Ситуация в Турции: июль 2015 г.

Вялотекущий внутриполитический кризис в Турции, вызванный неспособностью правящей Партии справедливости и развития (ПСР) сформировать после состоявшихся 7 июня всеобщих парламентских выборов коалиционное правительство, во многом определял развитие событий в этот период как внутри страны, так и в сфере внешней политики Анкары.

Определенным стабилизирующим фактором в такой ситуации можно считать избрание руководящих органов Меджлиса и председателя парламента. По результатам заключительного четвертого тура голосования на пост 26-го спикера Великого Национального Собрания Турции, в котором также участвовал кандидат от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Дениз Байкал, спикером высшего законодательного органа страны был избран Исмет Йылмаз, за которого проголосовали 258 парламентариев. Всего в голосовании участвовали 547 депутатов. Д.Байкал заручился поддержкой 182 голосов избирателей. 29 депутатов воздержались, 78 бюллетеней были признаны недействительными.

Выборы председателя парламента вновь продемонстрировали неспособность турецкой политической оппозиции выступить единым фронтом против правящей ПСР. Именно эта особенность позволила ПСР легко «переиграть» оппозицию в ходе избрания спикера и получить ключевую должность председателя в парламенте. Все четыре прошедшие в парламент партии – ПСР, НРП, Партия националистического движения (ПНД) и Демократическая партия народов (ДПН) – выдвинули своих кандидатов на пост спикера. После третьего тура из борьбы выбыли набравшие наименьшее количество голосов кандидаты от ПНД и ДПН. В случае объединения в четвертом туре усилий всех оппозиционных партий в пользу представителя НРП Д.Байкала правящая ПСР лишилась бы должности председателя парламента.

Однако депутаты ПНД отказались голосовать (78 недействительных бюллетеней) за Д.Байкала лишь по той причине, что за него проголосовали представители от прокурдской ДПН, которую турецкие националисты считают «политическим продолжением курдской запрещенной вооруженной группировки РПК».  «ПНД практически подарила место спикера парламента правящей партии», – заявил сопредседатель ДПН Селяхаттин Демирташ, комментируя исход выборов спикера.

Генеральный председатель НРП Кемаль Кылычдароглу, в свою очередь, назвал ПНД, с которой на президентских выборах в прошлом году они выдвигали единого кандидата, «подручной ПСР». Примечательно, что лидер НРП отметил в связи с этим постепенное исчезновение в стане оппозиции позитивного настроя, царившего в период после всеобщих выборов, и признал факт перехода инициативы к правящей ПСР. На должность министра обороны Турции, освободившуюся после избрания Исмета Йылмаза на пост спикера парламента, назначен ранее уже занимавший эту должность Веджди Гёнюль. Первоочередной задачей парламента, по словам новоизбранного спикера, будет принятие новой конституции. Правительство страны и предыдущий состав парламента, несмотря на внесение изменений в более чем 100 пунктов действующей конституции, так и не смогли сделать ее более демократичной.

В целом, оппозиция в очередной раз упустила благоприятный момент для того, чтобы, продемонстрировав единство, на деле подтвердить серьезность своих намерений сообща использовать полученные ею на прошедших выборах 60% голосов избирателей и начать отстранение от власти ПСР. Ситуация наглядно показала, что оппозиционное правительство в стране без участия ПСР уже практически невозможно. Число взаимных претензий между оппозиционными партиями после 1 июля лишь увеличилось, и вряд ли рейтинги этих партий у электората растут.

Лидер ПСР и исполняющий обязанности главы правительства А.Давутоглу, обращаясь к политическим партиям заявил: «Мы все в одной лодке и являемся частью этой политической ситуации». В отношении позиции ПСР на переговорах по коалиции он подчеркнул: «Наши сердца и разум открыты, а наш язык содействует примирению. Мы проявляем стремление к формированию коалиции. В переговорах по созданию коалиции секретного протокола не будет. Переговоры основаны на доверии и будут ясны и прозрачны для общественности».

Однако в июле, спустя практически два месяца после парламентских выборов, это стремление сформировать правительственную коалицию, несмотря на заявления высокопоставленных функционеров ПСР об успешности переговоров по этому вопросу, в частности, с основной оппозиционной НРП, так и не увенчались практическим результатом. Следствием этого стали все чаще звучащие заявления о возможности проведения в стране досрочных парламентских выборов. «При невозможности сформировать правительство, единственное, что остается — это выборы. Наш народ примет решение. И мы будем уважать принятое им решение», — заявил вице-премьер правительства Б.Арынч.

