Ситуация в Египте: июнь 2015 г.

В июне наметилось значительное расширение ареала действий джихадистских групп, большинство операций которых ранее осуществлялось на севере Синайского полуострова, в Каире, а также в Дельте Нила. Заметно выросла также интенсивность боевых действий.

3 июня двое полицейских были расстреляны неизвестными в Гизе в непосредственной близости от тамошних пирамид. Террористы после атаки скрылись с места нападения на мотоцикле.

8 июня египетская ветвь «Исламского государства» (ИГ) распространила очередной видеоролик с записью казни человека, представленого как «шпион» египетской полиции на севере Синайского полуострова. Он был убит выстрелом в затылок. Перед казнью он сообщил под камеру свое имя, возраст,  а также сделал «признание» в том, что спецслужбы поручили ему внедриться в ряды джихадистов из группировки «Ансар Байт аль-Макдис» (сейчас она называется «Вилает Синай» провозглашенного ИГ «халифата») для сбора информации об ее деятельности.

10 июня джихадисты попытались атаковать полицейских, охранявших  один из древних храмов в Луксоре. Эта атака была отбита. При этом погибли по меньшей мере 2 из числа нападавших, 2  — арестованы, ранения получил один полицейский. Полицейским помогла случайность — один из нападавших по неосторожности привел в действие находившийся на нем «пояс смертника» на значительном расстоянии от поста стражей порядка.

29 июня в Каире было совершено покушение на генерального прокурора Египта Хишама Бараката. На одной из улиц в Гелиополисе при проезде кортежа генерального прокурора сработало самодельное взрывное устройство. В результате взрыва, прогремевшего напротив здания военной академии, были уничтожены по меньшей мере пять припаркованных автомашин.

Первоначально утверждалось, что Х.Баракат получил легкие ранения осколками стекол, однако позднее стало известно, что генпрокурор погиб. Он стал самым высокопоставленным чиновником, погибших от рук джихадистов с июля 2013 года.

Его не спасла бронированнная машина, в которой он перемещался. Как пояснил прокурор, которому было поручено расследование теракта, эта машина могла защитить находившихся в ней людей от огня из стрелкковвого оружия, однако она оказалась неспособной противостоять сильному взрыву. Ранения в результате теракта получили 8 человек, в том числе 5 полицейских, входивших в охрану генпрокурора.

64-летний Х.Баракат получил свой пост после низложения президента М.Мурси. Он пользоввался репутацией ярого противника исламистов. При нем перед судом предстали тысячи сторонников «Братьев-мусульман» и других исламистских группировок.

Ранее, 21 мая, египетская ветвь ИГ обратилась к своим сторонникам с призывом атаковать представителей судов и прокуратуры. Этот призыв прозвучал после того, как был казнен через повешение джихадист, совершавший теракты от имени египетской ветви ИГ. Как следствие этого призыва — за последовавшие дни на севере Синая были убиты двое судей и прокурор.

В первом заявлении после теракта канцелярия президента заверила, что «его исполнители будут сурового наказаны».

30 июня президент А.Ф.ас-Сиси пообщел еще больше ужесточить законодательство с тем, чтобы более эффективно бороться с терроризмом. «Мы не собираемся ждать 5, 10 лет для того, чтобы судить людей, которые нас убивают, — заявил он на церемонии похорон Х.Бараката. — Мы изменим законодательство с тем, чтобы мы могли как можно быстрее вершить правосудие. Если это будет смертный приговор, он будет исполнен». За стенами мечети, где проходила траурная церемония, собрались несколько сотен каирцев, скандировавших лозунг «Народ требует казни «Братьев-мусульман»».

Такое же требование к судьям тут же прозвучало и из  уст министра юстиции Ахмеда аз-Зинда. «Возьмите реванш (у исламистов-авт.), используя законодательство. Эффективное и быстрое правосудие не должно занимать пять лет», — сказал он, обращаясь к судейскому корпусу.

Тогда же близкий к А.Ф.ас-Сиси известный журналист и бывший парламентарий Мустафа Бакри сообщил, что проект нового антитеррористического законодательства будет представлен на рассмотрение совета министров уже через два дня.

Похороны генпрокурора совпали по времени со второйй годовщиной начала массовых выступлений египтян 30 июня 2013 года против президента — исламиста М.Мурси, которые привели армию к принятию решения об его отстранении от власти.

Со своей стороны «Братья-мусульмане» призвали сввоих сторонников отметить день 30 июня «мирной революцией». Понятно, что в условиях повышенных мер безопасности этот призыв не был услышан. Для «Братьев-мусульман» 30 июня стало «днем начала исполнения заговора по свержению демократически избранного президента».

