Российские ЗРК С-400 в Алжире: за и против

Российские СМИ растиражировали информацию алжирских военных блогеров о поставке ЗРК С-400 АНДР. Однако имеющиеся факты и соображения заставляют усомниться в правдоподобности такой версии.

21 июля многие российские и не только издания стали распространять информацию, появившуюся в алжирском военном блоге Secret Difa3 о возможном получении Алжиром ЗРК С-400 из России.

Согласно информации авторов алжирского военного блога, выложенные им в сети фотографии сделаны весной 2015 г. в ходе испытаний комплексов на территории АНДР, а само соглашение на приобретение «четырехсоток» (по данным этого ресурса, объем поставок составляет 3 или 4 полка, то есть шесть или восемь дивизионов по восемь пусковых в каждом из них) было подписано в 2014 г.

Насколько следует считать достоверной эту информацию?

Ничего странного в  возможном приобретении АНДР ЗРК С-400 нет, поскольку это крупная по протяженности и площади страна с крупными сырьевыми ресурсами, нуждающаяся в соответствующей обороне и надежном прикрытии ее воздушного пространства.

Учитывая то, что Алжир уже приобрел у России ЗРК C-300ПМУ2 «Фаворит» и ЗРПК «Панцирь-С1», прикрывающие ближнюю зону, появление новых ЗРК дальнего радиуса действия не является чем-то невозможным.

Однако приобретение именно сейчас С-400 было бы нелогично в силу того, что Алжир, несмотря на состоявшиеся в 2012 – 14 гг. поставки российских ЗРК малого радиуса действия «Панцирь 1С» (38 комплексов), которые можно было бы использовать для прикрытия С-300 на низких высотах, судя по всему, до сих пор не обладает ими в нужном количестве для гарантированного обеспечения потребностей сухопутных войск, не говоря уже о прикрытии «трехсоток».

Причем с поставкой С-400 вопрос о прикрываемости «дальних высотных» ЗРК «низковысотными» комплексами малой дальности стал бы еще более актуальным. Без этого алжирская ПВО сохраняет свое уязвимое место.

И в этом смысле куда более логичной была бы покупка у России других «низковысотных» ЗРК малого радиуса действия – «Тор-М1».

Кроме того, более логичной для Алжира в данном случае была бы покупка у России не «дальних» С-400, а комплексов среднего радиуса действия вроде «Бук», позволивших бы эффективно прикрыть армейские объекты и обеспечить соответствующий эффективный контроль воздушного пространства в сегменте между ЗРК малого и дальнего радиуса действия.

Что же касается изложенных алжирскими военными блогерами деталей, то в полной мере подобным сведениям из интернета доверять не следует.

Нельзя не остановиться на том, что многие российские СМИ и блогеры приняли версию автора популярного алжирского военного блога на основании представленных им фотографий, на которых алжирские военные позируют на фоне ЗРК, «сильно напоминающих С-400».

Впрочем, в данном случае нельзя быть до конца уверенным в том, что это

а) не фотошоп и

б) что фото не сделаны где-то в Астраханской области.

Во всяком случае, ландшафт на них больше напоминает не Алжир, а окрестности российских испытательных полигонов, расположенных в этом регионе.

Никакого противоречия здесь нет: алжирские военные, регулярно посещающие учения войск ПВО РФ, могли сфотографироваться на фоне соответствующей техники именно там.

Кроме того, под видом С-400, будто бы полученного Алжиром, может быть все тот же ранее заказанный им С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Ведь что послужило основанием для автора алжирского блога заявить о том, что на фотографии изображен именно С-400? БАЗовские шасси. Однако никакого противоречия здесь нет. Речь в данном случае может идти о варианте С-300 ПМУ-2 с тем же самым модернизированным шасси.

И, наконец, важно отметить, что в планах экспортных поставок С-400 у России действительно стоял Китай, считающийся в Кремле «дружественной» державой, поддержавшей Москву в условиях западного давления, а не Алжир, который вместе с Вьетнамом может претендовать лишь на второе место в очереди на приобретение данных комплексов.

Также говоря о возможной поставке ЗРК С-400 Алжиру, необходимо указать на доводы, приводимые российскими СМИ и блогерами в пользу этой сделки.

Среди них следует отметить утверждения, будто бы эта страна является «дружественным» для России государством. Однако цепочка выстраиваемых фактов в двусторонних взаимоотношениях заставляет в этом усомниться.

Достаточно вспомнить «странным образом» сорванные алжирской стороной контракты, подписанные с российской компанией РЖД по возведению на территории АНДР объектов транспортной инфраструктуры и последние явно недружественные попытки Алжира сблизиться с Евросоюзом по газу в пику России, по сути, являющиеся его отказом от энергетического союза с Москвой, заключенного в 2012 г. в Куала-Лумпуре.

Между тем, против осуществления данной сделки именно сейчас говорит и тот факт, что со второй половины 2014 г. Алжир испытывает огромные трудности в плане резкого сокращения своих золотовалютных резервов в результате продолжающегося снижения цен на нефть.

Учитывая складывающуюся международную ситуацию, пока у него нет реальной насущной потребности экстренно модернизировать свою ПВО, уже имеющей достаточное количество ЗРК С-300 и во всех отношениях являющейся одной из лучших в арабо-африканском мире, еще и комплексами С-400.

И, говоря о действительных слабых местах алжирских вооруженных сил, следует обратить внимание на рост террористической опасности, заметно усилившейся с 2012 г. В этих условиях армия АНДР нуждается в серьезных поставках новейших стрелкового оружия, средств связи, приборов ночного видения и бронированных средствах передвижения для стрелковых частей, обычно вынужденных перемещаться в обычных грузовых машинах и часто становящихся жертвами партизан в горно-лесистой местности. Также актуальным становится закупка алжирской стороной электронных систем защиты границы.

Кроме того, в данном случае многими российскими СМИ и блогерами упускается другой важный момент: до сих пор Россия не смогла обеспечить «четырехсотками» саму себя ввиду ограниченности возможностей производственных мощностей. Сейчас российские вооруженные силы имеют 19 дивизионов С-400 и на конце 2020 г. их количество должно быть доведено до 56.

Соответственно, в сложившихся непростых отношениях с Западом полагать, что Москва будет поступать «по старинке» по формуле «не доедим, да вывезем», было бы не совсем правильно. Сейчас для нее приоритетным остается не получение сравнительно небольшой суммы в валюте, а укрепление собственной обороны.

Не случайно, что до сих пор Москва избегала открыто объявлять дату гарантированного выполнения более приоритетного, чем алжирский, китайского заказа.

Соответственно, учитывая все приведенные выше соображения, пока с высокой долей вероятности версию о появлении у Алжира новейших российских ЗРК нельзя принимать всерьез.

Причина появления подобных информационных вбросов может быть обусловлена непростыми отношениями между алжирским руководством с западными странами, в 2015 г. усилившими на него нажим за «ущемление демократии» и параллельно пытающимися принудить его к участию наряду с Египтом в сухопутной операции по зачистке Ливии от джихадистов.

52.5MB | MySQL:103 | 0,635sec