Прогнозов по поводу возможных вариантов и условий формирования правительственной коалиции множество. Так, например, бывший помощник госсекретаря США по Южному Кавказу и посол страны в Азербайджане, нынешний директор Международного центра оборонных исследований в Таллине Мэтью Брайза говорил о неизбежности создания коалиционного правительства ПСР и ПНД. Сообщалось даже о предварительной договоренности о распределении министерских портфелей в коалиционном правительстве, но генпредседатель ПНД отказался от участия в коалиции с ПСР. Накануне премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу призвал его «быть более рассудительным».

Ряд членов ПНД выразил недовольство по поводу такой позиции лидера партии Девлета Бахчели. Не исключено, что отказ от создания коалиционного правительства с ПСР приведет к серьезному расколу в этой партии. Досрочные выборы чреваты рисками для всех основных политических партий страны, и в первую очередь для ПНД. В случае их проведения именно эта партия может потерять большинство своих голосов. Более того, не исключено и то, что в случае досрочных выборов ПHД не сможет преодолеть десятипроцентный барьер, чтобы быть представленной в парламенте.

Согласно данным социологических исследований и у избирателей ПНД сложилось противоречивое мнение относительно поведения партии в ходе выборов спикера парламента. Всего 33,4% избирателей ПНД поддержали решение партии «слить» голосование, в то время как 38,5% считают этот поступок неправильным. Примечательно, что 55,2% электората ПНД поддерживают сегодня коалицию с ПСР.

Действительно, позиции правящей ПСР и ПНД по многим вопросам близки. Националисты, несмотря на критику политики ПСР и, прежде всего, лично президента Р.Т.Эрдогана, в отличие от основной оппозиционной НРП проводят умеренную политику в отношении властей. Даже в разгар известных массовых антиправительственных манифестаций на площади Таксим в 2013 году сторонники партии не участвовали в этих акциях протеста вместе с активистами НРП и ДПН. Лидер националистов Д.Бахчели еще тогда призвал своих сторонников бороться против властей исключительно демократическим путем. Основные разногласия между ПСР и ПНД касаются отношения к вопросу демократического решения курдской проблемы, однако реальные события в июле (боевые действия вооруженных сил Турции против баз Рабочей партии Курдистана (РПК) и ИГ на территории Северного Ирака и Сирии, думается, сблизят их позиции и по этой проблеме).

Напомним, что для формирования жизнеспособного правительства необходимы 276 из 550 мест в парламенте. Получив всего 258 мест в результате прошедших 7 июня выборов, ПСР может создать коалицию с 132 депутатами из НРП или с 80 представителями ПНД, которая обеспечит достаточное количество мест для создания кабинета министров. Переговоры по этому вопросу продолжаются. «Вероятность проведения досрочных парламентских выборов составляет сегодня 50 процентов. Переговоры с НРП прошли позитивно. Мы встретимся снова и определим для себя, по каким пунктам, темам, направлениям будем двигаться дальше. Вероятность формирования коалиции и досрочных выборов 50 на 50», — заявил 21 июля после очередной встречи с руководством основной оппозиционной НРП высокопоставленный функционер правящей ПСР, министр культуры и туризма Омер Челик.

Неопределенность с формированием коалиционного правительства и нарастающая тенденция к досрочным парламентским выборам усиливает противоречия внутри правящей ПСР. Так, выступления основателей партии президента Турции Р.Т.Эрдогана и его предшественника А.Гюля во время праздничного ужина по случаю праздника рамазан содержали прямую взаимную критику. Так, А.Гюль открыто призвал к пересмотру внешней политики, прежде всего, на Ближнем Востоке. Он заявил, что Турции необходимо улучшить отношения со своими мусульманскими соседями, включая Ливию, Египет, Йемен и все страны Персидского залива. Бывший глава государства отметил, что Турция попусту тратит свою энергию на борьбу с неким «параллельным государством» (термин, придуманный Р.Т.Эрдоганом для обозначения заговора во главе с Ф.Гюленом) вместо того, чтобы налаживать реальные контакты с соседями.