30 июня трое человек, подозреваемых в террористической активности, подорвались в Каире в собственной машине. Судя по всему, взрыв произошел из-за неумелого обращения со взрывчаткой, находившейся в машине.

6 июня суд второй инстанции отменил предыдущее решение египетской  Фемиды, назвавшей ранее палестинскую группировку ХАМАС «террористической организацией». Как пояснил представитель минюста, первое решение было отменено, поскольку суд первой инстанции «не обладал необходимой компетенцией для вынесения вердиктов по подобным делам».

Отношения между Каиром и движением ХАМАС резко обострились после низложения в июле 2013 года президента — исламиста Мухаммеда Мурси. Египетские власти рассматривают движение как палестинскую ветвь организации «Братья-мусульмане», запрещенной в АРЕ. В конце января египетское правосудие отнесло к разряду террористических организаций военнное крыло ХАМАС – «Бригады Изеддина аль-Касама». Каир обвиняет движение ХАМАС в поддержке джихадистов, действующих на севере Синайского полуострова.

При действующих египетских властях военные уничтожили сотни подземных туннелей, проходивших под границей между Египтом и сектором Газа, который контролирует ХАМАС. В апреле президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси своим указом определил, что за рытье туннелей или их использование вводится наказание в виде пожизненного заключения.

Со своей стороны руководство движения ХАМАС приветствовало новое решение египетского правосудия, «исправившего предыдущую ошибку».

9 июня Египет подверг резкой критике ранее опубликованный доклад международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», в котором осуждались «вопиющие нарушения» прав человека, совершенные за первый год правления А.Ф.ас-Сиси. Со своей стороны Каир обвинил эту организацию в «поддержке терроризма», заметив, что ее доклад «политически ориентирован», и что в нем не соблюдены «самые элементарные нормы точности и объективности».

9 июня интересными заявлениями в интервью информационному агентству АФП отметился глава университета «Аль-Азхар» Ахмед ат-Тайеб, принимавший участие во Флоренции в международном коллоквиуме на тему «Восток и Запад: диалог цивилизаций». В частности, он обвинил Запад в том, что не без его участия произошел быстрый рост влияния ИГ.

По его словам, «столь быстрый подъем ИГ заставил нас задуматься о причинах этого». «Человек с арабской «улицы» думает, что Запад имел отношение к его появлению. Оружие, которым вооружены боевики ИГ, является американским оружием, оно не произведено в арабском мире, — отметил он. — ИГ развивалось слишком быстро. Это развитие требовало огромных средств. Эткуда поступили эти средства? Человек с «улицы» говорит, что Запад не действует серьезно, говоря, что воюет с ИГ».

В поддержку своих тезисов шейх привел известный аргумент, когда американцы трижды сбрасывали грузы оружия и боеприпасов на позиции ИГ, объясняя свои деййствия «ошибкой». При этом он не стал отвечать на вопрос о возможной ответственности ряда арабских стран, и в частности, стран Персидского залива за укрепление и финансирование ИГ.

«Если бы США и их союзники действительно хотели бы помочь арабам ликвидировать ИГ и порожденные им структуры, они бы могли сделать это за один день, — утверждал шейх. — Они же хотят хаоса. Создается впечатление, что они хотят разорвать наш регион, и ИГ представляется эффективным инструментом для этого. ИГ служит интересам великих держав, которые не хотят, чтобы этот регион развивался близ Израиля».

Свои заявления шейх сделал как частное лицо, поскольку возглавляемый им университет «Аль-Азхар» «не является политическим институтом».

9 июня стало известно, что в американском Госдепе отказались принимать делегацию египетских «Братьев-мусульман», находившуюся в США с частным визитом. Мотивы этого отказа понятны — в Египте «братья» находятся под запретом. И любая встреча официальных лиц с ними могла бы только осложнить и без того натянутые отношения между Каиром и Вашингтоном. Как пояснил представитель Госдепа, «мы вовлечены в диалог с представителями всех египетских политических сил, и ранее у нас были контакты и с этой группой, но в данный момент мы не намерены встречаться с ними». «Такая встреча не была бы полезной в настоящее время», — заметил он. При этом представитель госдепа заметил, что Вашингтон «не  изменил свою политику» по отношению к «братьям», с которыми он намерен продолжать «оставаться в контакте».

Делегация «Братьев-мусульман» находилась в Вашингтоне по приглашению одного из американских «исследовательских» центров. Этот визит вызвал негативную реакцию в Каире, который вызвал в МИД посла США в Египте для объяснений.

