Газовый конфликт и газовые монополисты Израиля

Вот уже месяц, как со страниц израильских СМИ, не сходят сообщения о конфликте, как в Кнессете, так и в обществе по вопросу правительственного соглашения с газовыми монополистами. Еще недавно казалось,
что газ, найденный несколько лет назад на израильском шельфе, должен в корне изменить экономику страны, принеся «несметные» блага ее гражданам. Но ни снижения цен на электричество, в связи с переходом большинства электростанций на газ, ни понижения цен во всех других областях производства, переходящих с угля и солярки на газ так и не произошло.

 

История израильской нефти и газа

На протяжении всей истории существования нынешнего Государства Израиль, не прекращались попытки найти собственную нефть. Для проведения разведочных работ и поиску нефти была создана государственная нефтяная компания «Лапидот». Удача ей улыбнулась в 1955 году, когда в районе города Сдерот с глубины 1515 метров пошла первая нефть. За годы, прошедшие после этого события, на месторождении «Хелец2, было пробурено более 80 скважин, из которых было добыто почти 18 млн баррелей нефти. На сегодняшний день на участке работает лишь пять станков-качалок, дающих несколько десятков баррелей в день.

В 1961 году районе города Арад возле Мертвого моря, ряд скважин на месторождении «Зоар» дали «промышленный» газ, которого правда с трудом хватает, чтобы обеспечивать им город с двадцати тысячным населением

Был период, когда практически все в Израиле искали нефть. Часть из них использовали последние, на тот момент достижения науки и техники, часть опиралось на рассказы и пророчества из Ветхого завета, но редко кому из них везло. В основном в выигрыше были те, кто удачно торговал акциями нефтяных компаний на израильской бирже.

В начале 1990-х годов на израильский рынок нефтедобычи, вышла компания «Гивот Улам». По словам ее основателя бывшего геолога из Москвы Тувия Ласкина, именно в религиозных текстах, он нашел указание, о том, где искать нефть в Израиле. В период с 1994 по 2010 годы компания с помощью биржи и вкладчиков привлекла около 200 миллионов шекелей для производства буровых работ. И несмотря на первые неудачи, четвертая скважина «Мегед 5» оказалась более чем успешная. В июле 2010 года компания заявила, что добыча на скважине является «коммерческой» и составлять 470 баррелей нефти в день. Но это пока единственный «успех» компании.

Начиная с 2005 года, основным поставщиком газа в Израиль был Египет, при том по более чем заниженной цене, по 2,75 доллара за единицу энергии (97 доллара за 1000 куб. м ).  Кстати именно эта цена, была одним из пунктов обвинения президента АРЕ  Х.Мубарака в коррупции на его процессах после свержения. В 2011 году в связи событиями «арабской весны» в Египте и неоднократными диверсиями, на синайской части газопровода, Израиль фактически лишился этих поставок. В результате чего Израиль был срочно вынужден искать альтернативу и был заключен договор с концерном British Petroleum на поставку сжиженного газа (LNG). Для реализации этого проекта государственной электрической компании «Хеврат хашмаль» пришлось потратить почти 140 млн долларов для строительства в прибрежной зоне, разгрузочной станции в виде буя, для приема СПГ.

В 1999 году на шельфе у берегов города Ашкелон, после ряда неудачных попыток было обнаружено крупнейшее месторождение природного газа «Ноа». В 2000 году на соседнем участке «Мери Б» так же был обнаружен газ в промышленных масштабах, который начиная с 2004 года стал регулярно подаваться на ашкелонскую электростанцию. В 2009 году примерно в 90 милях от города Хайфы было обнаружено газовое месторождение «Тамар», в дальнейшем были открыты месторождения «Далит» и «Левиафан».

 

История газового конфликта.

За все это время в стране было пробурено более 500 скважин на суще и около 60 в море. Подавляющее большинство из них было сухими. Все эти неудачи и породили нынешний конфликт. Дело в том, что с каждым годом становилось все меньше и меньше серьезных нефтяных компаний, желающих работать в Израиле. Причины были не только «геологические», но чаще всего и политические. Крупные нефтяные компании, работающие на Ближнем Востоке, не хотели портить отношения с арабскими странами, помогая Израилю искать нефть и газ.