При этом, всем известно, что именно Р.Т.Эрдоган 12 лет был главной движущей силой внешней политики Анкары, а нынешний премьер-министр А.Давутоглу, будучи министром иностранных дел, изобрел подход «ноль проблем с соседями», который в конце концов превратился для Турции в политику «ноль соседей», так как отношения с ближними и дальними соседями значительно ухудшились.

Выступление Р.Т.Эрдогана, в свою очередь, было обращено к бывшему президенту, покинувшему активную политику. Он сказал, что в течение 40 лет своей политической деятельности он без устали служил нации, всегда действовал в соответствии с ожиданиями людей и не сделал ничего такого, чем бы мог подорвать их доверие к себе. «Однако были, конечно, те, кто предавал и был поражен собственными амбициями, кто боялся, кто становился жертвой собственного эго и у кого не хватило дыхания. Мы оставили их на обочине и продолжили наш путь», — констатировал президент страны. Р.Т.Эрдоган также сказал, что «те, кто считает служение нации средством получения личной выгоды и выигрышной позиции — это пыль на листе, их присутствия или отсутствия со временем никто не заметит». Эти замечания Р.Т.Эрдогана были интерпретированы как завуалированное послание А.Гюлю. Такая открытая полемика, по мнению политологов, свидетельствует о серьезном расколе в правящей партии, который стала сегодня явным для всех.

Появились сообщения и об уходе из большой политики вице-премьера Турции Бюлента Арынча. Он является одной из знаковых фигур политической элиты Турции. Активную политическую деятельность ведет с 1983 года, является одним из основателей ПСР. Б.Арынч был одним из первых членов партии, подвергших резкой критике действия президента страны Р.Т.Эрдогана, в частности, на курдском направлении. Ряд высокопоставленных сторонников Р.Т.Эрдогана (мэр Анкары М. Гекчек) потребовали тогда его отставки.

Растущие противоречия на внутриполитическом поле не могли не сказаться и на состоянии экономики страны. Ее рост в текущем году ожидается в пределах от 2% до 2,5%, что намного меньше поставленной правительством цели в 4%. Политическая неопределенность, в том числе возможность срыва формирования коалиционного правительства, а также теракты на юго-востоке страны, насилие в пограничных с Турцией странах, таких как Сирия и Ирак,  серьезно угрожают притоку инвестиций. Снижается и внутреннее потребление, которое сдерживается из-за острой политической ситуации.

В соответствии с данными института статистики Турции экспорт Турции в июне сократился на 18,8% в годовом исчислении, что стало наибольшим снижением с сентября 2009 года. Основным виновником столь низких показателей стало уменьшение объемов торговли с Евросоюзом. В прошлом месяце экспорт в страны ЕС упал на 21%. Несмотря на значительное сокращение экспорта в ЕС, Германия остается основным экспортным партнером Турции. Далее следуют Великобритания, Ирак и Италия. Лучшими странами-импортерами в Турцию стали Китай, Германия, Россия и США. Курс турецкой лиры по отношению к доллару США достиг рекордно низкого уровня и составил 2,776 тур. лиры за 1 доллар.

Поляризация сил и неопределенность на внутриполитическом поле Турции, а также напряженность в экономике страны усугубляется ростом террористической угрозы в стране в связи с резким обострением курдского вопроса и ситуации в юго-восточных провинциях, а также на турецко-сирийской границе. В результате теракта в населенном преимущественно курдами приграничном городе Суруч во время молодежной пресс-конференции погибли по меньшей мере 32 человека и порядка 104 получили ранения. Террористом-смертником оказался 20-летний Шейх Абдуррахман Алагёз, проживавший в восточной турецкой провинции Адыяман. Он вступил в ряды боевиков «Исламского государства» (ИГ) два месяца назад.

Генштаб Турции выступил с заявлением относительно боестолкновений на границе с Сирией. В заявлении отмечается, что в ходе обстрела КПП в Килисе, совершенного с сирийской стороны, погиб один младший лейтенант и еще двое военнослужащих получили ранения. Ответным огнем были уничтожены два боевика ИГ и три транспортных средства.