16 июня продолжилась бесконечная цепочка приговоров, выносимых египетским правосудием бывшему президенту М.Мурси. На сей раз он был осуужден на пожизненное заключение по обвинению в «шпионаже» в пользу палестинского движения ХАМАС, ливанской группировки «Хизбаллаа» и Ирана. Ранее М.Мурси был приговорен к смертной казни по обвинениям в побеге из тюрьмы и подстрекательстве к насилию. Этот приговор был подтвержден 16 июня. Кроме того, он получил 20 лет тюрьмы по обвинению в применении насилия противв манифестантов во время его правления, продолжавшегося один год. Всего экс-президент проходит по пяти делам.

17 июня стало известно, что по президентской амнистии Египет намерен освободить 165 человек, попавших в тюрьмы на основании закона, ограничившего право на проведение манифестаций.  В списке помилованных не оказалось ни одного активиста из числа тех, кто участвовал в восстании 2011 года, приведшем к уходу от власти Х.Мубарака. Их осуждение в силу упомянутого закона вызвало негодование международных правозащитныых организаций. Речь идет, в частности, о левом активисте Алаа Абдель Фаттахе, получившем 5 лет тюрьмы, его сестре Санаа Сейф (2 года) и основателе «Движения 6 апреля» (это движение стояло у истоков восстания 2011 года) Ахмеде Махере (3 года). Под объявленную накануне рамадана амнистию попали главным образом молодежь и несовершеннолетние.

Со времени низложения М.Мурси в июле 2013 года египетские власти подавляют все оппозиционные группы, включая светские и левые.

29 июня правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) обвинила Египет в том, что тот превратился в «полностью репрессивное государство». Чтобы подкрепить этот тезис, она привела данные, согласно которым с июля 2013 года египетские власти арестовали свыше 41 тысячи человек, по меньшей мере 16 человек пропали без вести. В докладе, приуроченном ко второй годовщине низложения М.Мурси, МА осудила мировое сообщество за молчание по этому поводу. По оценке МА, египетский режим «пытается убить в зародыше любую будущую угрозу своей власти».

22 июня, впервые с 2012 года, Египет назначил своего посла в Израиле. Им стал Хазем Хайрат. Его предшественника отозвал из Израиля сразу после избрания президент — исламист М.Мурси.

10 июня в Средиземном море близ Александрии стартовали впервые проводившиеся российско-египетские военно-морские учения «Мост дружбы – 2015». Они стали свидетельством быстрого сближения между Москвой и новыми египетскими властями. В ходе учений корабли двух стран отработали вопросы совместной противовоздушной обороны, маневрирования, поиска и спасения в море, оказания помощи терпящему бедствие судну, досмотра подозрительных судов.

Со стороны ВМФ России в учениях принимали участие флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва», большой десантный корабль, сторожевойй корабль и танкер, со стороны ВМС Египта — два фрегата УРО, два ракетных катера и танкер.

17 июня в Александрию прибыли два ракетных сторожевых корабля, которые США передали Египту для «обеспечения региональной безопасности и борьбы против терроризма в зонах Суэцкого канала и Красного моря». Ранее Вашингтон передал ВМС Египта еще два аналогичных корабля. Общая стоимость четырех сторожевиков — 1,1 млрд долларов. Как представляется, эта поставка призвана каким-то образом компенсировать наметившийся крен Каира в сторону французских и российских поставщиков оружия в ущерб египетскко-американскому военно-техническому сотрудничеству.

13 июня египетские власти объявили, что второе русло Суэцкого канала, призванное разгрузить существующую водную артерию, будет открыто для судоходства начиная с 6 августа. Реализация этого проекта стала первым достижением новых египетских властей в сфере экономики, больше всего пострадавшей за время после ухода от власти в 2011 году Хосни Мубарака. Как заявил глава администрации Суэцкого канала Мохаб Мамиш, «земляные и дренажные работы завершатся 15 июля, церемония открытия нового Суэцкого канала состоится 6 августа». Строительство второго русла Суэцкого канала стартовало 5 августа 2014 года в присутствии президента А.Ф.ас-Сиси.

В целом, убийство генерального прокурора стало первым серьезным поражением президента А.Ф.ас-Сиси, обещавшего при избрании на этот пост в 2014 году очистить страну от исламистов. Пока что это не очень удается ему. И, как представляется, без новых союзников в гражданском обществе, и в частности, среди левых и светских организаций, ему будет трудно консолидировать египетское общество на борьбуу с джихадистами.

52.33MB | MySQL:103 | 0,603sec