Об энергетической политике Иракского Курдистана

Особое значение для Ирака всегда играла проблема автономии Курдистана. Курдистан не только занимает значительную территорию севера страны. Главное, там сосредоточены значительные запасы углеводородов, а также нефтяная инфраструктура. Власти Курдистана в 2014 г. повысили оценки объема доказанных запасов нефти района с 45 млрд барр. нефти до 60 млрд. Это означает, что на территории курдской автономии находится более 40% углеводородных ресурсов страны.

История отношений курдов с арабами в Ираке довольно сложная, да и внутри курдского движения существовали серьезные противоречия. После  начала американской военной операции и свержения режима Саддама Хусейна  курды получили значительную поддержку со стороны США. Это и позволило (наряду с законодательным оформлением энергетической политики) действовать более независимо от Багдада.

Заключение контрактов в обход Багдада

Иракский Курдистан, обладающий в соответствии с главным законом страны статусом федерального района, имеет более развитое регулирование энергетического сектора, чем федеральный центр. Уже в 2007 г. курдская автономия приняла свой закон об углеводородах и закон об инвестициях. Согласно статье 19 закона «Об иностранных инвестициях», «иностранный инвестор не имеет прав собственности на земельные участки, в недрах которых находятся залежи газа, нефти и других минеральных ресурсов». Далее, приняв в 2007 г. региональный закон об углеводородах, Иракский Курдистан открыл три свои провинции (Эрбиль, Сулейманию и Дахук), а также спорные территории (в т.ч. Киркук) для иностранных инвестиций. Законы позволили курдскому региональному правительству самостоятельно заключать контракты с зарубежными инвесторами[1]. Это идет вразрез с политикой Багдада, где считают, что все заключаемые Эрбилем с иностранными инвесторами контракты должны быть одобрены в Багдаде и что без согласования с Министерством нефти Ирака такие контракты законной силы не имеют. Еще большее недовольство Багдада было вызвано тем, что в одобренной в 2009 г. Конституции Курдистана Киркук был объявлен частью курдской автономии[2].

В 2011 г. Эрбиль без согласования с Багдадом заключил контракт с американской ExxonMobil, чуть позднее — с французской Total. Центральное правительство было крайне недовольно таким проявлением самостоятельности. Ведь за сегодняшним экономическим усилением Иракского Курдистана может последовать его отделение от Ирака и создание независимого государства курдов. В ответ на действия Эрбиля Багдад прекратил сотрудничество с вышеупомянутыми западными компаниями, лишив их существующих проектов на юге страны. Вопросы у иракского правительства вызывали и схожие действия российского «Газпрома». Он также подписал контракт с Эрбилем, уже участвуя в проекте Бадра в центральном Ираке. Курдские проекты «Газпром нефти» — разведка нефти на участках Garmian (доля компании — 40%), Shakal (80%) и Halabja (80%). Они расположены на юге Иракского Курдистана. По оценкам компании, на месторождениях находится порядка 3,6 млрд баррелей извлекаемой нефти[3]. Иракское правительство обращалось к «Газпрому» с требованием прервать контракт с правительством курдской автономии и перезаключить его после принятия федерального закона об углеводородах. Санкций против российской компании не последовало, видимо, по той причине, что закон об углеводородах так и не был принят[4][5].

Таким образом можно говорить о том, что российский «Газпром» находится в уникальном положении. Ведь он является одной из немногих компаний, ведущих деятельность как в Ираке, так и в Иракском Курдистане. Причины такого лояльного отношения к компании со стороны иракских властей определить довольно сложно, так как для понимания полной картины необходимо иметь внутрикорпоративную информацию. Можно лишь предположить, что, либо «Газпром нефть» является не таким серьезным игроком, как ExxonMobil или Total, а значит, наказывать ее разрывом контракта по разработке Бадры не будет иметь такой эффект «устрашения», как жесткая политика по отношению к самым крупным международным нефтяным корпорациям. Другой вариант — иракское правительство намеренно предоставило российской государственной компании особые преференции.

