Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 — 9 августа 2015 года)

В столице Катара Дохе 3 августа прошел ряд многосторонних и двусторонних встреч с участием глав внешнеполитических ведомств России, США и аравийских монархий в ходе которых обсуждались ситуация в регионе, соглашение по иранской ядерной программе, обстановка в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке и ближневосточное урегулирование. Так, глава МИД РФ С. Лавров в формате трехсторонней встречи провел переговоры с госсекретарем США Дж. Керри и главой МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейром. С. Лавров также был принят эмиром Катара Т. Аль Тани и провел переговоры с главой МИД Катара Х. аль-Атыйя, министром, ответственным за иностранные дела Омана, Ю. бен Аляви, лидером радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машалем и бывшим председателем сирийской оппозиционной Национальной коалиции А. М. Хатыбом. По итогам встреч в Дохе С. Лавров заявил, что Россия и США расходятся в вопросе о борьбе с террористами в Сирии, а Москва считает, что планы США наносить удары по армии САР для защиты оппозиции осложнят борьбу с терроризмом. Россия выступает за немедленное прекращение внешнего вмешательства в сирийский вопрос и призывает все стороны сесть за стол переговоров. При этом РФ, США и КСА поддерживают усилия спецпосланника генсека ООН по Сирии С. де Мистуры, нацеленные урегулирование сирийского конфликта. Угрозу со стороны «Исламского государства» (ИГ) С. Лавров он назвал «главной». Москва считает необходимым «сформировать коалицию единомышленников», в том числе из тех, кто «на земле с оружие в руках противостоит террористической угрозе», что «включает сирийскую и иракскую армию и курдов». В этом, по словам С. Лаврова заключается позиция президента России В. Путина.

На встрече с главами внешнеполитических ведомств аравийских монархий госсекретарь США Дж. Керри пытался развеять их опасения в связи с недавним соглашением по иранскому атому. По словам Дж. Керри, аравийские министры согласились, что ядерное соглашение с ИРИ в случае его реализации будет способствовать укреплению безопасности региона. Вместе с тем, министры выражали беспокойство по поводу этого соглашения и других региональных проблем. Со своей стороны, США дали согласие ускорить поставки новейших вооружений аравийским партнерам, расширить обмен развединформацией и проводить больше совместных учений с аравийскими армиями. Достигнута договоренность контролировать действия Ирана в регионе и «судить о политике Тегерана не по его словам, а по его действиям». США и страны ССАГПЗ вновь подтвердили, что президент САР Б. Асад «утратил легитимность» и призвали «к управляемой передаче власти в Сирии».

Тем временем в Сирии на прошедшей неделе вооруженные формирования боевиков экстремистских группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джейш аль-фатх» потеснили правительственные войска на северо-западе страны в провинциях Идлиб и Хама и заняли город Эль-Карьятейн к востоку от Хомса в центральной части САР. В Эль-Карьятейне боевики ИГ захватили в плен 230 жителей из числа местных христиан. Ожесточенные бои велись в районе Дамаска. На севере страны в районе Африн курдские ополченцы отражали атаки боевиков экстремистской группировки «Джабхат ан-нусра».

Иран 4 августа выдвинул инициативу по мирному урегулированию сирийского кризиса. Важнейшими ее пунктами являются создание правительства национального единства, проведение всеобщих выборов под контролем международных наблюдателей и полное прекращение огня.

Сирийское правительство готово поддержать любые усилия по противодействию ИГ только при условии координации этих действий с Дамаском, заявил 5 августа в Тегеране глава МИД Сирии В. Муаллем. В противном случае, подчеркнул он, такие действия будут рассматриваться как «нарушение суверенитета САР». Заместитель министра иностранных дел России М. Богданов обсудил в Тегеране с В. Муаллемом задачи оказания эффективного отпора террористической угрозе, исходящей от ИГ, а также скорейшего достижения политического урегулирования сирийского кризиса.

