О пропагандистской кампании «Аль-Каиды» против «Исламского государства»

В прошлом году в месяц  рамадан лидер «Исламского государства» (ИГ) Абу Бакр аль-Багдади объявил себя «главным халифом» в главной мечети Мосула. Это был пик экспансииИГ, за счет очень приличных финансовых средств в нее текли потоки добровольцев, проводились успешные наступательные операции сразу на двух фронтах (Сирии и Ираке), а иракская армия показывала свою полную неспособность к какому-то внятному сопротивлению. За прошедший год ситуация кардинально изменилась. Несмотря на все осторожные замечания представителей Белого дома и Пентагона о том, что «борьба с ИГ потребует десятилетий» позволим себе рискнуть и констатировать, что кардинальный перелом в этой борьбе уже произошел. И прежде всего, в рамках финансовой состоятельности ИГ и способности свободно оперировать этими возможностями. В общем-то, попытка запустить проект с собственными золотыми и серебряными динарами — ясный показатель дефицита твердой валюты и исламистов. Как мы уже сообщали, сокращение объемов продажи контрабандной нефти сразу же самым негативным образом сказалось на поступлениях в казну нового «халифата». Плюс автономия от международной банковской системы, которую никакая «хавала», кто бы что ни говорил, никогда не заменит в полном объеме. Это сразу же самым негативным образом сказалось на притоке новых рекрутов и закупке вооружения, а значит и на динамике боевых действий. В этой ситуации вновь обострилась борьба между двумя столпами радикального джихадизма ИГ и «Аль-Каидой». Последняя совсем «завяла» под напором молодого и агрессивного конкурента, которому в принципе мало что могла противопоставить. Отказавшись от финансирования своих филиалов за границей, «Аль-Каида» тем самым заложила мину замедленного действия под свою «главенствующую роль» в процессе джихада. И конечно, выжидательная позиция А.аз-Завахири «со товарищи» только способствовала этому. Джихадизм — это дело молодых, а им нужен постоянный драйв, а не философские учения и настроенность «на вечность».

Тем не менее, в последнее время пропаганда «Аль-Каиды» предпринимает лихорадочные попытки очернить саму суть ИГ. Первый такой массированный залп дал журнал «Аль-Каиды» в индийском регионе. В июне с.г. вышел его очередной 92-страничный выпуск, в котором центральное место занимало интервью с пресс-секретарем «Аль-Каиды» Адамом Гаданом, который был убит в январе с.г. американским беспилотником. Гадан много времени уделил фигуре Абу Мусаба аз-Заркауи, которого почему-то считают одним из основоположников того явления, которое сейчас называют ИГ. В частности, всячески отстаивается и подчеркивается тезис о том, что «аз-Заркауи всегда выступал за единство и джихад, и никогда не допускал отклонения от генеральной линии организации». Это абсолютно соответствует действительности, поскольку А.М.аз-Заркауи был эмиссаром «Аль-Каиды», получал из Залива финансы на развитие джихада, и стремился комбинировать с риторикой, дабы заручиться поддержкой местных баасистов. Говорить о том, что он стал основателем ИГ беспредметно, поскольку это явление по сути своей является ренессансом баасизма и к « мировому халифату» по природе своей имеет очень малое отношение. Спекуляции на этой теме служат, прежде всего, делу привлечения иностранного «пушечного мяса». В отличие от «Аль-Каиды» в руководстве ИГ вообще нет иностранцев, и это очень показательно. А.Гадан особенно напирает в своих откровениях на то, что «отнимать богатства других мусульман, лишать их жизни, оставлять вне лона ислама (как это делает ИГ-авт.) преступно». То есть подвергаются сомнению принципы самой стратегии ИГ, его чрезмерная жестокость по отношению к другим мусульманам. Это важно, поскольку характеризует основной пропагандистский тезис «Аль-Каиды» в их противодействии своим основным конкурентам. Интересен и главный интервьюер Гадана из этого журнала — М.Юсеф, который виртуозно владеет английским языком, и является чуть ли не членом знаменитой «Лиги плюща» ( ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США) что объясняет его устойчивые связи с рядом представителей американской политической элиты. Естественно, сильно не афишируемые.

Синхронно с этим «выстрелил» и исламистский журнал «Рисаля». Он недавно был образован и своей главной задачей считает «развенчание в умах мусульман некоторых ошибочных стереотипов и сомнений, которым способствовали кафиры, лицемеры, присутствующие среди нас и кто стремится исказить и уничтожить ясное и чистое учение ислама и джихада на пути Аллаха». Журнал активно критикует предательскую роль сторонников ИГ в Сирии в рамках их противодействия «истинным джихадистам» в лице «Джабхат ан-нусры». ИГ, по версии журнала, «создало свой меч для раздела мусульманской уммы, вместо того, чтобы ее собрать». Также публикуются откровения на эту тему ликвидированного  недавно американцами лидера «Аль-Каиды Аравийского полуострова» АКАП Н.аль-Вахайши и одного из командиров «Джабхат ан-нусры» Абу Мухаммеда аль-Джулани. Журнал посвящен опровержению идеологии и практики ИГ и утверждает, что «Исламское государство» не может быть легитимным, поскольку А.Б.аль-Багдади не посоветовался с лидерами глобального джихадистского движения до провозглашения себя халифом. Активно цитируется в этой связи высказывания известного богослова Сахиха Бухари, типа: «если какой-либо человек дает клятву верности кому-то (стать халифом), не посоветовавшись с другими мусульманами, и кто-то присягнул ему на верность, то они должны быть убиты». Примерно в той же тональности цитируются и известные богословы типа Абу Катады и Абу Мухаммеда аль-Макдиси. Одновременно активно используются воспоминания ветеранов «Аль-Каиды», которые лично знали Усаму бен Ладена и, опираясь на этот факт, активно используют тезис о том, что «он точно бы не стал одобрять убийство и насилие над женщинами и детьми, независимо от их вероисповедания». Помимо собственно журналов в пропагандистских целях активно используется и Твиттер, где в последний месяц появилась целая волна критичных для ИГ высказываний. Оживились, как по команде, и исламисты в Магрибе и талибы в Пакистане, которые также включились в пропаганду против ИГ.

Ее истоки и попытки Саудовской Аравии перехватить инициативу у ИГ в формате пропагандистской кампании, которую они на первом этапе бездарно проиграли, в общем-то, очевидны. Но вот совсем неочевидны результаты этой кампании, поскольку вникать в философские диспуты для основной части (в многом безграмотной) рекрутов и сторонников ИГ является делом второстепенным. Они идут туда, где есть деньги и движение. То есть, действие, а у «Аль-Каиды» ни того, ни другого нет. Или, по крайней мере, недостаточно, если мы возьмем, например, ту же «Джабхат ан-нусру», которая создана Эр-Риядом для решения конкретной локальной задачи в Сирии.

52.12MB | MySQL:103 | 0,533sec