Каковы бы ни были причины этого, можно сделать следующие выводы из данной ситуации: во-первых, политика центрального правительства по ограничению энергетической независимости Иракского Курдистана не последовательна; во-вторых, процесс принятия решений в Ираке остается крайне закрытым, а условия деятельности компаний все же зависят от личных договоренностей, нежели строгих, установленных законом, норм.

Проблема распределения нефтяных доходов

Второй проблемной составляющей арабо-курдских отношений является распределение доходов от уже проданной нефти. В 2012 г. Эрбиль заявил о том, что центральное правительство должно ему $1,5 млрд. Из-за этого в апреле 2012 г. Иракский Курдистан прекратил экспорт своей нефти[6].  Багдад согласился перечислить Эрбилю $0,5 млрд, однако курды хотели полного погашения долга. В 2013 г. район начал самостоятельные поставки нефти в Турцию (автоцистернами). Уже в мае 2014 был введен в эксплуатацию новый, курдский нефтепровод Киркук-Джейхан.

Положительные сдвиги в арабо-курдских отношениях в нефтяной сфере произошли лишь в конце 2014 г., когда Ирак заключил соглашение с курдской автономией о поставках нефти и нефтепродуктов. Согласно договоренностям:

1.Иракский Курдистан должен был передавать 250 тыс. барр./день иракской государственной компании SOMO, которая брала ответственность за продажу сырой нефти;

2.Багдад должен был экспортировать 300 тыс. барр./день с месторождения Киркук по открытому в 2014 курдскому нефтепроводу в Турцию.

3.Иракский Курдистан должен был получать 17% общеиракского бюджета, а также $1 млрд ежегодно на содержание курдской  пешмерга[7].

В договоре не было указано, был ли Эрбиль вправе самостоятельно продавать излишки нефти без посредничества SOMO в случае добычи более 550 тыс. барр./день.

Споры по поводу исполнения договора об экспорте нефти и распределении доходов, подписанного в декабре 2014 г., начались с момента его вступления в силу в январе 2015 г. В целом, они сводились к следующему: Багдад переводил на счет Эрбиля недостаточные объемы средств, а курдская автономия поставляла на рынок меньшие объемы нефти, чем обещала. В итоге на протяжении первого полугодия 2015 г. стороны обменивались обвинениями.

Министр планирования Иракского Курдистана заявлял о том, что Багдад не исполнял обязательства по договору с января 2015 г. Согласно словам министра, в то время как Эрбиль поставлял госкомпании SOMO необходимые объемы нефти (порядка 550 тыс. барр./день), центральное правительство переводило курдам финансовые средства в объемах, значительно меньше обещанных. Багдад должен был направлять порядка $1,1 млрд ежемесячно. Вместо этого в январе Эрбиль получил $200 млн, в феврале и последующих месяцах по $400 млн. В целом, Иракскому Курдистану необходимо примерно $750 млн ежемесячно для совершения выплат компаниям и госслужащим[8]. При этом министр считает, что существует две причины, которые мешают правительству Ирака расплачиваться по счетам. Во-первых, это снижение цен на нефть, которое серьезно сказалось на поступлении средств в бюджет страны. Во-вторых, в Ираке до сих пор сохраняется нерешенным вопрос о полномочиях Багдада и Эрбиля по поводу эксплуатации новых месторождений. Так, Эрбиль считает, что он вправе самостоятельно разрабатывать новые месторождения и экспортировать добытое там сырье (минуя госкомпанию SOMO), направляя полученные доходы в бюджет автономии.

Тем временем, иракская сторона заявляет о том, что в полной мере выполняет договоренности. Пресс-секретарь премьер-министра Ирака заявил в июне, что это Эрбиль нарушает договорённости, так как не поставляет на рынок обещанные 550 тыс. барр./день[9].