Поэтому любой, изъявивший желания, получить лицензию на поиск нефти и газа, приветствовался в Министерстве энергетики Израиля. В спешке и по незнанию, практически не были проработаны договора с компаниями, начавшими бурение на шельфе. В результате тем, кому повезло, автоматически стали монополистами. Прошло несколько лет, прежде чем стало ясно, что монополист, преследует всегда только собственные интересы. Поведение, нынешних газовых монополистов, полностью соответствовало описанию данному еще Марксом в «Капитале». Так в результате бесконтрольной, фактически хищнической добычи газа, было полностью загублено месторождением «Мери-Б». После прекращения поставок газа из Египта и в отсутствии конкуренции, предложенные монополистом цены на газ, были почти вдвое больше, чем ранее экспортируемый газ из Египта. При этом египетский газ поступал по трубопроводу в четыре раза длиннее, чем ныне действующий газопровод с месторождения «Тамар».

Вот с попытки и урегулировать естественный конфликт между государством и монополией, началась история сегодняшней газовой сделки.

На текущий момент американская корпорация Noble Energy и принадлежащие израильскому миллиардеру Ицхаку Тшуве компании «Делек Кидухим» и «Авнер» контролируют практически все разведанные запасы газа в Израиле.

В этой  связи, директор Антимонопольного управления Дэвид Гило потребовал ввести контроль над ценами на газ или вынудить компании расстаться со значительной частью акций месторождений и создать между ними «виртуальную» конкуренцию. Руководство Noble Energy отказалось принять требования Д.Гило и пригрозило обратиться в международные судебные инстанции. Поняв, что остальные государственные регуляторы его не поддерживают, Д.Гило подал в отставку.

В тоже время государство поняв, серьезность намеренья Noble Energy, добиваться «справедливости» в международном суде, на основании ранее подписанных договоров и реальный шанс на проигрыш, решило договориться, предложив свой вариант газового соглашения, хотя бы частично ограничивающего возможности нынешней монополии.

 

Формат газового соглашения

В течении полугода прорабатывались различные варианты соглашения, позволяющие если не полностью уничтожить газовую монополию, то хотя бы создать «виртуальную» конкуренцию. В итоге государство рекомендует компании Ицхака Тшувы «Делек Кидухим» и «Авнер» продать свою долю в единственном действующем на текущий момент месторождении «Тамар», а также в малых месторождениях «Танин» и «Кариш».  Noble Energy сократит свою долю в «Тамар» с 36% до 25% и выйдет из месторождений «Танин» и «Кариш». Месторождения «Танин» и «Кариш» должны быть проданы в течение 18 месяцев (компании требовали 36 месяцев). Месторождение «Левиафан» должно вступить в строй не позднее августа 2019 года (изначально был указан срок до марта 2018 года, компании требовали увеличить его до 2020 года).

Государство не будет вводить контроль над ценами на газ, однако будет иметь право вмешиваться в ценовые соглашения до того момента, пока на газовом рынке не появится еще один игрок. Ценовой коридор, базирующийся на уже подписанных контрактах, останется на текущий момент неизменным в районе 5,4-5,6 доллара за британскую термальную единицу (примерно 195 долларов за 1000 куб. м), однако правительство сможет вмешаться в систему индексации цен.

28 июня, правительство Израиля утвердило проект соглашения с газовыми консорциумами «Тамар» и «Левиафан» по структуре регуляции рынка добычи природного газа. За скорейшее утверждение соглашения выступали премьер-министр Биньямин Нетаньяху, экономический советник правительства Юджин (Евгений) Кандель, бывший министр энергетики и действующий министр внутренних дел Сильван Шалом, министр энергетики Юваль Штайниц, а также высокопоставленные чиновники Минфина и Министерства энергетики. Аргументируя свое решение по газовому проекту, премьер-министр заявил: «Мы не будем повторять ошибку, которую уже допустили многие страны — они искали идеальное решение для своего газа или своей нефти, а в результате и газ, и нефть остались на дне моря или под землей»,

В противниках – подавший в отставку директор Антимонопольного управления Дэвид Гило, оппозиционные партии Авода и МЕРЕЦ, бывший генеральный директор государственной компании по поиску нефти и газа Йоси Лангоцки, а также «Штаб по борьбе с газовой монополией», организовавший уже не одну массовую акцию.

Уволившийся Дэвид Гило выступая на национальной энергетической конференции, разъяснил суть своих претензий к правительственному плану регуляции: «К сожалению, новый план не приведет к возникновению конкуренции. Основная проблема в том, что компания Noble Energy продолжит владеть 25% месторождения «Тамар2 и будет принимать участие в коммерческих переговорах с клиентами и в ценообразовании. При этом ей также принадлежат 40% от «Левиафана», поэтому между «Тамар» и «Левиафаном» не будет конкуренции».

Монополисты постоянно заявляли: «Если будете настаивать на конкуренции, мы не будем добывать газ, поэтому выбирайте — конкуренция или газ. А мы в ответ на это говорили, что хотим и газ, и конкуренцию».