Спустя всего два дня после теракта в Суруче в городе Джейланпынар в юго-восточной турецкой провинции Шанлыурфа были обнаружены тела двух полицейских. Губернатор провинции Иззеттин Кучук сообщил, что тела полицейских были найдены в их домах, однако пока не установлено, связаны ли эти убийства со взрывами в Суруче. Оба офицера – один из отдела по борьбе с терроризмом, а другой из отдела специальных операций – были убиты выстрелом в голову. Их сослуживцы, когда погибшие не пришли на работу, отправились к ним домой и обнаружили убитых.

После трагедии в Суруче и Джейланпынаре курдские граждане Турции очень напуганы. Их волнует вопрос: был ли теракт специально спланированной операцией, направленной против курдов, либо это результат действий правительства. «Похоже, теперь наш народ должен сам позаботиться о своей безопасности», – отметил сопредседатель прокурдской ДПН Селяхаттин Демирташ. В ряде крупнейших городов Турции прошли акции протеста против терактов. После атаки террориста-смертника жители Суруча собрались у культурного центра «Амара», где произошла трагедия, чтобы выразить свое негодование. Для разгона протестующих полиция применила водометы и спецтехнику. Протестующие скандировали лозунги «Убийца – ПСР».

Вице-премьер Турции Бюлент Арынч заявил, что утверждения о том, что правительство не проводит «достаточно эффективной борьбы с ИГ», являются намеренно искаженными и составляют часть кампании по дискредитации Турции. Он отметил: «Это гнусная ложь. ИГ является организацией, которую проклинают в Турции. За 6 месяцев около 600 человек были задержаны по делу о связях с ИГ, 102 человека были арестованы и посажены в тюрьму». Премьер-министр А.Давутоглу заявил, что по предварительным данным все улики указывают на причастность террористов ИГ ко взрыву в Суруче. Теракт произошел после того, как Турция начала наращивать усилия по борьбе с боевиками ИГ внутри страны.

После атаки террориста-смертника в городе Суруч руководство Турции приняло решение о создании новой пограничной системы физической безопасности на границе с Сирией. Турецкое правительство планирует построить стену безопасности вдоль сирийской границы. Бетонный забор высотой 3,5 метра, возведенный вдоль 911-километровой границы, поможет укрепить безопасность и защитить страну от боевиков ИГ, а также покончить с незаконным пересечением границ.

По имеющимся данным, за стеной пройдет проволочное ограждение и будет установлены дополнительное освещение и камеры слежения. Для реализации этого плана Министерство внутренних дел выделило губернаторам приграничных провинций Газиантеп, Килис, Шанлыурфа и Хатай в общей сложности 20 млн турецких лир (около  7,5 млн долл.). Турецкие вооруженные силы приступили к строительству ракетонепробиваемой стены. Как сообщило информационное агентство Doğan, в конце июля протяженность стены уже составляла 2,5 км.

Турецкие власти в июле неоднократно сообщали о задержании силами безопасности боевиков ИГ на турецко-сирийской границе. Национальная разведывательная организация (МИТ) страны предупредила, что ИГ планирует организовать в Турции ряд терактов, добавив, что ведется подготовка восьми террористов-смертников, одна из которых женщина. Согласно сообщениям, циркулирующим в турецких СМИ, MИТ подчеркнула, что смертники нанесут удар по городам, населенным преимущественно курдами.

В ходе телефонных переговоров 22 июля президенты Турции и США Реджеп Эрдоган и Барак Обама договорились «перекрыть поток иностранных боевиков и обеспечить безопасность границы Турции с Сирией». Лидеры обсудили усилия по расширению сотрудничества для решения этой задачи. Б.Обама подтвердил приверженность США обеспечению национальной безопасности Турции. Руководители двух стран договорились продолжить тесное сотрудничество по этим и другим региональным вопросам.

Практическим результатом телефонного разговора стали начавшиеся на следующий день 23 июля масштабные авиаудары турецких ВВС по позициям ИГ в Сирии и курдским лагерям в Северном Ираке.  А президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что страна не может продолжать процесс мирного урегулирования с курдами ввиду нападений курдских боевиков на турецкие объекты. «Продолжать мирный процесс с теми, кто угрожает нашему национальному единству и братству, невозможно», — констатировал глава государства. РПК, в свою очередь заявила, что в условиях бомбардировок их объектов невозможно соблюдать перемирие.