6 августа глава сирийского МИДа В. Муаллем посетил с визитом Оман, где провел переговоры с министром ответственным за иностранные дела Ю. бен Аляви. «В ходе переговоров стороны пришли к взаимному согласию о том, что настало время для принятия конструктивных шагов по прекращению кризиса в Сирии, что отвечает чаяниям ее народа и будет содействовать борьбе с террором, восстановлению безопасности и стабильности в стране, защите суверенитета и территориальной целостности».

Совет Безопасности ООН 7 августа единогласно принял резолюцию 2235 о создании совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия для выявления ответственных за применение в ходе конфликта в Сирии отравляющих веществ, в том числе хлора, «сроком на один год с возможностью продления в случае необходимости».

3 августа в Стамбуле прошли выборы председателя Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии. Этот пост сохранил за собой Х. аль-Ходжа. Он получил поддержку большинства фракций, включая «Братьев-мусульман». Х. аль-Ходжа придерживается жесткой позиции в отношении политического урегулирования конфликта и ориентируется на Турцию.

Обстановка на востоке и юго-востоке Турции остается напряженной. В приграничных с Сирией и Ираком регионах находятся усиленные подразделения военных и жандармерии, к границе стянута бронетехника и артиллерия. Ряд районов в восточных провинциях Агры и Тунджели объявлен специальными зонами безопасности из-за участившихся нападений боевиков Рабочей партии Курдистана. Взрыв прогремел на участке газопровода Баку-Тбилиси-Карс-Эрзурум, расположенном в восточной провинции Карс. В то же время в крупных городах и в туристических регионах Турции ситуация достаточно спокойная.

5 августа самолеты ВВС США впервые вылетели с базы Инджирлик на юге Турции, чтобы нанести авиаудары по позициям ИГ на севере Сирии. 9 августа на базу Инджирлик прибыли 6 американских истребителе F-16, которые будут участвовать в налетах на позиции боевиков ИГ в Сирии.

Указом президента Турции Р. Т. Эрдогана от 5 августа произведены новые назначения в высшем военном руководстве страны. Так, бывший командующий сухопутными войсками ВС Турции генерал Х. Акар назначен новым начальником генштаба. Командовать сухопутными войсками назначен генерал С. З. Чолак, бывший командующий 1-й армией. Во главе ВВС и войск ПВО стал генерал А. Унал. Начальником жандармерии назначен бывший командующий армией Эгейского региона Г. Менди. Всего повышены в званиях и должностях 32 генерала и адмирала и 50 офицеров.

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 9 августа принял решение об упразднении постов вице-президентов страны и вице-премьеров правительства. Х. аль-Абади считает, что этот шаг позволит ограничить масштабы коррупции. Распоряжение премьера 9 августа получило единогласную поддержку правительства и должно быть одобрено парламентом. Как подчеркнул глава правительства, он принял данное решение после «обращения высшего духовенства и по требованию народа». 8 августа высшее духовенство Ирака потребовало от руководства страны более решительных действий в проведении реформ – «ударить железным кулаком по тем, кто играется с деньгами народа». Напомним, что в настоящее время посты вице-президентов занимают три человека: бывший премьер-министр Н. аль-Малики, экс-спикер парламента У. ан-Наджайфи и глава переходного правительства 2004-2005 гг. А. Алауи. Должности заместителей премьер-министра занимают известный иракский политик, представитель радикального шиитского движения М. ас-Садра Б. аль-Араджи, основатель Иракского фронта за национальный диалог С. аль-Мутлак и член Демократической партии Курдистана Р. Шавес. Генеральная прокуратура Ирака распорядилась создать специальную комиссию по расследованию коррупционных дел, к которым причастен один из заместителей премьер-министра – Б. аль-Араджи. 31 июля и 7 августа в Багдаде и ряде других городов Ирака прошли массовые акции протеста против коррупции в правительстве. Демонстранты требовали от Х. аль-Абади убрать из правительства коррумпированных министров и отдать их под суд.