 

Основные «за» и «против»

Большинство экономистов, как сторонников, так и противников соглашения в его существующем формате, согласны в одном – руководству государства, уже более 10 лет знающему о найденном в море газе, пора наконец определиться с регуляцией.

Пример с австралийской компанией Woodside показал, что неопределенность не пойдет на пользу государству в любом случае. Woodside была готова инвестировать в проект разработки «Левиафан» 2,5 млрд долларов, но из-за неопределенности с налоговыми льготами и регуляцией, вышла из сделки.

В целом соглашение, к которому пришли стороны, достаточно сбалансированное, однако в нем отсутствует ряд важных моментов.

При существующей ситуации, компания, которая выкупит малые месторождения «Кариш» и «Танин», окажется перед малоприятным выбором – вкладывать огромные средства в подключение месторождений к берегу собственным газопроводом, или попасть в зависимость от прямого конкурента – консорциума «Левиафан», согласившись поставлять газ через его уже построенный трубопровод.

Иностранные игроки, присматривающиеся к израильскому газовому рынку, так же утверждают, что максимальная цена, установленная на уровне ниже 5 долларов за единицу энергии экономически нецелесообразна, потому что они не смогут конкурировать с «Тамаром» или «Левиафаном», так как те значительно крупнее, а относительные расходы на разработку «Танина» и «Кариша» будут выше.

Единственным потенциальным игроком может стать итальянская компания Edison, которую в Израиле представляет бывший гендиректор Министерства финансов Яром Ариев. Компания направила письмо Минфину, в котором предупредила, что введение ценовой регуляции заставит ее покинуть израильский рынок. Компания предложила приобрести права на разработку «Танина» и «Кариша» за 3 миллиарда долларов, но затем отозвала свое предложение назад в связи с попыткой регулировать цены государством.

Многие специалисты приводят пример Норвегии, совершившей настоящий прорыв в добыче газа после того, как газопроводная система была выведена из-под контроля газодобывающих консорциумов и превращена в общий консорциум, предоставляющий равные услуги всем месторождениям. Израиль, по мнению специалистов, так же может самостоятельно заняться прокладкой газопроводов или привлечь к этому частные компании, не имеющие отношения к добыче газа. Такой шаг позволит привлечь иностранные и израильские компании к разработке малых месторождений, которые в противном случае были бы нерентабельными.

Один из самых парадоксальных моментов договора, в том, что никто не требует от американской компании поделиться знаниями и заниматься подготовкой местного персонала. Помимо того факта, что создание собственной газовой промышленности означает появление новых рабочих мест, это еще и инвестиция в то будущее, в котором газ уже закончится.

Разрешение на экспорт газа из израильских месторождений так же один из основных камней преткновения. На текущий момент экспорт из месторождения «Тамар» запрещен за исключением поставок Иордании, Египту и Палестинской национальной алминистрации. Экспорт из других месторождений ограничен 40% от разведанных запасов. Противники соглашения требуют, чтобы государство полностью запретило экспорт газа, чтобы обеспечить Израилю энергетическую независимость на 50 лет вперед, а не на 15-30 лет. Хотя это явно чисто популистские заявления. Ведь на разработку месторождения «Левиафан», требуется не менее 7-8 млрд долларов, только на первом этапе. Любой же банк согласившийся инвестировать деньги в этот проект, захочет увидеть схему возврата средств и реальных покупателей, а израильский рынок слишком мал, чтобы окупить в ближайшем будущем такие вложения.

Компании утверждают, что для того, чтобы разработка месторождения была экономически целесообразной, им нужно будет продавать около 16 BCM (миллиардов кубических метров природного газа) в год, из них 11 BCM Иордании и Египту, а остальное пойдет на израильский рынок. Однако контракты с этими двумя государствами пока находятся под знаком вопроса из-за регуляционной неясности в Израиле. Это может вынудить компании продавать больше газа внутри страны, по крайней мере на начальных этапах, но для это необходимо построить газопроводную сеть, а на это уйдет еще несколько лет. Потому слишком низкая регулируемая государством цена попросту не позволит им разрабатывать месторождение.

 

Коррупция

По мнению оппозиции, закрытость переговоров по газовому соглашению, естественно вызывает подозрения в коррупции. В ответ правительство опубликовала все документы по этой теме.

