Визит министра обороны США Э.Картера в Израиль

19 июля 2015 г. начался визит министра обороны США в Израиль. Согласно информации, опубликованной Пентагоном, основной его задачей должен был стать поиск решений наиболее острых проблем в области безопасности Израиля, влияние на которые могут оказать Соединенные Штаты. Эта поездка стала частью более длительного ближневосточного турне Э.Картера, в рамках которого также запланировано посещение Иордании и Саудовской Аравии. Несмотря на то, что в качестве цели визита было обозначено решение нескольких вопросов, включая борьбу с растущей террористической угрозой и противостояние «Исламскому государству», приезд министра обороны в Израиль и Саудовскую Аравию свидетельствует, что приоритетной задачей на ближайшее время для Белого дома станет попытка добиться лояльности к соглашению по иранской ядерной программе от государств, ранее выступавших его противниками.  Надо отметить, что Министерство обороны США, всегда подробно освещающее такого рода визиты, подошло к подготовке приезда Э.Картера в Израиль с особой тщательностью. На сайте ведомства для создания благоприятного информационного фона поездки была размещена инфографика, иллюстрирующая крепость американо-израильского сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Следует подчеркнуть, что в случае с Израилем весьма удачным оказался и выбор американского представителя, прибывшего с целью развеять опасения. Учитывая разногласия между Б.Нетаньяху и Б.Обамой, а также существовавшую в стране критику в адрес Дж.Керри, министр обороны видится весьма подходящей фигурой. Кроме того, благоприятный контекст для общения на таком уровне был создан состоявшимся в прошлом месяце визитом в Израиль председателя Объединенного комитета начальников штабов М.Демпси.

На пути в Израиль министр обороны США сделал несколько важных заявлений, характеризующих как приоритеты предстоящего визита, так и саму иранскую сделку. Прежде всего, он отметил, что заключенное соглашение накладывает важные ограничения на Иран, что позволяет устранить ряд региональных угроз. При этом, по словам Э.Картера, документ никак не лимитирует действия Соединенных Штатов в том, что касается, союзнических отношений с государствами Ближнего Востока. Говоря об американской стратегии в регионе, он отметил особую роль, отведенную в ней Израилю. Страна вновь заслужила определение союзника, взаимодействие с которым включает и конструктивную критику, и помощь в попытках противостоять вызовам и угрозам[i]. Интересно, что глава Минобороны предпочел воздержаться от замечаний в адрес главы израильского правительства, что было весьма распространено во время предыдущей волны американо-израильских разногласий.

В случае с Израилем фон для переговоров с министром обороны США оказался менее благоприятным, прежде всего, в силу продолжавшихся попыток Б.Нетаньяху выразить свое явное недовольство заключенным соглашением по иранской ядерной программе. Ситуация особенно усугубилась после высказывания аятоллы А.Хаменеи, который 18 июля 2015 г. заявил, что ИРИ не изменит своей стратегии в отношении Соединенных Штатов, а также продолжит поддержку палестинцев и борьбу против Израиля. Впрочем, эти обстоятельства не помешали израильским властям организовать торжественную церемонию встречи американского гостя.

20 июля 2015 г. состоялась пресс-конференция двух министров обороны[ii]. Ей предшествовали  переговоры М.Яалона и Э.Картера, а также их совместная поездка к северным границам Израиля. Интересно, что в рамках этих мероприятий тема самого соглашения по иранской ядерной программе во многом отошла на второй план. Примечательно, что М.Яалон лишь вскользь упомянул о нем в рамках своего вступительного слова на пресс-конференции. Чуть подробнее на данной проблеме остановился Э.Картер, подтвердив озвученную ранее в США приверженность обеспечению гарантий безопасности своего ближневосточного партнера, несмотря на исход переговоров с Ираном. Характеризуя конкретные меры, которые будут предприняты Соединенными Штатами, он назвал продолжение участия в проектах «Железный купол», «Хома» и «Праща Давида», проведение совместных учений, а также оказание Израилю всяческого содействия от модернизации вооружений до готовности  поддержать его собственными силами.