Лидер прокурдской оппозиционной партии ДПН отверг эти обвинения в адрес курдов, подчеркнув, что его партия виновата лишь в том, что выиграла 13% голосов на июньских выборах и получила 80 депутатских мест в парламенте. ДПН раскритиковала военные операции против запрещенной РПК, обвинив ПСР в намерении «разжечь в стране огонь» с целью обеспечить убедительную победу на возможных досрочных выборах. «Правительство планирует разжечь в стране огонь вражды, чтобы в обстановке нагнетания милитаристского и националистического ажиотажа провести в стране досрочные выборы и получить возможность сформировать однопартийное правительство. ПСР скрывает свои планы, прикрываясь борьбой с терроризмом. Необходимо немедленно прекратить все военные атаки и взрывы, политические операции и давление. Все проблемы мы можем решить путем переговоров», – говорилось в заявление ДПН.

Этим заявлениям предшествовало заседание НАТО, на котором по инициативе Анкары обсуждалась турецкая кампания против экстремистской группировки ИГ и курдских боевиков. В итоговом коммюнике альянс выразил решительную солидарность с Турцией. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что организация примет меры в связи с нестабильностью на пороге Турции и на пороге НАТО.

В июле Анкара открыто продемонстрировала многогранность своей стратегии в сложившейся ситуации. Помимо ударов по ИГ, Турция осуществила налеты на позиции РПК, арестовала в ряде городов сотни предполагаемых членов группировки. Критики таких действий считают, что Турция наносит удары по объектам ИГ только для прикрытия борьбы против своего настоящего врага — курдских повстанцев. Нежелание Анкары осуществлять бомбардировки ИГ ранее, продолжают они, на самом деле было стремлением не помогать курдам в борьбе с боевиками ИГ. Теперь, когда можно наносить удары и по тем, и по другим, Турция готова полномасштабно включиться в этот процесс. В июле, по мнению аналитиков, Турция полностью переосмыслила свою роль в возглавляемой США международной коалиции. Если раньше она неохотно выступала в качестве партнера, то теперь регулярно посылает авиацию для уничтожения объектов ИГ и РПК, предоставляет американским истребителям для этих же целей свои базы.

Кроме этого, Анкара намерена окончательно решить наконец-то вопрос о формировании буферной зоны на границе с Сирией. Создание такой зоны на сирийской территории позволит Турции более эффективно наносить удары не только по боевикам ИГ, но и позициям, занятым сирийскими курдами и запрещенной сепаратистской организацией Рабочая партии Курдистана (РПК). При этом Турция утверждает, что не разделяет РПК и ИГ, считая и тех, и других террористическими организациями.

По словам Р.Т.Эрдогана, обсуждаемые с США планы по созданию «зоны безопасности» на севере Сирии откроют путь для возвращения сирийских беженцев на родину. По этому плану свободной от боевиков буферной зоной должна стать территория на расстоянии 68 миль (109 км) к западу от реки Евфрат. При этом, хотя Турция и настаивает, что сирийские курды находятся «за рамками нынешних военных и иных усилий», аналитики говорят, что появившаяся решительность Турции в борьбе с ИГ связана с желанием усилить контроль над реальными боевыми способностями и сирийских курдов. Опасность контроля курдами севера Сирии означает для Турции шаг к созданию нового курдского государства на юге страны, с чем Анкара никогда не сможет смириться.

Бомбардировки объектов ИГ на сирийской территории вновь активизировали полемику по вопросу возможной наземной операции турецких ВС в Сирии. Аналитики напоминают в связи с этим слова бывшего начальника генштаба Турции армейского генерала Илькера Башбуга о том, что подразделения турецкие ВС могут войти в Сирию для создания зон безопасности в этой стране, но не смогут покинуть ее территорию. А лидер основной оппозиционной НРП Кемаль Кылычдароглу заявил, что в стране звучат «барабаны войны», поскольку Р.Т.Эрдоган пытается поддержать свой авторитет после того, как ПСР утратила парламентское большинство. «Новое правительство еще не сформировано, а в стране уже слышны барабаны войны, призванные удовлетворить корыстные интересы. Война — это не детская игра и не средство для повышения своего рейтинга. Хороший политик знает, что хаос и война не принесут ничего, кроме бедствий и страданий», — написал он в Twitter.

