КНР и страны «арабской весны»: направления взаимодействия, проблемы и перспективы

Китайская Народная Республика в разные годы установила отношения со странами Северной Африки и Ближнего Востока, в которых в течение последних пяти лет произошли смены режимов под общим названием «арабская весна». Официальный Пекин традиционно придерживался политики невмешательства в дела суверенных государств, в том числе в указанном регионе. Однако в результате переворотов (политических и/или военных) в странах «арабской весны» крупный и средний китайский бизнес понес серьезные финансовые потери, отчасти в них он винит руководство страны, которое поддержало ливийскую резолюцию СБ ООН и не предприняло в свое время мер по ситуации в Египте.

В настоящее время анализ деятельности руководства КНР показывает начало переориентации внешнеполитического курса Китая на активные действия по защите национальных интересов. Китайское руководство осознало необходимость перехода от попыток уговорить противоборствующие стороны сесть за стол переговоров к активной и даже «силовой» внешней политике. Демонстрация военно-морского флага КНР в Средиземном море, Персидском и Аденском заливах «охладила» пыл многих «горячих африканских предпринимателей» и их западных сподвижников. ВМС и ВВС НОАК продемонстрировали мировому сообществу свои возможности по защите национальных интересов и граждан КНР не только в Тихом океане, но и у берегов экономически важного Африканского континента.

В соответствии с новыми внешнеполитическими реалиями власти КНР предпринимают следующие меры:

– отделяют экономические интересы от политических убеждений;

– активно выступают посредниками в переговорах между новыми руководителями стран «арабской весны» и китайскими бизнесменами;

– вовлекают научно-экспертное сообщество в процесс выработки ситуативных решений и региональных концепций.

Кроме того, китайские специалисты по безопасности, изучив американский опыт применения частных военных компаний, активно формируют аналогичные подразделения, обеспечивающие безопасность сотрудников китайских нефтедобывающих компаний.

Следует отметить, что не во всех упомянутых странах обстановка позволяет иностранному бизнесу вернуться и активно вести дела. Можно выделить три причины торможения восстановления былого китайского присутствия в странах «арабской весны»: нерешительность китайских бизнесменов; активность западных и арабских конкурентов, стремление местного руководства извлечь двойную выгоду из конкурентной борьбы.

Далее выделим основные направления взаимодействия КНР с отдельными странами, в которых произошли события «арабской весны».

 

КНР и Ливия

 

Китай и Ливия установили дипломатические отношения в 1978 г. и с этого момента сотрудничество двух стран постоянно расширялось. В 1982 г. стороны подписали соглашение о создании «Китайско-ливийского совместного комитета по вопросам экономического, торгового и научно-технического сотрудничества», также была утверждена соответствующая программа. В период с 1983 по 1994 гг. официальный Пекин направлял группы медицинских сотрудников для улучшения медицинского обслуживания местного населения.

За время правления М.Каддафи в Ливию пришли такие крупные китайские строительные корпорации, как China State Construction Engineering Corporation (CSCEC), China Communications Construction (CCC), China Gezhouba Group Corporatio», Metallurgical Corporation of China (MCC), а также нефтяные корпорации CNPC, SINOPEC Group и CNOOC. Так, China Gezhouba Group Corporation, Metallurgical Corporation of China (MCC) по контракту на сумму в 2 млрд долл. США возводили жилье и примерно на такую же сумму велось строительство жилых зданий корпорацией China Communications Construction. Китайская корпорация China Railway Construction Corp (CRCC) осуществляла проект по строительству железнодорожных линий общей протяженностью более 1300 км, которые должны были соединить города Сирт, Бенгази, Триполи, Мисурата. Компания China State Construction Engineering Corporation заключила с ливийской стороной контракт на строительство более 180 объектов транспортной и жилой инфраструктуры стоимостью 2,67 млрд долл. США. Кроме того, были заключены на значительную сумму (18,8 млрд долл. США) контракты на поставку сырой нефти в КНР.