Министр природных ресурсов Иракского Курдистана А. Хаврами заявлял в начале июня о том, что в связи с недополучением средств из Багдада, автономия не может выплачивать зарплаты бойцам формирования пешмерга, что, в свою очередь, напрямую сказывается на возможности бороться с «Исламским государством». Министр предупредил, что Эрбиль будет искать варианты решения проблемы. И это не заставило себя долго ждать. Уже в середине июля агентство Bloomberg сообщило о том, что с 1 июля Иракский Курдистан возобновил самостоятельные поставки добытой в регионе и Киркуке нефти в обход государственной компании SOMO[10]. Объемы экспорта — 600 тыс. барр./день. В таких крупных объемах, независимо от центра, сырье экспортируется впервые с декабря прошлого года. Экспорт производится через турецкий порт Джейхан.

Споры по поводу принадлежности месторождений

При рассмотрении арабо-курдских отношений в контексте энергетической политики, следует обратить особое внимание на споры по поводу принадлежности нефтеносных районов севера страны — Киркука, Ниневии, Диялы. Закрепление за Иракским Курдистаном этих территорий позволяет соответственно контролировать поступления от продажи нефти из этих районов.

После успехов курдов в борьбе против группировки «Исламское государство», шансы автономии на отделение от Ирака значительно возросли. Курды отчаянно и вполне удачно боролись с исламистами в районах, выходящих за пределы, определенного центральным правительством Иракского Курдистана. Курды взяли под свой контроль месторождения Киркука, права на который они оспаривали ранее, а также части территорий провинций Дияла и Салах эд-Дин и район г. Мосул. Как руководство Иракского Курдистана, так и международные эксперты уже с уверенностью говорят о скором приобретении курдами независимости от Ирака. По словам главы курдской автономии Масуда  Барзани, Иракский Курдистан точно отделится от Ирака: «Не знаю, когда именно, но уверяю вас, что Курдистан получит независимость», — заявил он в мае 2015 г.[11]

Большинство экспертов поддерживают точку зрения М.Барзани, добавляя, что сейчас решается вопрос не о том, выйдет ли курдская автономия из состава Ирака, а о том, какие именно территории она при этом заберет с собой. Ведь в ходе борьбы с ИГ формирования пешмерга взяли под свой контроль обширные земли южнее границ автономного федерального района.

Интересна ситуация, складывающаяся вокруг Киркука. Его власти, не довольные тем, что они оказались на обочине переговорного процесса в спорах между Эрбилем и Багдадом, ведут политику по созданию своей собственной автономии, не зависимой от Иракского Курдистана. Губернатор Киркука курд Нэджм эд-Дин Карим заявил в конце июня о необходимости переименования действующей в Киркуке госкомпании Северная нефтяная компания в Киркукская нефтяная компания, чтобы провинция имела свою компанию на подобие других регионов страны (Басра, Мейсан и др.)[12]. Кроме того, он подчеркнул необходимость строительства в провинции собственного НПЗ. Ранее, в 2011 г. власти Киркука неоднократно заявляли о том, что Северная нефтяная компания мешает планам строительства завода. Киркукская нефть в основном перерабатывалась на НПЗ Байджи до его захвата боевиками ИГ.

Состояние отрасли и иностранные инвесторы

Всего в Иракском Курдистане (включая Киркук) добывается порядка 500 тыс. барр./день. При этом еще в феврале с.г. министр нефти Ирака заявлял о том, что регион способен добывать порядка 800 тыс. барр./день, во многом благодаря наращиванию добычи на месторождении Киркук[13]

Иракский Курдистан многими инвесторами выделяется как особый, «другой», Ирак. По целому ряду причин он является привлекательным для иностранных инвесторов. Во-первых, в курдской автономии лучше развита правовая база в сфере энергетики и инвестиций (упомянутые ранее законодательные акты). Во-вторых, Иракский Курдистан считается более безопасным регионом для проживания иностранцев. В-третьих, курдская автономия показывает хорошие темпы развития и экономического роста, там лучше выглядят социальные показатели. В целом, Иракский Курдистан активно работает над улучшением своего имиджа. Судить об это можно как по публикуемым статистическим показателям, так и по многочисленным изданиям информационно-рекламного характера, выпускаемым курдским правительством и частными компаниями автономии[14].

