Саудовская Аравия и ОАЭ дестабилизируют ситуацию на Африканском роге

Премьер-министр Эфиопии Хайле Десалень вновь публично выразил свою озабоченность «провокационной» активностью официальной Асмэры в отношении нагнетания напряженности в соседних с ней государствах, под которыми подразумеваются, прежде всего, Эфиопия и Джибути. Деструктивная роль Эритреи в данном случае заключается, главным образом, в стимулировании подрывной деятельности сепаратистских группировок, типа движений племенных кланов оромо, огаден и организации афаров — Front pour la restauration de l’unite et de la democratie (FRUD), действующая в основном в Джибути. За этой активностью сепаратистов и стоящей за них Асмэры явно прослеживается саудовско-эмиратовский след. КСА и ОАЭ в прошлом месяце жестко разорвали свои отношения с Джибути и вывели свой инженерный военный контингент из этой страны. Первоначально планировалось, что именно в Джибути будет размещаться воинский контингент аравийских монархий на специально построенной базе с целью контроля над стратегически важными логистическими коридорами экспорта углеводородов. Теперь акцент смещен (причем очень решительно) в сторону Эритреи, где КСА и ОАЭ не только готовы разместить свои войска на бывшей советской военной базе в Бербере, но и серьезно вложиться в модернизацию транспортной инфраструктуры Эритреи. Антисаудовская, по большому счету, политика Аддис-Абебы, которая в последнее время жестко прессингует главную креатуру Эр-Рияда в стране в лице саудовско-эфиопского миллионера М.Х.аль-Амуди и высылает саудовских проповедников из страны, вызывает аналогичную деятельность Эр-Рияда, который через Асмэру старается стимулировать враждебные эфиопам и их главным союзникам в регионе джибутийцам сепаратистские группы.

В настоящее время президент Джибути Исмаил Омар Гелле явно с подачи Аддис-Абебы вознамерился жестко лимитировать активность FRUD на своей территории. В частности, «сбить» боевиков этой группы со стратегической трассы между Эфиопией и Джибути, и в перспективе нанести непоправимый урон их базам в горном массиве Маблас. Весь июнь с разной интенсивностью шли бои в Мабласе. Джибутийские войска пытались развить наступление с плацдарма в Модено. 11 июня с.г. были подвергнуты артиллерийским ударам позиции сепаратистов в Сийяру, северо-западнее Таджураха. До этого, начиная с апреля, начальник генерального штаба армии Джибути генерал Закария Шейх Ибрагим и министр внутренних дел и обороны Хассан Омар Мохаммед спешно пытались сформировать ударную группировку сил, стягивая – «с бору по сосенке» — наиболее боеспособные части из регионов Обок, Вадди, Орробор, Гал Ела, Таджурах и Ассгуейла. Активно проводилась и огневая подготовка наступления: позиции боевиков регулярно подвергались обстрелам с вертолетов и броневиков. Сам факт того, что для сколачивания группировки Джибути понадобилось более двух месяцев свидетельствует о том, что с этим компонентом у джибутийских военных дело обстоит не самым блестящим образом. Ощущается явный дефицит не только боеспособных частей, но и недостаток вертолетов.

Параллельно с чисто военными мерами джибутийское руководство дало «зеленый свет”» и на репрессии в отношении политического крыла  FRUD. В частности, им подверглись члены семей спикера Национальной ассамблеи страны и генерального секретаря FRUD Мохаммеда Али Хумеда и политического директора этой структуры Мохаммеда Кадаму. Одновременно правозащитники акцентировали внимание на резкое ухудшение условий содержания в тюрьме еще одного харизматичного лидера афаров Мохаммеда Ахмеда («Джабха»), который находится в заключении без каких-либо официальных обвинений. В этой связи его французский адвокат Беранже Турне даже обратился с просьбой к президенту Франции Ф.Олланду срочно вмешаться в ситуацию. Как полагает ряд экспертов, тема «Джабхи» будет затронута в обязательном порядке во время визита министра обороны Франции Ж-И.Ле Дриана в Джибути в июле с.г.

В любом случае эскалация напряженности в Джибути будет только набирать обороты. Концентрация джибутийских войск в районе Мабласа серьезно ослабляет другие участки возможного противодействия с террористами из  «Аш-Шабаб». Пока экстремисты действуют в основном в Могадишо и районе Джубаленда, но эфиопские спецслужбы полагают очень реальным вариант перенесения активности экстремистов собственно на джибутийскую территорию. Особенно после того, как «Аш-Шабаб» получила серьезное пополнение из группировки сомалийского племени огаден, выходцы из которого традиционно проживают в районе Кисмайо и Могадишо. Мы уже сообщали, что власти анклава Сомалиленд играют в этой цепочке роль основных координаторов и снабженцев, что, по оценке эфиопских спецслужб, объясняется деструктивной ролью Асмэры, за которой стоит Эр-Рияд. Другими словами, Саудовская Аравия пытается задействовать для распространения своего влияния в регионе Африканского Рога старый испытанный механизм стимулирования местных радикальных исламистски настроенных группировок, что может стать серьезной проблемой как для Аддис-Абебы, так и для главного саудовского союзника Асмэры. Это, безусловно, требует финансирования, к чему и в КСА. И в ОАЭ готовы. К этому их вынуждает ситуация в Йемене прежде всего. Совершенно невнятные попытки саудовцев военным путем решить проблему экспансии зейдитов в этой стране ставит на повестку дня раскол Йемена как минимум на две части, а на севере, бесспорно, будут доминировать именно зейдиты. По крайней мере, альтернативы с точки зрения силовой составляющей там пока не видно. Это автоматически вызовет рост влияния Ирана, а значит надо быть готовым к тому, что Тегеран получает устойчивый плацдарм для контроля над маршрутами экспорта саудовской нефти. Разрыв Хартума с Тегераном и отказ суданцев предоставлять свой Порт-Судан для «технического обслуживания» кораблей иранских ВМФ отложило эту угрозу лишь на время. Йемен, безусловно, является более выгодной площадкой для усиления иранцев в регионе. Кроме того, в этом случае Тегеран получает возможность контролировать основные каналы контрабанды оружия и миграционные потоки из Африки, что, в общем-то, отвечает интересам усиления лояльных ему группировок на Синае в рамках очевидного потепления отношений между Ираном и ХАМАСом.

62.84MB | MySQL:102 | 0,501sec