Всего к моменту начала боевых действий на территории Ливии работали 75 китайских компаний и от 35 до 38 тысяч граждан КНР. При этом следует отметить, что китайские партнеры обеспечивали трудоустройство местного населения (от 500 до 800 тысяч человек).

В борьбе с оппозиционерами официальный Триполи надеялся на военно-техническую помощь со стороны КНР и потому направлял своих представителей для переговоров с компаниями – официальными поставщиками широкой номенклатуры вооружения и военной техники (ВВТ) для сухопутных войск стран Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока: China North Industries Corporation, China National Precision Machinery Import and Export Corporation, China XinXing Import and Export Corporation. Однако по имеющейся информации китайские оружейники не решились реализовать ливийские контракты общей стоимостью 200 млн долл. США.

Вероятно официальный Пекин поддержал резолюцию № 1970 СБ ООН по Ливии по ряду причин: вмешательство М.Каддафи в деятельность китайских нефтяников, высказывания ливийского лидера, сравнивавшего Китай с западными колонизаторами, а также ведение им переговоров с тайваньскими компаниями. Политическое лицемерие североафриканского партнера стало катализатором решения о поддержке резолюции СБ ООН, которая в конечном счете привела к серьезным экономическим потерям китайских компаний (около 50 млрд долл.США).

С момента перехода властных полномочий к Переходному национальному совету (ПНС) Ливии официальный Пекин регулярно напоминает о возможности хорошей оплаты при условии защиты китайских объектов и неоконченных проектов, определенных бонусах при стабилизации ситуации в стране и разрешении китайским корпорациям вернуться в страну. Эти вопросы регулярно обсуждаются на встречах представителей ПНС в г.Доха с китайскими послами в Катаре и Египте и менеджерами высшего звена таких китайских компаний, как China State Construction Engineering Corp, China Gezhouba Group Corporation, Huawei Technologies и Zhongxing Technologies (ZTC).

Представители ПНС утверждают, что для восстановления экономики страны необходимы инвестиции в размере 100 млрд долл. США в течение ближайших пяти лет. Если китайские компании согласятся, то они будут участвовать в развитии возобновляемой энергетики и туризма. Свою заинтересованность уже высказали такие компании, как Metallurgical Corporation of China Ltd и RTH Solar Energy Application and Technology Co Ltd.

В настоящее время сотрудники китайских дипломатических представительств, размещенных в Египте и Катаре, регулярно посещают ливийские города и анализируют гуманитарную ситуацию; известно о визитах сотрудников Департамента Африки МИД КНР и научных сотрудников Института стран Западной Азии и Африки Академии общественных наук КНР в Ливию в составе гуманитарных миссий «Красного креста».

Очевидно, что вмешательство Запада во внутренние дела Ливии является попыткой восстановить былое влияние на африканском континенте и сдержать экономический рост Китая, который зависит от поставок ресурсов из этого региона. Западные специалисты за последние несколько лет серьезно уступили китайским конкурентам на «черном» континенте и осознали невозможность «победы» в честной конкурентной борьбе, в связи с этим в ход идут грубые меры, нарушающие нормы международного права.

 

КНР и Тунисская Республика

 

Официально дипломатические отношения между Тунисом и КНР установлены в 1964 г., однако еще в 1958 г. было подписано первое торговое соглашение между двумя странами. В 1983 г. была сформирована «Китайско-тунисская совместная комиссия по сотрудничеству в сфере экономики, торговли и технологий». Также на протяжении 30 с лишним лет действуют «Китайско-тунисский форум сотрудничества» и «Китайско-тунисский форум торговли и инвестиций».

В настоящее время китайское присутствие в Тунисе ограничено несколькими компаниями, сферы деятельности которых добыча и реализация фосфатов, сельское хозяйство (поставка лимонов и апельсинов) и промышленное производство морепродуктов. Единственный пример тунисских инвестиций в КНР – завод по производству удобрений в г.Цинхуандао. Следует отметить однако, что при достаточно узкой номенклатуре объем двусторонней торговли стабильно растет по 10% ежегодно (в 2008 – 890 млн долл. США, а в 2011 г. уже 1,33 млрд долл. США) .