В Йемене воинские части, лояльные президенту страны А. М. Хади, вели наступление против вооруженных формирований шиитских мятежников-хоуситов. На минувшей неделе силы хоуситов были вытеснены из крупнейшей военной базы на юге страны — Эль-Анад и большей части южных провинций Лахдж и Эд-Дали. Бои продолжаются в Таизе к югу от столицы Йемена Саны. В столице хоуситы ввели 9 августа режим чрезвычайного положения. Сообщается об освобождении от хоуситов 9 августа города Зинджибар – административного центра еще одной южной провинции — Абьян. Ожесточенные бои между сторонниками хоуситов и проправительственными силами идут в провинциях Мариб и Шабва в центральной части страны. В боях на стороне проправительственных сил участвуют войска ОАЭ и Саудовской Аравии. Самолеты арабской коалиции продолжают наносить удары по объектам хоуситов в различных районах Йемена. Все более активное участие в боевых действиях принимают части йеменской армии, прошедшие подготовку в восточной провинции Хадрамаут, на территории ОАЭ и Саудовской Аравии, и оснащенные эмиратским и саудовским оружием.

6 августа в Египте была торжественно открыта навигация по новому руслу Суэцкого канала, ввод в строй которого позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий планеты почти вдвое, а также значительно снизить время, которое требуется судам для прохождения канала.

Президент Египта А. Ф. ас-Сиси 3 августа подписал закон «О Палате представителей». Сообщается, что парламентские выборы в АРЕ пройдут в два этапа в октябре – ноябре 2015 г.

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. 7-8 августа исламистские боевики совершили ряд террористических атак с использованием террористов-смертников в пригородах Кабула и в самой столице. В результате нападений погибли более 50 человек, около 400 пострадали.

По информации американских военных, вооруженные силы Афганистана теряют около 4 тыс. бойцов каждый месяц, причем большинство из них пополняет ряды дезертиров. Одной из причин такого поведения афганских военнослужащих называются затянувшиеся боевые действия.

Экстремистская группировка «Сеть Хаккани» объявила о своем признании нового главаря экстремистского Движения «Талибан» — муллы А. М. Мансура. Напомним, что «Сеть Хаккани» является одним из самых мощных формирований афганских радикальных исламистов, действующих в зоне афгано-пакистанского пограничья. Она активно взаимодействует с талибами, а также с «Аль-Каидой». Правительство Афганистана и администрация США обвиняют спецслужбы Пакистана в оказании масштабной поддержки «Сети Хаккани».

В то же время ряд полевых командиров и несколько тысяч боевиков «Талибана» заявили о своей поддержке брата покойного главаря движения М. Омара и намерены добиваться пересмотра решения Шуры об избрании А. М Мансура. Подчиниться Мансуру отказались такие крупные деятели «Талибана», как доверенное лицо прежнего верховного лидера М. А. Джан и влиятельный полевой командир М. Дадулла.

5 августа сторонники бывшего ливийского лидера М. Каддафи впервые с момента его свержения в 2011 г. провели демонстрации в его поддержку в «колыбели революции» городе Бенгази. Манифестанты прошли по центральным улицам города, выкрикивая лозунги «Нет ИГ, нет «братьям» (мусульманам). Кроме того, демонстранты потребовали незамедлительно освободить сыновей М. Каддафи Сейфа аль-Ислама и Саади.

Мощный взрыв прогремел 6 августа в мечети в городе Абха (административный центр провинции Асир) на юго-западе Саудовской Аравии. Погибли 13 человек, ранения получили несколько десятков человек. Атаку совершил террорист-смертник, подданный КСА. ИГ взяло на себя ответственность за взрыв.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Бахрейна

 

 

Внешняя политика Королевства Бахрейн в значительной степени определяется местоположением страны в зоне Персидского залива, для которой характерна хронически напряженная военно-политическая ситуация. Кроме того, Бахрейн находится в непосредственной близости от двух ведущих и соперничающих между собой государств региона – Королевства Саудовской Аравии и Исламской Республики Ирана, что оказывает прямое и значительное воздействие на внешнюю политику небольшого островного государства. При этом правящий в Бахрейне режим находится в сильной зависимости от КСА. Учитывают в Манаме и важные американские политические, экономические и военные интересы в зоне Персидского залива. Имеет значение и то, что Бахрейн является одним из главных региональных центров финансовой деятельности и торговли, что обусловливает заинтересованность правительства страны в стабилизации обстановки в Персидском заливе и поддержании нормальных отношений с соседними государствами.

