Джон Керри: интервью газете «Аш-Шарк Аль-Аусат»

Соглашение по иранской ядерной программе остается в центре внимания саудовского политического истеблишмента. Приняв это соглашение в принципе (несмотря на многочисленные возражения, высказывавшиеся Эр-Риядом до его подписания, включая и майскую встречу 2015 г. глав стран Залива либо их представителей с президентом Бараком Обамой в Кемп-Дэвиде), Саудовская Аравия продолжает подчеркивать свои опасения, касающиеся того, что соглашение, подписанное представителями «группы 5+1», в недостаточной мере учитывает вопросы безопасности в регионе Залива. Об этом шла речь  в середине июля текущего года в ходе, состоявшегося по инициативе короля Сальмана бен Абдель Азиза, визита министра иностранных дел Адиля аль-Джубейра в Вашингтон, где он встретился с Б.Обамой, главой Государственного департамента Джоном Керри и выступил перед членами Комитета по иностранным делам Палаты представителей американского Конгресса.

В американской столице была, видимо, впервые высказана саудовская официальная точка зрения, которая состоит, как заявлял А.аль-Джубейр, в том, что «Иран должен использовать экономические аспекты соглашения для помощи своему народу, а не для финансирования авантюр в регионе [Ближнего Востока]». Развивая эту мысль на встрече со своим американским коллегой, глава саудовского внешнеполитического ведомства был жесток: «Если Иран станет причиной проблем региона, то наш ответ будет решительным». Решительность этого ответа будет гарантирована и вероятными результатами предстоящего визита в Эр-Рияд министра обороны Соединенных Штатов Эштона Картера, перед которым будет вновь поставлен вопрос о предоставлении Саудовской Аравии новых видов американского вооружения. Наконец, 3 августа 2015 г. в катарской столице Дохе состоится встреча Дж.Керри с его коллегами – главами внешнеполитических ведомств стран Совета сотрудничества арабских государств Залива, где будут также обсуждаться проблемы безопасности Залива в свете заключенного соглашения по иранской ядерной программе.

22 июля 2015 г. лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала текст (данного накануне и впервые арабской газете) интервью главы Государственного департамента Соединенных Штатов этому ведущему арабоязычному изданию современного мира. Поднимавшиеся в нем вопросы имели отношение как к иранской ядерной программе и подписанному в связи с ней соглашению, так и к современным проблемам Ближнего Востока.

Итак, первый вопрос: «После подписания соглашения по ядерной программе Ирана насколько вы уверены, что оно станет прочным?». Ответ Дж.Керри гласил: «Пока оно будет претворяться, Иран предпримет шаги, необходимые для того, чтобы придерживаться его. Тогда соглашение будет прочным. … Я считаю, что мы убедим Конгресс в том, что соглашение – хорошее дело для безопасности Соединенных Штатов и для безопасности региона [Ближнего Востока]. Оно защитит регион от гонки вооружений и не позволит Ирану обеспечить себе обладание ядерным оружием. Я считаю, что это создаст большую безопасность для Израиля, государств Залива и для всех. Если бы мы немедленно не пришли к этому соглашению, то находились бы в состоянии конфронтации, поскольку Иран тогда бы сказал: “Мы пришли за стол переговоров, а вы отказались от соглашения. Таким образом, мы никому не обязаны”. Кстати, — продолжал далее Дж. Керри, — тогда бы рухнул и режим санкций, потому что наши партнеры [по режиму санкций] согласились с их введением ради того, чтобы придти к столу переговоров. Если бы мы провалились на переговорах, то они отказались бы от них. Иран бы тогда стал свободен в осуществлении своих целей. … Итогом этого стал бы конфликт, потому что другие государства региона говорили: “Если они (Иран – Г.К.) стремятся получить ядерное оружие, то мы должны сделать то же самое”. Если бы мы не достигли соглашения, то перспектива гонки ядерных вооружений была бы более значительна. Ратификация же соглашения позволит лучше знать действия Ирана. Иран оказывается под действием больших ограничений …, которые не позволяют создать атомную бомбу, чему препятствует и уровень инспекций».

Но, замечала редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Вы ведь слушали от ваших арабских коллег, что они обеспокоены достижением соглашения, по которому с Ирана будут сняты санкции. Если будут сняты санкции, закончится и дипломатическая изоляция. Опасения состоят в том, что Иран может стать источником новых проблем».