В связи с этим, представляют интерес результаты недавнего опроса населения, проведенного компанией Gezici Research. Он показал, что подавляющее большинство турецких избирателей против того, чтобы турецкие военные проводили трансграничную операцию в Сирии для борьбы с угрозой безопасности. По данным проведенного исследования, 91,4% респондентов заявили, что не хотят, чтобы турецкие военные участвовали в какой-либо военной операции в Сирии. Только 8,6% одобрили такие действия. Опрос также показал, что 70% опрошенных лиц считают, что правительство ПСР все же может начать войну с Сирией. Ведь Турция направила значительные дополнительные войска и технику для усиления своей 900-километровой границы с Сирией.

Что касается сирийских беженцев, то министр по делам ЕС Волкан Бозкыр, выступил с предупреждением о том, что Турция может не справиться с их потоком. Он отметил, что Анкара активизировала контакты с представителями ЕС относительно потока беженцев, который существенно увеличился за последний период. «У нас нет материальных ожиданий от ЕС. На сегодняшний день мы потратили 6 млрд долларов. Но может наступить такой момент, когда возникнет новая большая волна беженцев, которая может стать не по силам Турции и тогда уже ЕС столкнется с этой проблемой. Согласно данным Организации по вопросам беженцев, действующей при ООН, общее число сирийских беженцев составляет 4 млн 13 тыс. человек. Из них в Турции проживает 1 млн 805 тыс. 255 человек.

В ходе исследования, проведенного Турецким обществом Красного Полумесяца, большинство сирийских беженцев, проживающих в Турции, не хотят уезжать из страны. В опросе приняли участие 327 сирийских беженцев, проживающих в разных районах Турции. В качестве основных трудностей, с которыми сталкиваются сирийские беженцы, опрошенные указали высокую арендную плату, турецкий закон о беженцах, ограничивающий их передвижение по стране, незнание турецкого языка, трудности в поиске работы, а также препятствия в образовании для их детей.

Несмотря на эти проблемы, 78% опрошенных беженцев заявили, что они не станут рассматривать вариант переезда в другую страну, даже если у них появится достаточно средств на это. С другой стороны, 16% респондентов ответили, что они хотели бы переехать в такие страны как Германия и Швеция. По данным опроса, ежедневный доход сирийских беженцев в Турции составляет от 20 до 29 турецких лир (10 долл. США), в то время как арендная плата за жилье достигает от 200 до 500 лир в месяц. Во время исследования также было установлено, что лишь 11% беженцев в Турции находятся в лагерях, в то время как 89% проживают за их пределами. Стамбул занимает первое место по наибольшему количеству сирийских беженцев, за ним следуют провинции Шанлыурфа, Газиантеп и Хатай.

Турция оценила достижение ядерного соглашения между Ираном и «шестеркой» (5-ю постоянными членами Совбеза ООН и Германией) как «позитивное событие». Премьер-министр А.Давутоглу заявил, что достижение соглашения «вызывает удовлетворение», найдя его несколько запоздалым, и сделал акцент на необходимости выработки общей позиции «по ликвидации других видов оружия в регионе». В письменном заявлении турецкого МИД по этому вопросу указывается: «Считаем нужным отметить, что динамичная и полная реализация соглашения имеет жизненно важное значение с точки зрения мира, безопасности и стабильности в регионе». «Мы с удовлетворением восприняли новость о достижении соглашения, которое внесет вклад в укрепление стабильности в регионе», — заявил глава МИД Мевлют Чавушоглу.

Снятие санкций с Ирана позволит, по мнению экспертов, значительно увеличить товарооборот между Ираном и Турцией, который по итогам шести месяцев этого года составляет 14,2 млрд  долларов. Анкара и Тегеран до конца 2016 года намерены увеличить этот показатель до 30 млрд долларов. Не исключено налаживание связей двух стран и в сфере военно-технического сотрудничества. Турция на протяжении 13 лет активно развивает свою оборонную промышленность. Производимая в стране военная техника вызывает серьезный интерес соседних стран. В числе стран-импортеров турецкой военной техники ОАЭ (101 млн долл.) и Саудовская Аравия (99 млн долл.). Также среди стран-импортеров — Ирак и Пакистан. Еще в ноябре 2012 года стало известно, что на основе соглашения между Турцией и Египтом Каир закупит у Анкары 10 беспилотных военных самолетов. Данная сделка была отменена после военного переворота в Египте.

