К вопросу о публикации в Турции книги «Двенадцать лет с Абдуллой Гюлем»

Практически немедленно после проведения в Турции парламентских выборов, в середине июня месяца текущего года, вышла в свет книга Ахмета Севера «Двенадцать лет с Абдуллой Гюлем. Прожил, видел, написал». Автор на протяжении ряда лет являлся советником Абдуллы Гюля, сопровождая последнего на всех ключевых этапах его карьеры: премьер-министр, министр иностранных дел и, наконец, президент страны.

Книга сразу же стала политическим бестселлером и дефицитным товаром на полках книжных магазинов Турции. По истечении двух недель с выхода в свет на титульном листе «Двенадцати лет…» уже указывалось, что книга переживает своё тридцатое (!) издание.

Среди политологических исследований последнего времени книга А.Севера, вне всякого сомнения, привлекла к себе наиболее пристальное внимание со стороны действующих политиков, обозревателей и рядовых читателей. Вероятно, тут сошлось многое. Прежде всего, фигура самого действующего лица – бывшего президента А.Гюля, по-английски ушедшего из политики, но до сих пор не сказавшего последнего слова, а посему остающегося «тёмной лошадкой». Именно это слово многие пытались разглядеть в излагаемой со страницы книги подноготной, далеко не безоблачных, отношений между А.Гюлем и ведущими политиками страны из Партии справедливости и развития, включая нынешнего президента Р.Т.Эрдогана и премьер-министра А.Давутоглу. Тем более, что А.Гюль не отрицал того, что ознакомился с рукописью до публикации и хотя и не благословил её, но и не воспротивился. Разумеется, сыграл свою роль удачный выбор момента, когда стало окончательно понятно, что вместо долгожданной ясности, которую должны были принести парламентские выборы, турецкое общество попало в полосу неопределённости.

Обращаясь непосредственно к книге, отметим, что она – явно нерядовая. Скажем, с точки зрения охватываемого периода времени, свыше десяти лет, и по стандартам жанра турецкого политического исследования «Двенадцать лет» — выглядят слишком коротко, всего двести страниц. Книга хорошо и дробно структурирована как по этапам карьеры Абдуллы Гюля, так и по основным вопросам турецкой повестки. Самый короткий раздел книги занимает один-два параграфа, самый длинный – несколько страниц. Это позволяет прочесть книгу быстро и выборочно, тем более, что она написана простым языком, то есть рассчитана, в первую очередь, на обычного читателя.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, какие основные тезисы Ахмета Севера можно выделить из «Двенадцати лет…»? Попробуем перечислить:

  1. А.Гюль, достаточно недвусмысленно противопоставляемый Р.Т.Эрдогану, добился того, чтобы стать консолидирующей фигурой на посту президента страны. Он пользовался уважением и поддержкой не только в рядах родной Партии справедливости и развития (хотя, очевидно, что не у всех однопартийцев), но и среди оппозиционных движений. Так, автор указывает, что Партия националистического движения и её лидер Д.Бахчели предлагали А.Гюлю стать единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах, в августе месяце 2014 года. А ставший им в итоге Э.Ихсаноглу на страницах книги сознаётся в том, что если бы А.Гюль принял это предложение, то он бы не счёл для себя возможным этому противиться и вступать в конкуренцию. Отмечается и позиция военных, которые в начале президентского срока не хотели приветствовать А.Гюля словами «Мой уважаемый президент», демонстративно исключая притяжательное местоимение «мой», однако, спустя какое-то время изменили свою позицию и перешли к стандартному обращению, предусмотренному протоколом. Как выяснилось не зря, потому что именно А.Гюль, как можно понять из книги, с глубоким сомнением отнёсся к обвинению в адрес главы генерального штаба И. Башбуга в содействии терроризму и в подготовке государственного переворота и добивался справедливого судебного разбирательства.
  2. Годы, когда А.Гюль был премьер-министром и министром иностранных дел, охарактеризованы в качестве «золотой эры» Турции, когда имидж страны в мире неуклонно улучшался, был достигнут прогресс с Европейским союзом по вопросу полноправного членства, Республика стала моделью развития для стран Ближнего Востока и Северной Африки и оправдывала своё реноме «моста» и «перекрёстка», являясь равноудалённым посредником в урегулировании региональных проблем.
  3. А.Гюль, заступая на должность президента, в числе наибольших вызовов для страны указывал на курдскую проблему, кипрский вопрос и отношения с Арменией. И, как это следует из книги, он играл ведущую роль в том, чтобы каждый из этих вопросов вошёл в турецкую политическую повестку. Скажем, указывается, что, так называемая, «футбльная дипломатия», когда А.Гюль встречался на матче национальных сборных в Ереване со своим армянским коллегой, С.Саргсяном – целиком и полностью заслуга и инициатива турецкого президента, которой противился как Р.Т.Эрдоган, так и оппозиция. То же касается и вопроса курдского урегулирования: Гюль занял принципиальную позицию, состоящую в том, что «называть курда курдом в Турции – дело чести».
  4. А.Гюль характеризуется Ахметом Севером, как исключительно энергичный и работоспособный политик, совершивший, кстати, рекордное количество зарубежных визитов и внутренних поездок по регионам страны. В этой связи автором указывается, что комментарий Эрдогана о том, что он будет не просто номинальным лидером, а «бегающим и потеющим» президентом, накануне выборной компании августа месяца 2014 года, было воспринято А.Гюлем болезненно, как выпад в свой адрес.
  5. Последние годы характеризуются А.Севером, по сути, как потерянный шанс, как в плане политического и экономического развития страны, так и с точки зрения отношений с внешним миром, когда авторитет Турции пошатнулся из-за ошибок, допущенных во внешнеполитическом курсе.
  6. А.Гюль со страниц «Двенадцати лет…» предстаёт защитником гражданских прав и свобод, неоднократно выступавшим против запрета социальных сетей и антидемократичного Закона об интернете, с вниманием и обеспокоенностью следящим за протестами на площади Гези и отстаивавшим необходимость диалога с митингующими. Именно президент, как об этом пишет А Север, вмешался в ситуацию и добился разбора полицейских заграждений, что способствовало деэскалации насилия и предотвратило появление новых жертв. Указывается на то, что только президентская защита в ряде случаев спасала «неугодных» журналистов от спорных судейских преследований.
  7. Декабрь 2013 года, когда в Турции разгорелись коррупционные скандалы, отмечен Ахметом Севером, как один из самых тяжелых периодов в жизни президента, когда А.Гюль был глубоко подавлен и разочарован и даже просил оградить его от общения с прессой. Как подчёркивает А.Север, этот случай стал первым подобным в политической карьере президента. В итоге, президент А.Гюль выступил за справедливое разбирательство в отношении членов Кабинета министров и представителей бизнеса, невзирая на чины и звания, а также степень родства. Отдельно упомянуто, что А.Гюль выступил против того, чтобы оставить Э.Багыша, министра по делам ЕС, в Кабинете министров, как того добивался Р.Т.Эрдоган.
  8. Отдельный раздел книги уделён опровержению какой-либо связи между А.Гюлем и движением исламского проповедника Ф.Гюленом «Хизмет».