Ответ главы американского Государственного департамента состоял в следующем: «Я не согласен с этим мнением. На самом деле Иран будет изолирован, потому что он поддерживает терроризм, потому что он торгует оружием, поддерживает хоуситов и “Хизбаллу”. “Хизбалла” – террористическая организация. Пока они (иранцы – Г.К.) их поддерживают, мы будем им противостоять. Мы будем противостоять и тем движениям, которые они поддерживают в других государствах. … Необходимо объединить усилия для организации … противостояния терроризму. Самолеты F-16 не влияют на закулисную поддержку террористов. Необходимы большие усилия для противостояния действиям Ирана. Именно это мы и предлагаем, — замечал Дж.Керри. — Мы считаем, что у нас есть эффективный план, а люди же должны посмотреть на реальность, отказавшись от призмы “санкций против Ирана”. Иран не может создать бомбу в силу ограничений на срок в пятнадцать лет на обогащение плутония … Он не может ее создать с помощью 300 кг ядерного топлива. Встает вопрос: “Что лучше? 15 лет ограничений или завтрашнее противостояние?” … Через две недели на встрече в Дохе с министрами иностранных дел Совета сотрудничества мы сможем их убедить в том, что в будущем нам лучше обуздать Иран иными способами в дополнение к имеющимся ограничениям».

Редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат» в этой связи замечала: «Ваша встреча с министрами государств Залива будет проходить в важное время. Кажется, что существует неясность в отношении политики Соединенных Штатов в связи с сотрудничеством с Ираном».

Глава американского Государственного департамента считал нужным ответить на это замечание: «Ничего не изменилось. Мы разъясняли это всем. Ничего не изменилось. Мы против иранской поддержки “Хизбаллы”. Мы против их поддержки хоуситов. Мы против их вмешательства в шиитские вооруженные формирования Ирака. Мы против их поддержки терроризма. Ничего не изменилось. Мы вели переговоры по соглашению о ядерной программе по простой причине – мы верим в то, что, если ты сдерживаешь Иран, то лучше сдерживать Иран, у которого нет ядерного оружия, чем Иран, обладающий ядерным оружием».

Но, возвращалась к тому же замечанию редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Изменилось то, что вы несколько раз встречались с иранским министром иностранных дел Мохаммедом Джавадом Зарифом. Сейчас, после подписания соглашения, открыт канал взаимодействия с иранской региональной политикой. Станете ли вы открыты и для ее обсуждения?». Дж.Керри был краток: «Мы не думаем об этом. Мы даже не представляем себе, что позволим это сделать без наших союзников и в их отсутствие. Об этом мы им сказали».

Однако редакция продолжала: «Могут ли Соединенные Штаты усадить обе стороны за стол диалога? Хотят ли они это сделать?». Ответ Дж.Керри был вновь краток: «Я не знаю. Это связано с тем, что хотят наши союзники. Это связано с тем, сделает ли это Иран или нет. Но это не было предметом переговоров. Президент Роухани, комментируя соглашение, указал на то, что он готов сейчас к тому, что “со странами Залива” будут иные отношения. Но об этом не говорилось на переговорах. Переговоры касались только иранской ядерной мощи и ее ликвидации». Тем не менее, продолжала редакция: «Да, но переговоры завершились. Каким будет следующий шаг?». Ответ Дж.Керри гласил: «Мы сядем вместе с нашими союзниками и друзьями. Мы не сделаем ничего, что не отвечало бы [их интересам], ничего, что бы их не поддерживало».

Интервью не могло не коснуться вопроса об «Исламском государстве», однако, через призму Ирана: «Некоторые арабские страны обеспокоены тем, что взгляд на Иран как на участника в борьбе с ИГИЛ (так в тексте-Г.К.) означает политическую уступку. Обеспокоенность связана с тем, что Соединенные Штаты дают чек Ирану и обеляют его, хотя некоторые группировки и военизированные формирования, вроде “Хизбаллы”, прибывают в Ирак. Какова ваша позиция?». По словам Дж.Керри, «мы считаем, что все иностранные вооруженные силы должны покинуть Сирию, все иностранные вооруженные силы!». Ну, «а Ирак?». Государственный секретарь считал нужным сказать: «Мы не считаем, что они должны находиться на иракской территории за исключением просьб иракского правительства. Это – дело иракского правительства. Если оно не хочет их присутствия, то иракское правительство должно об этом сказать. Я считаю, что они получили разрешение от иракского правительства. Это – не наше дело, а дело иракского правительства. Мы их туда не звали и с ними не сотрудничаем». Однако, задавала вопрос редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Считаете ли вы, что их присутствие помогает [стабилизировать] положение в Ираке?». Как говорил Дж. Керри: «Я считаю, что любая сторона, убивающая ИГИЛ, помогает этому. Но мы об этом не просим и не координируем с ними наши действия».

