О ценах на нефть

Согласно свежей статистике, по итогам июля текущего года Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) вновь повысила добычу сырья. Тем самым картель продолжает защищать свою долю на мировом рынке, невзирая на его низкую ценовую конъюнктуру.

Так, суточная добыча в государствах ОПЕК выросла с 31,87 млн баррелей в июне до 32,01 млн баррелей в июле.

Примечательно, что на протяжении последних лет организация превышала отметку в 32 млн баррелей в сутки лишь в 2008 году, когда нефть стоила около 147 долларов за баррель. Более того, на тот момент в составе картеля была Индонезия, которая вышла из организации в конце 2008 года.

С ноября 2014 года, когда ОПЕК принял решение не снижать добычу, она выросла на 1,7 млн баррелей в сутки.

По заявлению А.аль-Бадри, генерального секретаря организации, рост потребления удержит мировые цены от дальнейшего падения, и даже если бы ОПЕК снизила добычу, это не помогло бы рынку.

Во втором квартале 2015 года из-за избыточного производства ОПЕК превышение мирового спроса над предложением  достигло около 2,5 млн баррелей в сутки. При этом в 2016 году картель прогнозирует рост мирового спроса на свою нефть почти на 1 млн баррелей в сутки.

Наибольшее повышение добычи было зафиксировано в Ираке, который увеличил экспорт из южных портов до более чем 3 млн баррелей в сутки.

Иран, рассчитывающий на снятие экономических санкций после подписания соглашения о его ядерной программе, вновь планирует подняться на вторую строчку рейтинга ОПЕК (после Саудовской Аравии) по добыче. Тегеран уже немного повысил экспорт в июле за счет продажи «черного золота» из плавучих хранилищ.

Ливия, где продолжается гражданская война, была единственной из стран картеля, где добыча значительно снизилась.

Тем не менее А.аль-Бадри, который в конце июля с.г. провел рабочую встречу с министром энергетики России А.В.Новаком, заявил, что цены на нефть больше не будут падать, а стабилизируются в ближайшем будущем.

Низкие цены на нефтяном рынке породили в экспертной среде различные теории. Одни считают, что имеет место сговор Саудовской Аравии и США с целью поставить в тяжелое положение российскую экономику, которая не только ощущает на себе негативное воздействие западных санкций, но и недосчитывается большого количества финансовых ресурсов из-за резко упавшей цены на нефть.

Иная точка зрения – сговор Эр-Рияда с Пекином, но против США, которые на протяжении последних двух лет резко нарастили нефтедобычу, доведя этот показатель почти до саудовского.

После того, как осенью прошлого года ОПЕК решила не сокращать квоту на добычу сырья, ни для кого не было секретом то, что и без того низкие цены на нефть еще упадут в ближайшей перспективе. Специалисты тогда заявили, что Саудовская Аравия, ведущий производитель организации, пролоббировала это решение картеля, поскольку не хотела терять долю рынка из-за снижения объемов сбыта.

При этом арабская монархия, накопившая солидные финансовые ресурсы (по разным оценкам, от 700 до 900 млрд долларов в инвестиционных фондах и резервах Центрального банка), не озаботилась тем, что экономикам половины стран ОПЕК просто не выжить с низкой ценой барреля.

Венесуэла, Эквадор, Алжир, Нигерия, Ангола, Ирак, Иран сильно зависят от продажи углеводородов на внешних рынках, поскольку он обеспечивает значительную часть местных бюджетов. Примерно 110–130 долларов за баррель необходимо для того, чтобы в названных выше государствах они были бездефицитными.

В свою очередь, Катар, ОАЭ, Кувейт смогут залатать прорехи в собственных бюджетах и при низких ценовых показателях, поскольку их изначально устраивала более низкая цена, в коридоре 65–75 долларов.

