Что стоит за финансовой помощью Саудовской Аравии Судану

Министерство финансов Судана официально признало, что золотовалютные запасы страны находятся на уровне 1,4 млрд долларов США. При этом страны Персидского залива недавно оказали финансовую помощь Хартуму на сумму 2 млрд долларов США. которая была оформлена в виде субсидированного кредита. «Мы с нашими партнерами из стран Персидского залива достигли договоренности о серьезном увеличении объемов притока капитала в нашу страну, что позволит нам укрепить наши валютные резервы и обеспечить импорт топлива в Судан», — заявил министр финансов страны Абдель-Рахман Дирар. При этом он не назвал имя основного финансового спонсора и детали получения финансовой помощи, отметив только, что кредит будет планомерно погашаться в течение нескольких будущих лет. При этом ранее в мае с.г. суданские официальные лица уже говорили о том, что Хартум ожидает финансовой помощи из КСА после того, как суданское руководство открыто выразило готовность принять участие в сухопутной операции в Йемене на стороне «аравийской коалиции». Эти заявления формально были подкреплены официальным решением Эр-Рияда о снятии ограничений для суданских банков в рамках их работы с саудовским банковским сектором. Но на тот период времени посол КСА в Хартуме официально дезавуировал эти утверждения и заявил, что говорить об оказании какой-либо помощи сильно преждевременно. Эр-Рияд де только изучает саму возможность такой помощи. Тогда же саудовские официальные лица дали утечку в информационные западные агентства о том, что «Эр-Рияд по-прежнему не доверяет суданскому президенту О.аль-Баширу в силу его тесных отношений с иранцами в прошлом. Даже несмотря на его публичный разрыв с Тегераном в прошлом году и закрытие иранского культурного центра в суданской столице». Как представляется, эта внешне осторожная позиция была адресована, прежде всего, западному потребителю, поскольку на тот период времени первый транш финансового кредита уже поступил на счета Центрального банка Судана. То, что саудовское руководство старается не афишировать свое спонсорство Хартума и сейчас, а мало кто сомневается из обозревателей, что под «государствами Залива» министр финансов имел в виду именно КСА, есть свои причины. Прежде всего, в Эр-Рияде не хотят ставить под удар возможных санкций со стороны США против своих собственных банков. Это было бы для банковской  системы КСА просто шоком с учетом запредельной степени ее симбиоза с финансовыми институтами США. При этом экономическое эмбарго Вашингтон с Хартума пока не снимал. Но в этом вопросе уже возникли определенные подвижки. Из лежащего на поверхности — снятие запрета на выдачу въездных виз в США суданским гражданам, которые выезжают по гуманитарному и рабочему каналам. Второе — активные переговоры о покупке в США сельскохозяйственной техники на 1 млрд долларов США. Финансирование этого проекта также осуществляют «анонимные спонсоры» из стран Персидского залива. Рискнем открыть «государственную тайну» —  это опять же Саудовская Аравия, которые и являются основными лоббистами этой сделки в США. В данном случае Эр-Рияд преследует и собственные меркантильные цели, поскольку с Хартумом уже заключены договора о намерении серьезных инвестиций именно в сельское хозяйство с последующим экспортом значительной части произведенной продукции за рубеж. В том числе, в АРЕ и КСА. Кстати, Каир также заключил соглашение с Хартумом об участии египетских фирм в очередном витке «зеленой революции» в сельском хозяйстве Судана. До этого все попытки серьезно модернизировать этот сектор с привлечением иностранного капитала неизменно проваливались. Еще один момент, который может объяснить странную «стеснительность» Эр-Рияда, это саудовское участие в добыче золота в Судане, которое возросло на 27%  по сравнению с прошлым годом. И в данном случае его реализация на международных биржах требует практически «левого» аффинажа, опять же, в силу американских санкций. Тем не менее, именно оно является гарантом выданных КСА кредитов и реализуется через саудовские и эмиратовские конторы.

То что движение капитала в страну пошло можно понять и из официальной статистики. По прогнозам МВФ, золотовалютные резервы Судана в 2015 году должны были составлять 2.1 млрд долларов США, что было равнозначно сумме, которая могла бы обеспечить два месяца импорта в страну. Сегодня МВФ свой прогноз поменял в сторону увеличения – запас может покрыть уже три месяца импорта. При этом МВФ изменил свой прогноз по экономическому росту в этом году — это 3.4% и инфляции — 12% место 18%. При этом необходимо понимать, что серьезной альтернативы пополнения резерва кроме как получение валютных кредитов у Судана просто нет. Нефтяной экспорт упал после отделения Южного Судана на 60%, и это усугубилось общим падением мировых нефтяных цен. Таким образом, мы имеем налицо оформившейся факт начала оживления инвестиционного климата Судана пока только преимущественно за счет аравийских монархий. По оценке экспертов, реален вариант мягкого и неформального ослабления западных санкций, прежде всего, с точки зрения поставок технологий. В принципе те же самые золотодобывающие и обрабатывающие предприятия созданы немцами и оборудованы ими же, несмотря на санкции США. Теперь этот процесс может негласно усилиться, в первую очередь, в вопросах модернизации сельского хозяйства, железнодорожной инфраструктуры и энергетики. В любом случае есть некая попытка реанимации судано-саудовско-египетского альянса с точки зрения создания устойчивых позиций по распространению и укреплению влияния КСА в районе Африканского Рога. В общем-то, Судан закономерно считают «воротами в Африку» с уникальным географическим положением, как с точки зрения контроля над акваторией Красного моря, так и возможных проектов по строительству трансафриканской железной дороги. Кроме того, для АРЕ (а значит КСА) очень важен момент нейтралитета Судана, как минимум, в вопросах ливийского конфликта и контрабанды оружия на Синайский полуостров. То есть таким образом очень серьезно минимизируются возможности Катара по поддержке своих сторонников в Ливии и в Египте. И это основные причины благосклонности Эр-Рияда по вопросу неотложной помощи суданской экономике.

52.41MB | MySQL:103 | 0,872sec