Отношения с Ираном вновь выходили в центр внимания: «В свете встреч с министром иностранных дел Ирана Мохаммедом Джавадом Зарифом считаете ли вы, что с иранцами можно построить конструктивные отношения после подписания соглашения?». Американский государственный секретарь отвечал: «Речь не идет о личных отношениях. Речь идет о переговорах, об очень трудных переговорах, о достижении соглашения. … Мы смогли сохранить конструктивные отношения даже тогда, когда разгорелись споры. … Но мы считали, что атмосфера должны быть конструктивной. Однако цель переговоров заключалась не в созидании отношений, цель состояла в достижении соглашения».

Редакция задавала следующий вопрос: «Для вас лично, что означает это соглашение?». Американский государственный секретарь говорил: «Я считаю, что в случае его выполнения, я подчеркиваю это обстоятельство, это соглашение станет историческим. Государство добровольно согласилось вести переговоры о том, что не будет создавать ядерное оружие. Это – чрезвычайно важно. … Конечно, все проверяется временем, … но это шанс, шанс для региона, для нас, для иранцев. Этот шанс может открыть новые возможности, но может и не открыть их. Пока у нас еще нет ответа».

«А каковы будущие первоочередные задачи?», — задавала вопрос редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат». Эти задачи, по словам Дж. Керри, состоят в том, чтобы «гарантировать понимание нашими друзьями и союзниками того, что соглашение – залог их безопасности. … Они могут опираться на Соединенные Штаты, которые будут частью долгосрочной защиты и безопасности региона». Все же, замечала редакция, «сомнения остаются, не потеряно ли доверие к Соединенным Штатам?». Как отвечал глава американского внешнеполитического ведомства, «действительно существуют источники обеспокоенности, которые можно понять». Но, продолжал он: «Наш долг сделать людей увереннее. Мы должны удвоить усилия и потратить больше времени, чтобы убедить других в том, что соглашение конструктивно и истинно, что оно повлияет на жизнь людей. … Проблема серьезна и касается их безопасности. Они должны знать, что происходит».

«Вы говорили, — задавала редакция новый вопрос, — что Иран – спонсор терроризма. Это – официальная позиция Соединенных Штатов. Но вы в это верите или это всего лишь “техническая характеристика”?». Отвечая на этот вопрос, Дж.Керри подчеркивал: «Это не только техническая характеристика. Они поддерживают “Хизбаллу” и других врагов. Они поддерживают хоуситов. Хоуситы обстреливают ракетами Саудовскую Аравию. Они поддерживают людей, отправившихся в Саудовскую Аравию и устроивших взрывы мечетей. Иранские “Стражи исламской революции” совершали террористические акции, в том числе нападение 1996 г. на Хобар. Это (определение Ирана – Г.К.) – серьезно». Однако, «как противостоять терроризму?». По словам главы американского внешнеполитического ведомства, для этого необходимы действия по многим направлениям – «улучшение сбора разведывательной информации, улучшение обмена этой информацией, улучшение методов противостояния [террористическим] акциям, недопущение поставок оружия».

Завершая интервью, редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат» задавала обычный для арабского издания вопрос: «Палестино-израильский мирный процесс, несмотря на его трудности, был для вас приоритетом. Теперь же, после завершения переговоров по ядерному соглашению можно ли предположить, что будут возобновлены усилия по ближневосточному мирному процессу?». Дж.Керри подчеркивал: «Да, это большой приоритет. Конечно, борьба с ИГИЛ сегодня первый приоритет, как и противостояние экстремистам в регионе, а также гарантии нашим друзьям и союзникам в отношении их безопасности. Конечно, мы будем продолжать заниматься сирийским вопросом, вопросом Израиля и Палестины, вопросом борьбы с региональным экстремизмом. Все это для нас – приоритеты».

Наконец, самое последнее: «Каково ваше послание государствам Залива накануне встречи в Дохе? Могут ли они чувствовать себя в безопасности? Могут ли они опираться на Соединенные Штаты?». В этой связи Дж.Керри говорил: «Послание заключается в том, что мы поставим их в известность в отношении всех деталей соглашения. Мы разъясним им все соглашение, чтобы почувствовать, что они поняли его, чтобы они знали, почему оно делает [их жизнь] безопаснее, и исключает риски. Послание в том, что речь не идет только о том, чтобы показать им все детали соглашения, но и в выработке стратегии совместного отражения всех незаконных действий, исходящих, как от Ирана, так и от какой-либо другой стороны, а также совместной обороны и безопасности для региона».

52.15MB | MySQL:103 | 0,485sec