В центре внимания в канун визита Э.Картера оказалась тема военной помощи, предоставляемой США Израилю. Связано это, прежде всего, с распространившейся в СМИ информацией об ее объемах. По слухам, Белый дом был готов пойти на ее увеличение, дабы успокоить своего ближневосточного партнера после сделки с Ираном. Впрочем, получив в рамках пресс-конференции вопрос по данной теме, оба министра оказались весьма сдержанными в ответах и предпочли сосредоточиться на ее качественной составляющей. Так, Э.Картер заявил, что не считает уровень оказываемой поддержки «беспрецедентным». По его мнению, США лишь выполняют свои обязательства, реагируя на растущие угрозы. М.Яалон, в свою очередь, сослался на важность совместной работы двух министерств и опасения относительно того, что Иран в ближайшее время может начать увеличение объемов обычных вооружений. Несмотря на стремление сконцентрироваться на иранском вопросе, внимание министров и представителей СМИ коснулось и таких составляющих ближневосточной повестки дня, как активность в регионе «Хизбаллы», ХАМАСа, «Исламского джихада», а также ситуации в Сирии. Во многом обращение к данной проблематике стало следствием посещения северных границ Израиля. С одной стороны, таким способом израильские власти пытаются показать опасность, исходящую от Ирана с точки зрения его поддержки террористических организаций. С другой стороны, это обстоятельство в некоторой степени свидетельствует о том, что стратегия США на поочередное разрешение ближневосточных проблем вновь продемонстрировала свою ограниченную применимость.

21 июля в Иерусалиме состоялись переговоры Э.Картера и Б.Нетаньяху, также сконцентрированные на обсуждении ближневосточной проблематики с особым акцентом на иранской сделке. Как отмечают израильские журналисты, встреча продолжалась порядка двух часов, а стороны были весьма доброжелательно настроены друг к другу. В этом состоявшаяся беседа в корне отличается от прошедших не так давно переговоров Б.Нетаньяху с главой внешнеполитического ведомства Великобритании Ф.Хэммондом, которая, по сообщениям прессы, характеризовалась враждебным восприятием сторонами позиций друг друга. Данное обстоятельство может во многом объясняться тем, что беседа с главой британского МИДа прошла вскоре после заключения соглашения с Ираном. Тогда страны, участвовавшие в переговорах, придавали особое значение отстаиванию важности сделанного ими шага. Не стоит также забывать о том, что ближневосточная политика США отличается большей взаимосвязью с государствами региона. Как следствие страна вынуждена чаще лавировать между интересами союзников в столь тонких вопросах.

Подводя итог пребыванию главы Минобороны США в Израиле, следует отметить, что, несмотря на разные позиции в отношении соглашения по иранской ядерной программе, обе стороны негласно сходятся в понимании того, что с его достижением ни мир в целом, ни конкретный регион не стали более безопасным местом. Однако Израиль, борющийся за собственную защищенность, предпочитает заявлять об этом прямо, в то время как Соединенные Штаты, отстаивающие важность совершенного исторического шага, предпочитают реагировать на этот факт скрыто. Во многом именно в силу осознания сохраняющихся угроз от обсуждения достоинств и недостатков самой сделки представители стран перешли к дискуссии о том, какие меры должны быть приняты для того, чтобы Ближний Восток смог существовать в этой трансформирующейся реальности.

 

[i]
См.: Media Availability with Secretary Carter En Route to Tel Aviv, Israel // US Department of Defense. News Transcript. 19.07.2015. URL: http://www.defense.gov/transcripts/transcript.aspx?transcriptid=5651

[ii]              См.: Joint Press Conference with Secretary Carter and Minister of Defense Ya’alon in Tel Aviv, Israel // US Department of Defense. News Transcript. 20.07.2015. URL: http://www.defense.gov/transcripts/transcript.aspx?transcriptid=5652

52.31MB | MySQL:103 | 0,545sec