Гуманитарное сотрудничество двух государств осуществляется по классической сфере: китайское правительство выделяет около 40 стипендий для студентов (по таким специальностям, как телекоммуникации, туризм, транспорт и т.д.), а также 10 стипендий для офицеров ВС Туниса. Кроме того, официальный Пекин регулярно выдает беспроцентные займы (более 200 млн долл.США только за период с 2000 по 2012 гг.) своему североафриканскому партнеру и помогает беженцам из соседних стран. Следует отметить планомерную помощь руководства КНР Тунису на медицинском направлении: построена больница университета г. Сфакс за 1,8 млн долл США (на 300 койко-мест), регулярно направляются группы медицинских работников для обучения медицинского персонала Туниса.

Для Туниса китайские инвестиции и китайские займы являются жизненно необходимыми, поскольку европейские компании в свете сложной экономической обстановки не готовы финансировать крупные инфраструктурные проекты.

Китайские стратеги понимают невозможность развития инфраструктуры в каждой отдельной стране, их проекты зачастую включают сразу несколько африканских государств. Примером такого долгосрочного и дальновидного планирования является проект шестиполосного платного шоссе и железной дороги (стоимость 24 млрд долл. США) в соседнем Алжире, которое свяжет Тунис и Марокко, что обеспечит экономическое развитие этих государств. Поддержание Китаем дружественных отношения с Тунисом объясняется необходимостью создания «прочной опоры» для китайских компаний, которые уже ведут или планируют ведение бизнеса в северной Африке.

 

КНР и Йеменская Республика

 

Взаимодействие КНР с Йеменской Республикой началось с контактов отдельных министерств в 1956 г., а уже в 1963 г. были установлены официальные дипломатические отношения.

Регулярные контакты на уровне руководителей государств позволили «продвинуться вперед»: во второй половине 90-х гг. прошлого столетия подписан ряд двусторонних соглашений, а именно «Китайско-йеменское соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве» и «Китайско-йеменское соглашение о продвижении и защите инвестиций», «Китайско-йеменское соглашение о культурном взаимодействии». Кроме того, побратимские отношения связывают Шанхай и провинцию Аден (1995 г.), а также провинцию Аньхой и провинцию Хадрамаут (1998 г.).

В отношении экономического сотрудничества двух стран следует отметить, что Йемен, как и другие страны аравийского полуострова, привлек китайские национальные нефтяные компании, однако небольшой объем запасов углеводородов сказался на масштабе инвестиций. Китайские корпорации Sinopec Corp и Sinochem Corp совместно ведут разработку нефтяных месторождений и добычу в Йемене 20 тыс.баррелей нефти в день, однако реальный потенциал йеменских нефтяных промыслов – это 400 тыс.баррелей нефти в день.

Китайские компании еще в 50-е гг. прошлого века начали развивать инфраструктуру в Йемене (проложили 266 км железной дороги между Саной и  портом Ходейда).

В 2012 году «Китайская национальная корпорация зарубежного экономического сотрудничества» начала возведение трех газовых электростанций (в Белхафе и Маабаре) и четырех угольных электростанций мощностью по 5 000 МВатт, также будет обеспечен электричеством газопровод Сафир-Маабар. По оценкам зарубежных специалистов в Йемене наблюдается нехватка электроэнергии в объеме 1 500 МВатт.

Кроме того, официальный Пекин дотировал развитие экономико-технического сотрудничества с Йеменом (в 2012 г. – 8 млн долл. США), а также выделял финансовую помощь Вооруженным силам этой арабской страны (более 50 млн долл. США). Следует отметить, что еще в 2009 г. Китай предоставил официальной Сане финансовые средства на стабилизацию социально-политической обстановки в регионах проживания хоуситов.

