Ливия: ЕС решения о санкциях не принял

Ожидаемое введение пакета санкций в отношении основных фигур в противоборствующих сторонах ливийского конфликта, которое планировали принять на заседании Совета министров иностранных дел стран-членов ЕС в Брюсселе 20 июля с.г., вновь откладывается. По заслуживающим доверия данным, стороны не смогли прийти к единодушному решению по этому вопросу. Против проголосовали французы, итальянцы и британцы, которые явно акцентируют свою особую позицию в отношении ливийской ситуации. Позиция Рима в данном случае мотивируется дальнейшим укреплением контактов с международно признанным правительством в Тобруке, а там категорически возражают против введения пакета экономических санкций против «главнокомандующего» вооруженными силами генерала Х.Хафтара и командующего силами ВВС Сакра аль-Гаруши. Помимо них в санкционном списке с противоположной стороны — выходцы из мисуратовского клана полевые командиры Абдул Рахман аль-Свейли и Салах Бади, а также спикер местного законодательного совета Абдулрауф Манал. Против санкций в отношении последних выступают французы и британцы. Это, собственно, логично, поскольку все три фигуры находятся в плотной орбите Дохи, а последняя через сеть своих деловых контактов и обещаний по заключению масштабных оружейных контрактов с Парижем, безусловно, старается влиять на ситуацию в нужном себе ключе. Катар в данном случае стремится сохранить мисуратовский клан в «лигитимном поле», поскольку в противном случае их основные креатуры оказываются в очень сложной ситуации. Причем в данном случае «размен» санкционными списками Доху не устраивает, по причине, прежде всего, падения при этом сценарии боевого потенциала лояльных себе сил. Мисурата среди них занимает центральное место. Тот же А.Р.аль-Свейли недавно не без помощи катарских спонсоров сумел организовать мобилизацию пяти бригад, стоящих на защите не только самой Мисураты, но и Бенгази, и Триполи. Вывод этой силы из «законного кругооборота» способен резко изменить баланс в Ливии совершенно не в пользу исламистов из коалиции «Рассвет Ливии».  При этом основной «ястреб» с противоположной стороны Х.Хафтар в принципе является фигурой «заменяемой». Не без проблем, конечно, но Каир в случае необходимости сможет убедить его отойти «в тень», при этом оставаясь неформальным командующим. Не будем забывать то «центральное место», которое в настоящее время играет Мисурата в организации морского логистического канала на Синай, куда с помощью морских судов из Турции переправляется оружие и боеприпасы для лояльной Катару группировки «Вилает Синай» Таким образом, введение санкций в отношении мисуратовского клана создаст все условия для военного поражения не только собственно союзников Катара в Ливии, но и серьезно осложнит жизнь сторонникам Дохи на Синае. Особенно, если Каиру удастся договориться с ХАМАСом, как минимум, «о невмешательстве», и тем самым лишить экстремистов на Синае серьезной подпитки.

Пока вопрос о санкциях отложен до октября с.г., а Брюссель хочет отследить динамику развития ситуации. Это официально. Неофициально эксперты указывают на ряд обстоятельств. Первое — в октябре с.г. истекает срок полномочий парламента в Тобруке. В этой связи европейцы рассматривают сразу две вероятности развития событий: проведение всеобщего голосования уже с участием исламистской коалиции «Рассвет Ливии» и уход из вновь избранного парламента основных противников мирного сосуществования конфликтующих ныне сторон. Отметим, что Катар в данной ситуации, скорее всего, проигрывает, поскольку новый состав «общего парламента», безусловно, будет отражать нынешний расклад сил и исламисты в нем уже не будут определять политику. А это означает, что Доха сделает все возможное, чтобы «всеобщие выборы» не состоялись. Второе — пролонгирование срока введения санкций дает возможность основным фигурам, которых это «беда» коснется, надежно спрятать свои активы за рубежом и перевести их с банковских счетов в Европе и США. Это важный момент, поскольку многие якобы личные счета полевых командиров из Мисураты на самом деле используются для оплаты поставок оружия на тех же Балканах в собственных интересах, и там в основном фигурируют либо деньги, полученные от контрабанды ливийской нефти, либо прямые катарские пожертвования. Срок в два месяца позволяет эту схему перестроить и сделать неуязвимой для европейских судов. Это, собственно, Катар начал делать, не дожидаясь итогов прошедшей встречи в Брюсселе. Достаточно вспомнить срочный визит министра обороны Катара в Минск и его продуктивные переговоры в отношении закупок различных модификаций вооружения. Помимо цены катарцев в данном случае привлекает и статус Минска, который и не находится под санкциями ЕС, и свободен от всяких обязательств перед европейцами. Таким образом, «уязвимая» с учетом возможных санкций «сербская схема» срочно меняется на «белорусскую». Третий момент. В Брюсселе полагают, что к октябрю правительство в Тобруке сможет поставить под свой полный контроль нефтяные месторождения, что автоматически лишит исламистов главного источника своей финансовой подпитки. Тобрук уже на днях заявил о полном контроле над всеми месторождениями на востоке, но этого, безусловно, недостаточно.

При этом на совещании министров иностранных дел ЕС решено не выносить вопрос о санкциях на обсуждение в Совете Безопасности ООН, что предусматривает необходимость учитывать мнение по этому вопросу Москвы и Пекина. Последние, в отличие от европейцев, не склонны поддерживать «компромиссные решения» по Ливии и будут настаивать на жестком антиисламистском проекте резолюции о санкциях. Да и общий характер взаимоотношений Брюсселя и Москвы сейчас не располагает к конструктивному обсуждению этой щекотливой темы. Лишним подтверждением такого настроя Москвы стали поставки Тобруку военных скоростных катеров, которые позволят ему полностью переломить ситуацию не только в рамках контроля над побережьем, но и минимизации объемов поставок контрабандной нефти  исламистами.

52.31MB | MySQL:103 | 0,465sec