Иракский Курдистан заключил порядка пятидесяти контрактов с иностранными компаниями по разработке нефтяных месторождений. Почти все из этих контрактов являются соглашениями о разделе продукции, что означает, что иностранцы могут поставить на свой баланс некоторую часть добываемого сырья. Вознаграждение за добычу в Иракском Курдистане выше, чем в Ираке. Однако в том случае, если в результате разведки не было обнаружено перспективных для разработки месторождений, исполнителю контракта не возвращаются затраченные средства. В основном Иракский Курдистан заключает контракты со средними, по международным меркам, компаниями. Однако, там оперируют и крупные корпорации: ExxonMobil, Chevron, Total, «Газпром»[15].

[1]                      Чулковская Е.Е. Независимый Иракский Курдистан — нелегкий «выбор» Анкары // Институт Ближнего   Востока от 21.07.2014 http://www.iimes.ru/?p=21497

[2]                      Сапронова М.А. Нефть, оружие и Иракский Курдистан / М.А. Сапронова // Военно-промышленный курьер. —  2013. – 03.04.2013 № 13 (481) http://vpk-news.ru/articles/15225

[3]                      Информация компании «Газпром нефть» http://www.gazprom-neft.ru/company/business/exploration-and-production/international-projects/index.php?sphrase_id=133872

[4]                      Ирак поставил «Газпром нефть» перед выбором // Коммерсантъ от 09.11.2012 http://www.kommersant.ru/doc/2064630

[5]                      Мы хотим, чтобы российские компании участвовали в освоении газовых месторождений Ирака // Интервью Премьер-министра Нури аль-Малики агентству «Интерфакс» от 02.07.2013  http://www.interfax.ru/316156

[6]                      Курдистан пожалел нефти для Ирака // Коммерсантъ от 02.04.2012 http://www.kommersant.ru/doc/1906894

[7]                      Vivienne Walt Iraq’s big Kurdish oil deal // Fortune 03.12.2014 http://fortune.com/2014/12/03/iraqs-big-kurdish-oil-deal/

[8]                      Интервью Министра планирования Ирака телеканалу Sky News Arabia [араб.] от 23.05.2015 http://www.skynewsarabia.com/web/video/747433/أربيل-آفاق-اتفاق-النفط-بغداد-مسدودة

[9]                      Багдад и Эрбиль обмениваются обвинениями по поводу несоблюдения нефтяного соглашения [араб.] // радио Аль-Ирак аль-Хурр от 07.06.2015 http://www.iraqhurr.org/content/article/27058036.html

[10]                    Iraq’s Kurds Bypass State for Oil Exports to Tighten Control // агентство Bloomberg от 14.07.2015 http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-07-14/iraq-s-kurdish-region-exporting-550-600k-b-d-oil-of-own-output

[11]                    Репортаж телеканала Аль-Арабия от 05.07.2015 http://www.alarabiya.net/ar/tools/webtv-view.html?vid=MBCcapture_5534daed-1505072215&lang=ar&q=%D8%A8%D8%B1%D8%B2%D8%A7%D9%86%D9%8A%20%D9%85%D8%B3%D8%AA%D9%82%D9%84%D8%A9&ctype=all

[12]                    Материал портала Аль-Ирак Аль-Хурра [араб.] от 24.06.2015 http://www.iraqhurr.org/content/article/27091556.html

[13]                    Материал портала Аль-Ирак Аль-Хурра [араб.] от 02.02.2015 http://www.iraqhurr.org/content/article/26826444.html

[14]                    Например, публикации на порталах: http://www.investingroup.org/publications/ http://cabinet.gov.krd/uploads/documents/Kurdistan_Investment_Guide_2011.pdf http://belkib.com/uploads/3/0/9/3/3093341/licensed_projects.pdf

[15]                    Статистика EIA p.12

52.27MB | MySQL:103 | 0,469sec