Израиль: закон об ужесточении наказания за камнеметание

В минувший понедельник пленарное заседание Кнессета приняло во втором и в третьем (окончательном) чтении законопроект об ужесточении наказания за метание камней по людям и транспортным средствам. За проголосовали 69 депутатов (из 120), против – 17. Остальные депутаты просто не присутствовали на этом пленарном заседании. Анализ данных голосования показывает, что данный законопроект поддержали все фракции (в том числе и оппозиционные), кроме Объединенного арабского списка, имеющего 13 депутатских мест, и радикально левой партии МЕРЕЦ, имеющей 5 мандатов.

Новый закон установил наказание в пять лет тюремного заключения за препятствование полицейскому в выполнении его обязанностей при отягчающих обстоятельствах — посредством метания камней или других предметов. Помимо этого введено поэтапное (в зависимости от обстоятельств) ужесточение наказания за метание камней или других предметов по проезжающим автомашинам.

В пояснительной записке, сопровождавшей законопроект, было в частности сказано: «Цель предлагаемого закона – помочь в борьбе с явлением камнеметания, которое стало очень распространенным в последние годы и из-за которого ежегодно выдвигаются порядка 1000 уголовных обвинений. Естественно, метание камней или других предметов по движущимся транспортным средствам может подвергнуть опасности сидящих в этом автомобиле и других проезжающих по шоссе людей».

Законопроект представлял председатель конституционной комиссии Кнессета депутат Нисан Сломянский (фракция «Еврейский дом»), житель поселения Элькана в Западной Самарии (на северо-западе Западного берега, пользуясь арабской терминологией). В своем выступлении он, среди прочего, сказал: «Давид убил Голиафа, самого сильного из филистимлян, камнем. Иными словами, камень убивает. На обсуждении этого вопроса в конституционной комиссии были представлены очень тяжелые данные. За такие преступления в суды передаются сотни уголовных дел. В Иерусалимском округе треть всех уголовных дел, связанных с арестом, касаются этого опасного явления.  Следует решительно искоренить это явление, подвергающее опасности жизни людей и сеящее страх. Суды дают очень легкие наказания по сравнению с теми, которые были законодательно установлены, даже в самых тяжелых случаях. Поэтому законодатель должен помочь учреждениям, отвечающим за соблюдение закона». Последнюю фразу Нисана Сломянского следует истолковывать как недвусмысленный намек на то, что судебная система Израиля (почти безраздельно контролируемая левыми и радикально левыми) своим снисходительным отношением к камнеметанию (а камнеметателями почти всегда являются арабы) привела к тому, что преступники чувствуют себя практически безнаказанными.

Министр юстиции Айелет Шакед (фракция «Еврейский дом») заявила после того, как закон был окончательно принят: «Сегодня была достигнута справедливость. На протяжении многих лет террористы избегали наказания и ответственности. Сегодня толерантность по отношению к террористам кончилась. Тот, кто бросает камни, — террорист, и только соответствующее наказание может послужить сдерживающим, карающим и осуществляющим справедливость фактором».

Новый закон получил поддержку и от левоцентристских оппозиционных партий. Так, депутат Ципи Ливни (фракция «Сионистский лагерь») приветствовала его принятие: «В то время, как сегодня вечером в иерусалимский трамвай, всего в нескольких километрах от здания Кнессета бросали камни, пленарное заседание приняло закон, ужесточивший наказание для камнеметателей. Инициатором этого закона выступила я в мою бытность министром юстиции в связи усилением насилия и террора в Иерусалиме после операции «Несокрушимая скала». Я поздравляю министра юстиции Шакед, которая продолжила начатую мной работу, с принятием этого закона Кнессетом. Сегодня силам безопасности и правопорядка были даны дополнительные инструменты для борьбы против террора и насилия».

Как и следовало ожидать, против принятого закона резко выступили арабские депутаты. Депутаты Джамаль Захалка, Ханин Зуаби, Ахмед Тиби высказались в том смысле, что камнеметание это законное средство сопротивления оккупации и несправедливости и что новый закон станет еще одним средством дискриминации арабов. «В армии есть предписание, что если солдаты прибывают в район, где есть демонстрация евреев, и один из демонстрантов нападает на солдат, то им нельзя стрелять в него, потому что он – еврей. При тех же самых обстоятельствах, когда речь идет об арабах, в них стреляют на поражение. Это называется – нейтрализовать», — заявили Ахмед Тиби.

В ответ на это заявление арабского депутата заместитель председателя Кнессета Хилик Бар (фракция «Сионистский лагерь»), который вел заседание, сказал: «Вы можете критиковать солдат ЦАХАЛа, и с этим нет никаких проблем. Только помните, что благодаря им вы может вести здесь эту полемику. Точно так же, как они берегут меня, они берегут и вас в джунглях Ближнего Востока». Это, казалось бы, вполне политически корректное высказывание Хилика Бара вызвало бурю негодования со стороны депутатов Объединенного арабского списка и МЕРЕЦ. При этом еврейка Тамар Зандберг (фракция МЕРЕЦ) возмущалась больше всех арабских депутатов и так бурно, что после трех предупреждений председательствовавший на заседании Хилик Бар был вынужден распорядиться, чтобы ее вывели из зала пленарных заседаний.

62.82MB | MySQL:102 | 0,446sec