Катар, в отличие от Саудовской Аравии и некоторых других стран картеля, не делает ставку на спотовые (краткосрочные по рыночным ценам) поставки нефти, отдавая предпочтение долгосрочным контрактам.

По подсчетам Дохи, если цена на нефть останется на нынешнем уровне (около 50 долларов за баррель), то страна сможет покрывать дефицит бюджета в течение 3–4 лет.

Монархиям Залива, имеющим солидные финансовые ресурсы, накопленные в прежние годы, вполне можно пережить низкие цены на нефть и не опасаться дефолта и социальной нестабильности, как, например, Венесуэле.  Обладая самыми крупными запасами нефти в мире, она все же рискует в этом году не только серьезно просесть экономически, но и лишиться действующего политического руководства.

Не случайно Н.Мадуро, президент Венесуэлы, в начале текущего года посетил Иран, Саудовскую Аравию, Катар, Алжир, а также Россию. В ходе переговоров со всеми лидерами этих стран венесуэлец пытался договориться о скоординированных действиях для повышения нынешних, убийственных для Каракаса, цен на «черное золото».

Накануне поездки Мадуро, кстати, заявлял о том, что США ведут нефтяную войну против Венесуэлы и России. В свою очередь, апрельский визит Б.Обамы, президента США, в Саудовскую Аравию, секретные встречи ОПЕК в Нью-Йорке и Эр-Рияде осенью 2014 года могут натолкнуть на мысль о сговоре Саудовской Аравии и США против основных конкурентов на глобальном рынке.

Это представляется весьма спорным по нескольким причинам.

Во-первых, на дворе не 1980-е годы, когда Саудовская Аравия в тандеме с США обрушили цены на нефть. С тех пор реалии нефтяного рынка изменились, он перешел от поставщика к потребителю. И Саудовская Аравия, и США, и остальные экспортеры вынуждены учитывать мнение импортеров.

В нынешней непростой ситуации, когда всем без исключения поставщикам в той или иной степени невыгодны имеющиеся цены на нефть, идет противостояние до тех пор, пока кто-нибудь не дрогнет.

Никто не хочет быть пионером: ни США, ни Саудовская Аравия, ни другие государства, готовые затягивать потуже экономические пояса, но не снижать уровень собственной добычи, чтобы не лишиться потребителей.

Во-вторых, при низких ценах на нефть в США постоянно закрываются буровые установки для разведки сланцевых нефти и газа; некоторые компании, разрабатывающие сланцевые месторождения, сбывают свои активы или вообще объявляются банкротами (например, компания WBH Energy).

Согласно отчету Управления энергетической информации США, темпы роста сланцевой добычи в США начнут замедляться во второй половине года.

Американские компании сворачивают проекты не только на собственной территории, но и в других государствах. Exxon Mobil, Marathon Oil и Chevron объявили о том, что прекращают разведку сланцевого газа в Польше. Основная причина остановки деятельности – низкие цены на нефть, не позволяющие иметь достаточный объем финансовых ресурсов для развития сланцевых проектов.

В период весьма низких за последние годы цен на сырье наблюдается «сланцевую контрреволюцию». Сланцевая индустрия, наделавшая шума в 2012–2014 годах, промышленно прижилась лишь в США. Другие государства (Китай, Украина, Польша) безуспешно пытались применить у себя американский опыт. Значение и масштабы так называемой «сланцевой революции» сильно преувеличены, что наглядно подтверждает нынешняя ситуация.

Эр-Рияд и Вашингтон вряд ли осознанно пошли на «убийство» сланцевых проектов с целью поставить палки в колеса другим игрокам. У американцев есть лишь один экономический «джокер» – сланцевые углеводороды, поэтому копать себе могилу своими и саудовскими руками Вашингтон не станет.

Более реальным кажется следующий сценарий: Саудовская Аравия намеренно не способствует повышению цен на нефть в ближайшей перспективе.

