первую очередь планируется реконструировать систему высокочастотной связи, охватывающую все элементы энергетического комплекса и государственные учреждения, а также систему высокочастотной связи по магистральным линиям электропередач. Реализация данных планов ожидается лишь после отмены санкций ООН против Ирака с помощью западноевропейских государств, в частности, Федеративной Республикой Германии.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозке грузов по территории Ирака и за его пределами.

Общая протяженность автомобильных дорог в Ираке превышает 45 тыс. км, из которых 30 тыс. км — дороги с твердым покрытием.

Основные автомагистрали

Северное направление:

 

1. Багдад — Тикрит — Мосул — Дохук — Захо (более 600 км).

2. Багдад — Киркук — Эрбиль — Равандуз (450 км).

3. Багдад — Баакуба — Сулеймания (330 км).

Южное направление:

 

1. Багдад — Кут — Эль-Амара — Басра (около 590 км).

2. Багдад — Хилла — Насирия — Басра (около 550 км).

3. Багдад — Кербела — Джудайкат — Аръар (Саудовская Аравия) — 500 км.

Западное направление: Багдад — Рутба — Требиль (600 км).

 

В послевоенный период, одновременно с восстановлением разрушенных, велось строительство новых объектов автодорожной сети. Так, в 1994 году в Багдаде был сооружен двухъярусный мост имени Саддама Хусейна (длина 402 м, ширина 19,5 м). Мост является единственным подобным сооружением в регионе. 18 марта 1995 года был введен в эксплуатацию последний из разрушенных бомбардировками в ходе войны 1991 года багдадских мостов — подвесной «Мост имени 14 Июля». Характерно то, что, несмотря на сложность конструктивных решений данных мостов и оригинальность их инженерного воплощения, все работы на данных объектах выполнялись иракскими специалистами.

Значение автомобильного транспорта в экономической жизни страны еще более возросло в условиях действия блокады и экономических санкций, закрытия воздушного и морского сообщения. В настоящее время большая часть грузоперевозок по-прежнему осуществляется автотранспортом, включая и экспорт нефти в Иорданию, жизненно важный для Ирака в период санкций.

Вместе с тем, несмотря на усилия правительства страны, направленные на обеспечение эксплуатационных возможностей автотранспорта, автомобильный парк Ирака в настоящее время находится на низком количественном и качественном уровне. Сказывается закрытие сборочных предприятий, таких, как завод по сборке автомобилей «Олдсмобиль» в населенном пункте Искандерия, выпускавший автомобили по лицензии американской фирмы «Дженерал моторс». В связи с экономической блокадой прекращены работы по строительству сборочной линии грузовиков «Скания». Не осуществляются поставки в Ирак запасных узлов и агрегатов для уже имеющейся автотранспортной техники, что также негативно сказывается на состоянии автомобильного парка страны.

В частности, количество грузовых автомобилей, занятых в обеспечении жизнедеятельности столицы Ирака, снизилось вдвое (с 800 (перед войной) до 400 единиц в настоящее время).

Следует отметить, что с введением в действие в начале 1997 года резолюции СБ ООН № 986 (ограниченный экспорт иракской нефти в обмен на продукты и медикаменты) значение автотранспортной системы страны еще более возросло, поскольку доставка грузов по территории Ирака осуществляется только автотранспортом.

В этой связи иракское руководство обратилось за помощью к соседним странам. В частности, с Ираном заключен договор о поставках в Ирак автомобильной техники (автомобили большой грузоподъемности типа «Мерседес-Бенц» с различным технологическим оборудованием: топливозаправщики и топливные цистерны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные и др.).

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность железных дорог составляет 2,5 тыс. км — колеи шириной 1435 мм и 0,5 тыс. км — колеи шириной 1000 мм. Регулярно осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по маршрутам: Багдад — Басра, Багдад — Мосул, Багдад — Киркук, Басра — Румейла, Басра — Умм-Каср. Общий объем пассажирских перевозок в 1994 году составил 7.734 млн. человек (в 1993 г. — 4.841 млн.). Ежедневно только по Багдадскому железнодорожному узлу для перевозок пассажиров и грузов задействовано более 60 железнодорожных составов (в 1993 г. — 35, в 1998 г. — 50). Общий объем грузовых перевозок составляет более 40 млн. тонн в год.

Железнодорожный мост «Саррафия», разрушенный во время бомбардировок Багдада в 1991 году, перепрофилирован в автомобильный, в результате чего прервана железнодорожная узкоколейная ветка, напрямую соединяющая населенные пункты Хан-Махавиль и Эль-Мусайиб с Киркуком и Ферозхан (на ирако-иранской границе). Как заявил официальный Багдад, перепрофилирование моста связано прежде всего не с ограниченностью финансовых средств на его восстановление, а с экономической нецелесообразностью использования его как железнодорожного.

Следует отметить низкую пропускную способность железных дорог Ирака, связанную с тем, что 85 % железнодорожных путей — одноколейные и довольно старой постройки и не способны обеспечить одновременное движение составов в противоположных направлениях.