С началом боевых действий в Йемене торгово-экономическое взаимодействие двух государств оказалось под угрозой, однако, китайские дипломаты (посольство в Сане и консульство в Адене МИД КНР не эвакуировал, хотя ВМС НОАК эвакуировали около 500 граждан КНР) и специальные посланники тесно контактируют с хоуситами. В этих переговорах участвуют представители крупных китайских компаний (Huawei, Nantong Construction, Sinopec). Компания Huawei осуществляет свою деятельность на территории Йемена с 1999 г. и намерена возобновить реализацию телекоммуникационных проектов в этой стране. Компания Nantong Construction, в свою очередь, до недавних событий была задействована в работах по расширению портов Аден и Моха по контракту стоимостью 508 млн долл. США. К 2012 году эта строительная компания запустила цементный завод стоимостью 120 млн долл. США и сейчас предпринимает все усилия для сохранения данного актива. Также эта компания планировала участвовать в модернизации аэропортов Саны и Таиза.

С 90-х гг. прошлого столетия официальный Пекин активно развивал гуманитарную линию сотрудничества: регулярно выделялись миллионы долларов США на медикаменты и оборудование для «Китайско-йеменского госпиталя дружбы», ежегодно до сотни стипендий для йеменских  студентов медицинских и инженерных специальностей на обучение в китайских университетах.

Следует отметить, что ни Китай, ни его стратегические партнеры – Иран или Пакистан – не заинтересованы в «расползании» конфликта с территории Йемена по экономическим причинам. Именно Китай задает общность экономических интересов двум исламским странам через свой проект «Морского шелкового пути», а также другие инфраструктурные проекты. В случае если официальный Исламабад займет позицию Эр-Рияда, то «рискует» китайскими инвестициями в проекте «пакистано-китайского экономического коридора» в размере 18,8 млрд долл. США и, соответственно, развитием транспортной инфраструктуры страны, а, значит, экономическим благосостоянием. В свою очередь, Тегеран также заинтересован в мирном диалоге между официальной Саной и хоуситами, поскольку не располагает серьезными финансовыми и военными силами, т.к. они отвлечены на поддержку режима Б.Асада в Сирии.

Восстановление мира и возобновление сотрудничества с властями Йемена полностью отвечает стратегической задачи официального Пекина по усилению своего присутствия (в т.ч. военного) в районах важнейших транспортных коммуникаций. Благодаря своим позициям в Йемене Китай может обеспечить стабильность в районе Суэцкого канала.

В свою очередь, Йемен играет ключевую роль в китайских проектах в странах Африканского Рога (при взаимодействии с Хартумом и Найроби), поскольку через порты Адена и Таиза возможно осуществление доставки грузов и вывоз полезных ископаемых из Африки.

 

КНР и Арабская Республика Египет

 

Дипломатические отношения между Китаем и Египтом были установлены в 1956 г., при этом официальный Каир к тому моменту уже негласно поддерживал официальный Пекин. Следует отметить, что за 50 с лишним лет двусторонних отношений руководители КНР не прерывали дипломатических отношений с Египтом, в отличие от отношений с другими странами арабского мира, поддерживали власти Египта в борьбе за независимость и территориальную целостность. Так, в 1956 г. премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай поддержал Египет в вопросе национализации Суэцкого канала, в 60–70-е гг. прошлого столетия, несмотря на «культурную революцию», руководство КНР придерживалось мнения, что Израиль является оккупантом Синайского полуострова.

В ответ все руководители Египта с 50-х гг. прошлого столетия признавали единственно законным только Пекин (не устанавливая отношений с Тайбеем), затем высказали одобрение закону КНР «О предотвращении раскола страны», а также выражали намерение сотрудничать в области разработки ядерного оружия.

Расцвет двусторонних отношений пришелся на период правления
Х.Мубарака, подписавшего с Цзян Цзэминем в 1999 г. в Пекине совместное заявление об установлении отношений стратегического партнерства. В тексте заявления были определены следующие направления:

– установление политических и экономических отношений на основе взаимного уважения;

– обеспечение мира на Ближнем Востоке;

– координация усилий в борьбе с терроризмом.