Пожалуй, самое важное послание, которое можно увидеть в книге – то, что Партия справедливости и развития изменилась, и своими руками разрушает то положительное, что создавалось на протяжении ряда лет. При этом на президента А.Гюля, который, по словам А.Севера, «бОльший член партии», чем кто-либо ещё из нынешней ПСР, однопартийцами неоднократно разворачивалась настоящая «травля». Хотя, именно он привёл в большую политику и Ахмета Давутоглу и Хакана Фидана, а также неоднократно выступал в роли защитника перед Р.Т.Эрдоганом Бюлета Арынча.

Р.Т.Эрдоган и однопартийцы «в ответ» закрыли А.Гюлю дорогу назад, в частности, назначив выборы нового председателя ПСР на 27 августа 2014 года, то есть проведя их ровно за один день до истечения срока президентских полномочий. В итоге работоспособный и влиятельный А.Гюль был оставлен за бортом большой политики и отошёл от дел.

Как же отреагировали основные политические силы на публикацию книги «Двенадцать лет с Абдуллой Гюлем»?

Р.Т.Эрдоган выдержав небольшую паузу, заявил о том, что он не верит, что за публикацией стоял и поддерживал её А.Гюль. Рядовые члены ПСР подвергли книгу чуть более детальному разбору, указав на ряд допущенных несоответствий и искажений действительности. В целом же, книга была ими охарактеризована, как «нож в спину» Партии справедливости и развития в критический момент.

Мнения оппозиции разделились. Появились как положительные комментарии, так и критика в адрес А.Гюля, который непонятно, почему: а) до сих пор молчал, б) по сути, самоустранился от борьбы с теми политикой и решениями Р.Т.Эрдогана и ПСР, с которыми он, как президент, был несогласен. Впрочем, и те и другие считают, что книга запоздала, поскольку Гюль уже почти год, как не президент. Автор же заявил, что не хотел влиять на итог парламентских выборов и поэтому книга появилась лишь только после обнародования результатов. Хотя, это вряд ли убедительное объяснение выбору момента для подобной публикации, напротив, весьма удачному, чтобы на фоне неубедительного выступления Партии справедливости и развития вновь напомнить об Абдулле Гюле.

Возможно, в роли потенциально консолидирующей фигуры для расколотого турецкого общества. Однако, если это — верно, то на каком поприще А.Гюль в нынешней ситуации мог бы найти себе применение? На самом деле, вариантов не так много.

Первый – новый председатель Партии справедливости и развития, чей съезд состоится в августе месяце. Не исключено, что партию большинства ожидает «ребрендинг».

Второй – глава новой политической партии, которая могла бы «приютить» старую партийную «гвардию» и оттянуть на себя часть избирателей из оппозиционных движений, на случай проведения повторных парламентских выборов. Чем не будущий партнёр по коалиции, страхующий Партию справедливости и развития, когда и если коалиционное правительство не будет сформировано и будут объявлены перевыборы? И чем А.Гюль – потенциально не лидер оппозиции, которая, как показали выборы спикера Меджлиса, в своему нынешнем состоянии не умеет между собой договариваться и вполне может нуждаться в «варяге на княжение»?

Какой бы из упомянутых вариантов не оказался в итоге соответствующим действительности (разумеется, не исключено и возникновение иных), понятно, что А.Гюля ещё рано списывать со счетов и его сохраняющийся потенциал ещё может найти себе применение.

52.22MB | MySQL:103 | 0,517sec