Начиная с 2011 года в Турции начато производство танков «Алтай», мобильных форпостов, которые хорошо зарекомендовали себя в борьбе против боевиков РПК, беспилотных самолетов ANKA, другой военной техники. Анкара намерена создать отечественное лазерное оружие, опытный образец которого уже готов. В мае 2013 года Совет по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK) выступил с предложением о создании лазерного оружия, которым будет оснащен турецкий морской флот. Это свидетельствует о том, что Анкара может частично заполнить и иранский оружейный рынок.

Аналитики обращают внимание на тот факт, что даже в условиях санкций в Иране действовало более 100 турецких компаний. Только в свободной экономической зоне «Араз» функционирует 38 турецких компаний. Кроме этого, следует учитывать, что в настоящее время Иран является единственным безопасным выходом Турции в страны Ближнего Востока. Военные столкновения в Сирии, а также нестабильность в Ираке, в частности на южных границах Турции, привели к тому, что Анкара утратила выход к этим странам. А Иран, в отличие от Турции, имеет свободный выход к указанным государствам.

После парламентских выборов, состоявшихся 7 июня, многих экспертов интересует не только вопрос будущего самой Турции, но и вектор дальнейшего развития турецко-российских отношений. В этом плане представляет интерес мнение аналитиков близкой к правительству государственной корпорации Турецкое радио и телевидение (ТРТ), которые, рассмотрев основные параметры двусторонних российско-турецких отношений подготовили в июле своеобразную «дорожную карту» их дальнейшего развития.

Аналитики ТРТ отмечают, что сегодня, когда речь заходит о турецко-российских связей, то отмечается их самый высокий уровень за всю историю межгосударственных отношений. «Если вспомнить их историю, насчитывающую более 500 лет, которая была насыщена войнами и противостоянием, нынешние отношения, основанные на многоплановом сотрудничестве, действительно находятся на высоком уровне. Новый подход, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве, стал формироваться в начале 21-го столетия во многом благодаря инициативам лидеров двух стран Р.Эрдогана и В.Путина», — констатируют они. По их мнению, оба лидера, сконцентрировавшись не на конкуренции, а на сотрудничестве, способствовали увеличению торгового оборота между двумя странами, что способствовало созданию в двусторонних отношениях нового видения и подхода, позволивших Москве и Анкаре играть ключевую роль по многим вопросам региональной и глобальной безопасности.

В комментарии ТРТ указывается, что с этой целью были созданы новые эффективные структуры, в частности, Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ), в рамках которого были подписаны более 40 новых соглашений. Они существенно укрепили договорно-правовую базу российско-турецких отношений. При этом турецкие аналитики особо выделяют Соглашения о строительстве российскими специалистами первой турецкой атомной электростанции «Аккую» близ города Мерсин на Средиземноморском побережье, а также об упрощении визового режима для граждан обеих стран.

Несмотря на кризис и сокращение роста экономики РФ, экономические и энергетические связи между двумя странами продолжают развиваться, торговый оборот достиг 33 млрд долларов. Россия является для Турции важным поставщиком энергоресурсов, а Турция для России не только крупный рынок, но в то же время важный партнер. По мнению аналитиков ТРТ, Россия и далее продолжит оставаться для Турции важным и надежным источником и поставщиком углеводородного топлива, и в этой связи не следует ожидать резких изменений в вопросе сотрудничества в сфере энергетики и экономики в целом.

Кроме этого, полагают они, Россия продолжает играть важную роль в вопросе региональной и глобальной политики и безопасности. МИД Турции в своем подходе учитывает этот фактор и, несмотря на все противоречия, считает необходимым строить двусторонние отношения на основе добрососедских двусторонних связей, доверия и диалога. В предстоящий период стороны продолжат учитывать позицию друг друга в вопросах внешней политики и безопасности и делать упор, прежде всего, на сферах взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее, эксперты ТРТ не исключают возможности замедления в связи с неопределенностью по вопросу формирования коалиционного правительства реализации некоторых проектов, в частности, строительства атомной станции «Аккую» и газопровода «Турецкий поток». Тем не менее, существующие на этот счет прогнозы, считают они, имеют оптимистический характер.