Традиционно приоритетное значение в своей внешней политике Бахрейн придает развитию многоплановых отношений с аравийскими монархиями – КСА, Катаром, Кувейтом, ОАЭ и Оманом, вместе с которыми королевство входит в ССАГПЗ. Причем наиболее тесные отношения установились с Саудовской Аравией. Эр-Рияд оказывает Манаме весомую экономическую помощь, ежегодно предоставляет Бахрейну финансовую помощь в размере 50 млн долларов. Две страны связывает мост длиной 25 км. Особо значение имеет для бахрейнского правящего режима саудовское содействие и помощь в вопросах обеспечения безопасности и поддержания стабильности в стране. Еще в 1982 г. два государства подписали договор о сотрудничестве в этой сфере, на основании которого КСА неоднократно помогало властям Бахрейна в борьбе с местной шиитской оппозиции. В последний раз это случилось в марте 2011 г., когда по просьбе бахрейнского правительства саудовцы ввели в страну свои войска (1000 чел.), что сыграло важную роль в подавлении масштабных выступлений оппозиционных сил. Кроме того, в Бахрейн направили свои войска ОАЭ (600 чел.) и Кувейт (катера ВМС). При этом аравийские монархии не ограничились только военной поддержкой, но и выделили Бахрейну солидную финансовую помощь в размере 10 млрд долларов сроком на 10 лет для реализации различных социальных проектов. ССАГПЗ подтвердил «полную поддержку Бахрейну в области политики, экономики, безопасности и обороны», назвав сохранение стабильности и безопасности королевства «коллективной ответственностью» организации. Одновременно аравийские монархии выступили «против любого иностранного вмешательства в дела Бахрейна». В целом же королевство занимает в ССАГПЗ периферийные позиции, следуя в основном в фарватере саудовской политики.

В марте 2014 г. Бахрейн поддержал демарш Саудовской Аравии и ОАЭ против Катара и отозвал своего посла из Дохи. Три государства объяснили этот свой шаг вмешательством Катара во внутренние дела других стран ССАГПЗ, защитой «стабильности и безопасности» в регионе, а также обвинили катарское руководство в нежелании воздерживаться от поддержки «враждебных СМИ». Кризис был официально преодолен в ноябре 2014 г.

Бахрейн самым активным образом поддержал саудовскую инициативу (2014 г.) о преобразовании ССАГПЗ в более тесное политическое объединение – Союз Залива. В Манаме заявили о готовности «подписать декларацию о союзе хоть сегодня». Однако, как полагают эксперты, «не стоит считать, что присоединение Бахрейна к этому союзу будет означать для него безусловное превращения в одну из провинций королевства (саудовского-авт.), а также полную потерю независимости, как это пытается использовать Иран в своей пропаганде. Несомненно, что у династии Аль Халифа остаются свои интересы и амбиции, хотя им придется смириться с утратой некоторых своих позиций, включая и возможно и статус».

В марте 2015 г. Бахрейн вошел в состав арабской коалиции, созданной Саудовской Аравией для борьбы против шиитских мятежников-хоуситов в Йемене, и принял ограниченное участие в йеменской кампании.

Но все же главным гарантом Бахрейна в деле защиты от внешней агрессии являются США. Этот выбор руководство страны сделало после войны в зоне Персидского залива в 1991 г, которая продемонстрировала военную несостоятельность аравийских монархий. Американцы имеют важные стратегические интересы в Бахрейне, разместили на его территории военные базы, включая штаб 5-го оперативного флота ВМС США. В 1991 г. две страны подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. В результате королевство стало одним из ведущих союзников США в зоне Персидского залива. Стороны также активно сотрудничают в политической и торгово-экономической сферах. Бахрейн вошел в состав международной антитеррористической коалиции, созданной Вашингтоном в 2014 г. для борьбы с экстремистским образованием «Исламское государство» (ИГ). Самолеты ВВС Бахрейна участвуют в налетах на объекты ИГ на территории Сирии.