В сложившейся ситуации очень сложно Ирану, ко всему прочему до сих пор находящемуся под действием коллективных санкций. Как следствие, Тегеран крайне стеснен в средствах для финансовой поддержки Сирии, давнего иранского союзника и традиционного антагониста Саудовской Аравии.

В долгосрочной перспективе низкие цены на нефть полностью лишат рентабельности сланцевые проекты США, рынок производства нефти которых перестает расти. По оценкам, вследствие низких цен на нефть инвесторы в американские проекты уже потеряли более 450 млрд долларов за год.

Сланцевые проекты рентабельны при цене 60–70 долларах за баррель. Поскольку сланцевая скважина дает быстрый дебет (приток нефти), но так же быстро истощается, то необходимо бурить новую скважину, чтобы поддержать или нарастить текущий уровень добычи. Это требует постоянного вливания финансовых ресурсов.

Казалось бы, нынешние цены на сырье вполне на руку азиатским потребителям, прежде всего Китаю, который хотя и не показал ожидаемого от него 10-процентного роста экономики, но все же увеличивает импорт нефти для создания резерва.

По информации государственного статистического управления Китая, в ноябре минувшего года страна завершила наполнение первой очереди национальных нефтяных стратегических запасов в объеме 12,5 млн т (93,5 млн баррелей). К 2020 году их размер может составить около 40 млн т (299 млн баррелей).

Уровень потребления нефти в Китае напрямую влияет на нефтяные котировки.

По данным Управления энергетической информации США, в 2010–2013 годах потребление нефти в Китае выросло с 8,93 млн баррелей в сутки до 10,1 млн баррелей в сутки. В 2013 году на Китай приходилось свыше 11% мирового потребления, а в октябре того же года страна впервые обошла США по объему импорта сырой нефти.

В 2014 году Китай, занимающий вторую строчку в мире по потреблению нефти, увеличил ее закупки почти на 10% вследствие существенного падения цен на топливо во втором полугодии.

По прогнозам китайской государственной нефтяной корпорации CNPC, расчетное потребление нефти в стране вырастет на 3% в этом году. По ее расчетам, спрос вырастет на 310 тыс. баррелей до 10,68 млн. Импорт предположительно повысится на 5,4% до 6,49 млн баррелей в сутки.

Здесь появляется благодатная почва для еще одной теории – заговор Саудовской Аравии и Китая. Предпосылками для этого служит тот факт, что Китай скупит всю саудовскую нефть по комфортным ценам и остальным поставщикам будет непросто найти рынок сбыта.

Звучит, конечно, заманчиво, но факты и статистика полностью обнажают несостоятельность этой теории.

Саудовская Аравия, как и другие страны ОПЕК, уступает лидирующие позиции на китайском рынке России.

Согласно китайской статистике, в 2014 году импорт нефти из крупных стран ОПЕК упал, в то время как покупка Китаем сырья из России выросла на 36%. Так, Китай сократил импорт саудовской нефти на 8%, а венесуэльской на 11%. Таким образом удельный вес Саудовской Аравии на нефтяном рынке Китая сократился с 19% (2013 год) до 16%. В свою очередь, удельный вес России, напротив, вырос с 9% до 11%.

Покупая больше нефти из России, Китай тем самым снижает зависимость от морских поставок топлива из государств Ближнего и Среднего Востока, подверженных перебоям из-за погоды.

Как ожидается, в течение этого и последующих годов наше государство поставит китайцам еще больше нефти. Межправительственное соглашение 2013 года предусматривает существенный рост экспорта из России в Китай по нефтепроводу «Сковородино–Мохэ».

Дополнительные поставки нефти составили 800 тыс. т в 2013 году, 2 млн т в 2014 году, должны составить 5 млн т в 2015–2017 годах, 15 млн т в 2018–2037 годах.