Израильские СМИ так же неоднократно сообщали о вовлеченности в переговоры госсекретаря США Джона Керри, имеющего акции Noble Energy, об обращениях миллиардера Шелдона Эдельсона к премьер-министру Биньямину Нетаньяху, о попытках Ицхака Тшувы вынудить Шели Яхимович из партии Авода смягчить свою позицию и так далее. Значительное недоумение вызвало и сделанное только после выборов заявление министра финансов Моше Кахлона о том, что он отказывается от участия в переговорах по газу из-за конфликта интересов. Кахлон заявил, что его близкий друг Коби Маймон возглавляет компанию «Исрамко», и через нее частично контролирует газовое месторождение «Тамар». Председатель оппозиции Ицхак Герцог призвал спикера Кнессета Юлия Эдельштейна не допустить, чтобы соглашение было утверждено без обсуждения в израильском парламенте.

В ответ звучат заявления о том, что бездоказательные обвинения в коррупции – последний оплот популистов. Ш.Эдельсон, возглавляющий организацию «Американо-израильская бизнес-инициатива», заявил, что неоднократно писал Б.Нетаньяху обращения по разным вопросам, как представитель американского бизнеса, однако никогда не обращался к нему по поводу газовой регуляции. Интересно, что активная противница соглашения Шели Яхимович также выражает уверенность, что в данном случае о коррупции речи не идет.

Хотя, нет дыма без огня, как писали израильские СМИ: «Керри продвигал сделку по израильскому газу, имея корыстный интерес». В последние годы госсекретарь США Джон Керри неоднократно употреблял свое влияние, чтобы продвигать те или иные соглашения между Израилем и соседними странами в сфере природного газа. На официальном уровне при этом говорилось об укреплении «умеренной оси стран» на Ближнем Востоке, но, согласно появившимся публикациям, Дж.Керри не может считаться независимым посредником в этом вопросе, поскольку часть его личного капитала размещена в акциях газовых компаний.

Дж.Керри продвигал, в частности, сделку по экспорту природного газа из месторождения «Левиафан» в Иорданию и Египет. Израильский финансовый портал «Маркер», писал, что госсекретарь США также пытался повлиять на государственную регуляцию добычи природного газа.

При этом из финансовых деклараций, подаваемых Дж.Керри, известно, что в 2013 году госсекретарь вложил от полумиллиона до миллиона долларов в акции компании Noble Energy, имеющей долю во всех израильских газовых месторождениях. Состояние Керри в 2013 году достигало 103 миллионов долларов, включая акции Noble Energy.

С учетом этой информации телефонный разговор между премьер-министром Б.Нетаньяху и Дж.Керри, в котором последний высказал обеспокоенность «бардаком» в сфере государственной регуляции добычи природного газа, предстает в совершенно ином свете.

Масла в огонь подлил опубликованный 20 июля отчет государственного контролера Йосефа Шапира, посвященный деятельности правительства в сфере разработки месторождений природного газа в Израиле. Госконтролер подверг резкой критике деятельность властей и заявил, что «шаги всех правительственных структур характеризовались отсутствием четкости, половинчатостью, неэффективностью, медлительностью и недостаточной регуляцией».

В отчете содержится призыв взять под контроль цены на газ, поскольку происходящее в сфере энергии имеет прямое отношение к дороговизне жизни, тем более, что зависимость от природного газа, как от главного источника энергии, будет все время возрастать.

Госконтролер подверг резкой критике различные министерства, формировавшие и реализовывавшие политику государства в сфере природного газа. Особую ответственность он возлагает на Министерство энергии и национальных инфраструктур.

Госконтролер также подчеркивает, что не были приняты достаточные меры для развития мелких и средних компаний по добыче газа, до сих пор не сформулированы правила, касающиеся экспорта, выдачи разрешений на передачу владения газом.

В отчете отмечается, что сама структура газового хозяйства Израиля является проблематичной, что привело к тому, что все газовые месторождения находятся в руках небольшого числа компаний.

 

Текущий момент

По итогам ночного совещания в канцелярии премьер-министра было принято решение отменить голосование правительства по газовому соглашению, намеченное на среду, 29 июля. Решение вторично отложить голосование было принято в связи с требованием внесения ряда изменений в соглашение по итогам общественного слушания.

Одним из ключевых требований является снижение ценового потолка с 5,4 доллара до 5 долларов за британскую термическую единицу. Также требует решения ситуация с неопределенностью в сроках начала разработки месторождения «Левиафан». Министерство финансов настаивает на включении в соглашение санкции против газового консорциума в случае, если месторождение не вступит в строй к июлю 2019 года. Еще одна инициатива Минфина предусматривает предоставление государственной поддержки будущему владельцу малых месторождений «Кариш» и «Танин».  Представители газодобывающих компаний были уведомлены о решении отложить голосование до внесения изменений в формат соглашения.

52.42MB | MySQL:105 | 0,598sec