Массовые антиправительственные шиитские выступления в Бахрейне в 2011 г. вызвали серьезную обеспокоенность в Вашингтоне. Позиция США в данном вопросе определялась опасением того, что возможное падение правящего в королевстве суннитского режима и создание шиитского правительства приведут к усилению иранского влияния в стране и потере американских военных объектов. Администрация США призвала руководство Бахрейна к отказу от использования силы в отношении оппозиции, налаживанию национального диалога и проведению политических реформ. В мае 2012г. США ввели ограничения на продажу Бахрейну продукции, «которая могла бы быть использована против протестующих», однако поставки для королевской армии были продолжены. Летом 2012 г. бахрейнско-американские отношения обострились из-за встречи помощника президента США по вопросам демократии, прав человека и труда Т. Малиновски с лидерами крупнейшей в стране оппозиционной шиитской партии «Аль-Вифак». Т. Малиновски тогда был объявлен персоной нон-грата и выслан из королевства. В ответ Белый дом объявил о запрете на продажу оружия Бахрейну «вплоть до улучшения ситуации с правами человека и разрешении Т. Малиновски вновь посетить страну». Было приостановлено и сотрудничество с МВД Бахрейна. Тем не менее, военные поставки полностью прекращены не были. В июне 2015г. США объявили о снятии ограничений по «содействию в обеспечении безопасности Бахрейна, в том числе и для снабжения Национальной гвардии страны» по причине «улучшения ситуации в области соблюдения прав человека». При этом под ограничениями остается МВД королевства. По оценке экспертов, этот шаг Белого дома «носит в большей степени символический характер, как сигнал для всех остальных аравийских монархий о том, что США по-прежнему остаются гарантом их безопасности как от внутренних, так и внешних угроз и вызовов».

Отношения Бахрейна с Ираном носят сложный, периодически напряженный характер. Особое значение здесь имеют территориальный и этноконфессиональный аспекты. Тегеран неоднократно выдвигал притязания на Бахрейн, а местная шиитская община на протяжении веков находилась под духовным и политическим воздействием со стороны Ирана. Власти Бахрейна опасаются установления тесных связей Ирана с местной шиитской оппозицией. В 2011 г. правительство Бахрейна недвусмысленно намекало на то, что Иран мог поддерживать массовые антиправительственные выступления, вспыхнувшие в стране, а в Тегеране жестко выступили против силового подавления выступлений бахрейнской оппозиции. В целом фактор иранской угрозы продолжает оказывать большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Бахрейна. В то же время правящие круги королевства стремятся строить свои отношения с Ираном исходя главным образом из собственных национальных интересов, поддерживая при этом общую позицию аравийских монархий и учитывая политику США в регионе.

Бахрейн обеспокоен наращиванием иранского военного потенциала. Относительно недавнего соглашения по иранскому атому между Тегераном и мировыми державами глава МИД страны Х. Аль Халифа заявил, что договоренности являются «своевременными и должны погасить фитиль напряженности». «Надеемся, что этот шаг устранит угрозу распространения оружия массового уничтожения в регионе». В Манаме считают, что «все соглашения с Ираном должны поднимать и другие темы, например, продолжающуюся причастность Тегерана к государственно-спонсируемому терроризму».

25 июля с. г. Бахрейн в очередной раз отозвал своего посла в Иране «для проведения консультаций». Это стало ответом на враждебные по отношению к королевству высказывания ряда иранских официальных лиц и случаи вмешательства во внутренние дела страны, что «способствует дестабилизации обстановки в королевстве и в регионе».

В последние годы заметно улучшились отношения Бахрейна с Россией в различных областях. Король Хамад дважды, в 2008 г. и 2014 г., посещал нашу страну. В январе 2015 г. между двумя странами было подписано межправительственное соглашение по военно-техническому сотрудничеству.

52.27MB | MySQL:103 | 0,468sec