Иракское правительство уделяет большое внимание развитию и совершенствованию сети железных дорог и подвижного состава. В 1994 году подвижной состав железных дорог был доведен до 46 пассажирских поездов и 22 грузовых, а средняя скорость движения поездов, в результате проведения инженерных работ, составила, например, на линии Багдад — Басра — 90 км/ч. В 1997 году при той же скорости движения — соответственно 52 пассажирских и 32 грузовых.

Трубопроводный транспорт

Общая протяженность трубопроводов на территории Ирака составляет 12.3 тыс. км, в том числе: нефтепроводов — 6.3 тыс. км, газопроводов — 4.2 тыс. км, продуктопроводов -1.7 тыс. км. Суммарная пропускная способность нефтепроводов составляет 500 млн. тонн в год, газопроводов — 47.6 млн. куб. м в год, продуктопроводов — 9.8 млн. тонн в год.

Наиболее протяженными нефтепроводами являются: — Киркук — Сирия — порт Триполи, Ливан (протяженность по территории Ирака — 450 км, временно бездействуете 1981 г.);
— Киркук — порт Баниас, Сирия (450 км, бездействует с 1982 г.);
— Южная Румейла — Эз-Зубейр — Фао — Хор-аль-Амайя (180 км);
— Северная Румейла — Фао (143 км);
— Хадита — Румейла (680 км);
— Румейла — Фао — Аль-Бакр (190 км);
— Киркук — порт Дертиёл (Юмурталик), Турция (345 км);
— Румейла — врезка в транссаудовский нефтепровод «Петролайн» до порта Янбу (ИПСА-1) (650 км);
— Румейла — врезка в нефтепровод «Петролайн» (ИПСА-2) (800 км);
— Киркук — Юмурталик, Турция (около 986 км).

Иракское правительство предпринимает усилия, направленные на восстановление разрушенных нефтепроводов и поддержание старых в рабочем состоянии.

С введением в действие резолюции СБ ООН № 986 наибольшее значение в системе трубопроводов Ирака придается нефтепроводам Киркук — Юмурталик (Турция) и нефтепроводам, связывающим южные иракские месторождения с портом Фао. Кроме того, резолюция № 986 позволила иракскому правительству получить необходимое оборудование для данных нефтепроводов и восстановить их работоспособность.

Воздушные ракетные и бомбовые удары авиацией многонациональных сил в ходе операции «Буря в пустыне» объектов на территории Ирака в 1991 году показали высокую уязвимость системы трубопроводов страны. Ущерб от авиационных ударов по объектам нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности составил 5.5 млрд. долл. США. Наиболее легко уязвимыми объектами данной системы оказались терминалы в Фао, Хор-эль-Амайя, Аль-Бакр, а также нефтеочистные предприятия в Басре, Салах-эд-Дин, Насирии, Багдаде, Аль-Кайяре.

Речной и морской транспорт

Протяженность речных путей по рекам Тигр, Евфрат и Шатт-эль-Араб составляет в Ираке около 2.76 тыс. км. Флот речных судов насчитывает в своем составе более 2000 судов (в том числе около 1000 — баржи) общим тоннажем 25 тыс. тонн. Интенсивное заиливание русел рек требует проведения периодических работ по их расчистке и углублению фарватеров, что обеспечивается флотом специальных судов и драг.

В середине 1993 года были проведены работы, направленные на разблокирование русла реки Шатт-эль-Араб, занятого более 50 иностранными судами, после чего на фарватере было облегчено отбытие судов.

Морской флот Ирака принадлежит государственному сектору и состоит из 55 судов, из них: 18 сухогрузных судов общей грузоподъемностью 120 тыс. тонн, 19 танкеров, общим тоннажем 1.4 млн. тонн, и 18 рыболовных судов. Вместе с тем восстановление нанесенного войной в Персидском заливе ущерба танкерному флоту Ирака (около 60 % танкеров повреждено) в условиях экономической блокады практически не проводится.

Поскольку главный иракский порт Басра не функционирует по причине запущенности фарватера реки Шатт-эль-Араб, министерство транспорта и коммуникаций прилагает усилия по дооборудованию двух других портов — Умм-Каср и Хор-эз-Зубейр, где проводятся работы по реконструкции в целях увеличения их грузооборота.

Наиболее уязвимым местом в системе морских транспортных коммуникаций Ирака является возможность быстрого блокирования портов, находящихся на побережье Персидского залива. В случае начала конфликта использование морских портов Ирака как гражданскими, так и военными судами представляется затруднительным, поскольку вход в Персидский залив (Ормузский пролив) и его акватория могут быть быстро взяты под полный контроль авиацией и кораблями ВМС США или Ирана. Наиболее предпочтительным является вариант интернирования корабельного состава в соседний Иран еще до начала широкомасштабных боевых действий.

24.58MB | MySQL:59 | 0,535sec