Известно, что в период правления Х.Мубарака между КНР и Египтом были налажены тесные военно-технические отношения. Предприятия ОПК КНР поставляли в Египет буксируемую артиллерию и реактивные системы залпового огня разных калибров, истребители J-7 (передана лицензия и сборочная линия), истребители JF-17, учебно-тренировочные самолеты
К-8Е, сторожевые корабли «тип 053НЕ», ракетно-бомбовое вооружение для ВВС (СМ-400АКG, SD-10A и др.), а также беспилотные летательные аппараты ASN-209, ASN-229 и «Птеродактиль» (разрабатывались совместно).

В 2014 году в ходе визита президента Египта А.Ф.аль-Сиси в Китай и встречи с Председателем КНР Си Цзиньпинем подписано три ключевых соглашения «О стратегическом комплексном партнерстве», «О совместном развитии технологий по получению возобновляемой энергии» и «О совместной разработке технологии дистанционного зондирования земли».

В ходе визита (2014 г.) Министра иностранных дел КНР Ван И в Каир стороны обсудили основные направления сотрудничества: стратегическая ориентация на сотрудничество; взаимная поддержка по региональным и международным вопросам; взаимное политическое доверие и поддержка; укрепление военно-политического и военно-технического сотрудничества; усиление борьбы с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью; интенсификация культурных контактов.

Китайская транспортно-логистическая компания Hutchison Whampoa, Ltd. выполняет одну из важнейших задач – обеспечивает безопасность и бесперебойную работу транспортных коммуникаций и потому чрезвычайно заинтересована в получении контроля над Суэцким каналом, как это уже сделано в отношении Панамского канала. Следует отметить, что китайские предприниматели предполагают вложить в модернизацию канала 4 млрд долл. США (углубить и расширить на протяжении 72 км).

Китайские компании (около 600) не только инвестируют сотни миллионов долларов США, но и создали уже несколько тысяч рабочих мест для местных жителей, а также по двусторонним контрактам построили более 50 заводов и фабрик. Так, в г. Александрия при помощи специалистов китайской компании CSSC серьезно модернизированы судостроительные верфи (способны строить суда водоизмещением до 230 тысяч тонн). Кроме того, Министерство сельского хозяйства и земельного пользования Египта тесно сотрудничает с Министерством сельского хозяйства КНР по вопросам разработки и применения химических удобрений и пестицидов.

В сентябре 2015 г. между министерствами торговли Египта и КНР планируется подписание рамочного соглашения о финансировании 15 инфраструктурных проектов (пять проектов в сфере электроснабжения, шесть по созданию транспортной инфраструктуры) стоимостью 8 млрд долл. США. Известно, что основную часть средств выделит Экспортно-импортный банк Китая.

Гуманитарное сотрудничество двух стран также развивается по стандартной схеме – правительство КНР регулярно предоставляет гранты египетским студентам на обучение в китайских университетах. В Каире открыт первый на Ближнем Востоке Египетско-Китайский университет, а еще в пяти университетах Египта открыты факультеты китайского языка, также действуют два представительства «Института Конфуция». Благодаря египетским преподавателям в китайских вузах открыто более 30 кафедр арабского языка.

В заключении необходимо отметить следующие принципиально важные моменты.

Новое руководство Ливии, Туниса, Египта и Йемена, возможно, попросит о списании долгов по кредитам, ранее предоставленных официальным Пекином. Кроме того, никто не может гарантировать китайским нефтяным и строительным корпорациям реализацию их проектов, а это будет означать серьезную упущенную выгоду на миллиарды долларов США, что отрицательно скажется на социально-экономической ситуации в самом Китае.

Ситуации, подобные ливийской, очевидно, будут повторяться, что может привести к дипломатической войне между Западом и Китаем, а ее фронтами станут такие государства, как Иран, Сирия, КНДР, Тайвань, а также в целом Латинская Америка и Юго-Восточная Азия.

Китайские политологи считают, что Си Цзиньпиню необходимо брать пример с президента России В.В. Путина и делать решительные заявления и шаги по кризисным ситуациям в странах, стратегически и экономически важных для Китая.

62.88MB | MySQL:102 | 0,518sec