Анкара и Москва уже сформировали сильный союз, который нацелен, прежде всего, на область энергетики. Некоторые политологи называют приоритетным направлением этого союза политику. Россия, которая оказалась под влиянием санкций Запада, и Турция, которая разошлась во мнениях с Западом в вопросах ближневосточной политики, стало причиной все чаще озвучиваемых утверждений о создании российско-турецкого стратегического союза. Вместе с тем, при многостороннем анализе двусторонних российско-турецких отношений, более рациональным сегодня выглядит определение не стратегического сотрудничества двух стран, а их «брака по расчету».

Это подтверждает и ситуация, складывающаяся вокруг проекта «Турецкий поток». Официальные турецкие представители заявили о приостановке переговоров по вопросу подписания межправительственного соглашения по этому проекту. Причина заключается в стремлении турок получить большую скидку на газ перед тем, как подписать это соглашение.

Министр энергетики России Александр Новак, в свою очередь, заявил 29 июля, что, если в ближайшее время не будет подписано межправительственное соглашение, то существует риск отсрочки строительства первой нитки «Турецкого потока». В рамках строительства первой нитки «Турецкого потока» российский «Газпром» планирует проложить трубопровод по дну Черного моря, который, как ожидается, начнет работу в 2017 году. Следует отметить, что по этой нитке Турция будет получать порядка 15,75 млрд кубометров газа ежегодно. «Если строительство не начинается в ближайшем будущем, нам, очевидно, придется сдвинуть график», – отметил А. Новак.

А уже 31 июля российский министр энергетики сообщил, что Москва удовлетворила пожелание Анкары и согласилась предоставить скидку Турции на газ в размере 10,25% по проекту «Турецкий поток», хотя официальное соглашение пока не подписано. Тем не менее, трубоукладочное судно итальянской компании Saipem — «Castoro 6» вышло из болгарского порта Бургас в Черное море для подготовки к укладке морской нитки газопровода «Турецкий поток». Напомним, что в соответствии с планом «Турецкий поток» будет поставлять в Турцию и на юг Европы через Грецию в общей сложности 63 млрд кубометров газа в год. Целью проекта, который предположительно будет закончен к 2020 году, является поставка российского газа в Европу в обход Украины.

Еще одним подтверждением «брака по расчету» является политика Анкары на крымском направлении. Турки официально критически оценивают действия России по ситуации в Украине и, в частности, их крымского аспекта. Ранее, в мае с.г., турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу выступал с осуждением положения татар в Крыму. Турецкие руководители не признают также результатов референдума на полуострове. Однако в практическом плане Анкара не поддерживает антироссийские санкции, а в Крыму наращивает инвестиции. Представительная делегация турецких деловых кругов побывала в июле на полуострове, посетила различные городские объекты, провела переговоры с руководством республики, в т.ч. с главой Крыма Сергеем Аксеновым.

Вице-президент промышленного центра в городе Кайсери (Турция) Сулейман Сарпташ, отметил, что первым масштабным проектом турецкого бизнеса станет строительство в Симферополе отеля категории «пять звезд». «Планируется, что строительством будет заниматься компания, которая реализует по всему миру проекты 80-этажных гостиниц», — подчеркнул бизнесмен. Среди проектов, заинтересовавших бизнесменов из Турции, в частности, строительство мебельной фабрики, оздоровительный туризм, здравоохранение и развитие легкой промышленности. В Ялту приедут представители лучших турецких курортов для изучения возможности инвестиций в Крым. Турецкие бизнесмены подтвердили свое намерение инвестировать в Крым в рамках свободной экономической зоны 12,5 млрд долларов США, а также согласовали соглашение о сотрудничестве. Документ подписали заместитель председателя Совета министров Республики Крым Руслан Бальбек и президент ассоциации турецких бизнесменов Ильтер Сагырсой.

О регулярности российско-турецких контактов на высшем уровне свидетельствует телефонный разговор В.Путина с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, который состоялся 26 июля по инициативе турецкой стороны. Главы государств обменялись мнениями о ситуации на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии и Ираке, в плане наращивания многосторонней и двусторонней координации в целях повышения эффективности противодействия угрозам, исходящим от ИГ. Было подчеркнуто, что для успешной борьбы с распространением терроризма и экстремизма необходима консолидация усилий всех заинтересованных государств на международно-правовой основе. Были обсуждены также актуальные вопросы российско-турецкого сотрудничества и перспективы контактов на различных уровнях, включая высший.

62.96MB | MySQL:102 | 0,508sec