К 2020 году поставки российской нефти в Китай могут достигнуть объема, который сейчас Поднебесная импортирует у Саудовской Аравии. Это отнюдь не на руку арабскому королевству, которое после снижения поставок собственной нефти в США всерьез обеспокоено положением дел на своем основном рынке сбыта – Азия потребляет около 70% саудовской нефти.

Для того чтобы не допустить потерю потребителя, в конце прошлого года королевство снизило цены на нефть для азиатских покупателей.

Государственная компания Saudi Aramco предоставила азиатским потребителям рекордные скидки на нефть в начале текущего года. Скидка для стран Азии составила 2 доллара за баррель. В результате цена достигла минимума с 2000 года.

Кроме того, Ирак, второй по величине производитель нефти в ОПЕК, также снизил цену на нефть марки Basrah Light на 4 доллара для стран Азии. Таким образом цена достигла минимума с 2003 года.

Едва ли Пекин и Эр-Рияд сговорились так «мудрено», что результатом стали снижение саудовского присутствия на китайском рынке, вынужденная мера по предоставлению Китаю крупного дисконта и, что самое неприятное для Саудовской Аравии, укрепление на нем российской стороны.

К тому же китайцы являются очень жесткими прагматиками, которые предпочитают не вступать в коалиции или играть в подковерные игры, а стараются сохранять автономность и нейтралитет на международной арене.

В ситуации, когда Китаю удалось диверсифицировать поставщиков нефти (Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Венесуэла, Ангола), и тем самым понизить объемы арабского сырья, было бы нелогичным вступать в сговор с королевством, вновь попадая в зависимость от саудовских поставок.

По всей видимости, нынешняя непростая обстановка на мировом рынке нефти вызвана вовсе не какими-то таинственными заговорами двух или нескольких игроков, а, скорее, объективными макроэкономическими и геополитическими факторами, а также спекулятивными играми биржевых трейдеров.

Замедление темпов роста мировой экономики негативно влияет на спрос на энергоносители. Кроме того, сложилась крайне напряженная обстановка в ряде нефтедобывающих государств Ближнего Востока и Северной Африки.

Например, противоречивые новости из Ливии по поводу роста добычи и экспорта нефти в последнее время часто отражались на динамике нефтяных котировок.

Нынешняя политика Саудовской Аравии на нефтяном рынке уже много лет остается без изменений – сохранять высокий уровень добычи и в условиях жесткой конкуренции не терять собственные позиции на рынках сбыта. Нынешний король Сальман в течение нескольких лет до восхождения на престол разделял нефтяную политику своего покойного брата.

Понижению мировых цен на нефть способствует то, что Ирак планирует в ближайшей перспективе еще больше нарастить добычу и экспорт сырья с южных и северных месторождений. Это увеличит предложение на глобальном рынке, которое и без того значительно превышает спрос.

Отразились на нефтяных котировках и недавние события в Йемене.

Нельзя сбрасывать со счетов США, которые весьма умело держат в напряжении традиционных экспортеров нефти, заявляя о скором наводнении собственными энергоносителями азиатского и европейского рынков, что весьма спорно с учетом отмеченных выше перспектив развития сланцевых проектов.

Сегодня некоторые поставщики (например, Саудовская Аравия) ожидают того, что рынок стабилизируется и сам отыграет низкие цены на сырье.

Недавняя встреча в Москве министра энергетики России с генеральным секретарем ОПЕК закончилась совместным заявлением о полном взаимопонимании позиций сторон в урегулировании текущего положения дел на рынке.

Соответственно, дисбаланс между спросом и предложением продолжит сохраняться в будущем.

Нельзя исключать возможности, что, если баррель пробьет отметку в 40 долларов, представители картеля, которые суммарно производят около 40% мировой нефти, соберутся на экстренное заседание и повлияют на ценообразование.

Регулятор в лице ОПЕК вмешивался в текущую ситуацию на рынке в 2008 году, а история, как известно, повторяется.

52.4MB | MySQL:106 | 0,667sec