Ситуация в зоне Сахеля: июль 2015 г.

1 июля малийские военные при поддержке солдат из Кот-д’Ивуар и дислоцированных в этой стране миротворцев ООН продолжали зачистку окрестностей приграничной деревни Факола (20 км от границы с Кот-д’Ивуар), захваченной на несколько часов джихадистами 28 июня. По данным малийских силовиков, с начала операции по прочесыванию местности им удалось уничтожить трех джихадистов.

К этому времени малийские СМИ успели обвинить власти страны в бездеятельности, поскольку, как выяснилось, еще за 20 дней до нападения на Факолу местные жители забили тревогу, сообщив о появлении в близлежащем лесу Сама групп вооруженных людей. Никаких мер по этим заявлениям принято не было. Более того, когда 28 июня первая группа боевиков из 40 человек вошла в Факолу, в казарме местного гарнизона находились всего 6 солдат, которые, как это регулярно случалось ранее в Мали, не приняли боя и ретировались, оставив исламистам огромный арсенал оружия, хранившийся в казарме и рассчитанный на несколько десятков солдат, а также приличный автопарк.

Также 1 июля власти Кот-д’Ивуар, вплоть до этого дня не подвергавшейся атакам джихадистов, призвали население страны к «бдительности» в связи с возможными нападениями исламистов из соседнего Мали. Ранее, сразу после атаки на Факолу, они направили дополнительные воинские контингенты к границе с Мали. Им было чего опасаться.

Днем ранее джихадистская группировка «Ансар ад-Дин», до этого атаковавшая малийские города на границах с Мавританией и Кот-д’Ивуар, пригрозила атаковать эти две страны за то, что они взаимодействуют с «врагами ислама».

15 июля малийские силовики арестовали на границе с Кот-д’Ивуар 15 человек по подозрению в принадлежности к одной из джихадистских группировок. Все они были немедленно переправлены в Бамако для дальнейшего разбирательства. Среди арестованных были малийцы и мавританцы. У некоторых из них были французские паспорта. Все они следовали на грузовике из Кот-д’Ивуар в Мали. Позднее было установлено, что все они были адептами исламистской секты «Даава ва Таблиг». Эта секта в свое время родилась в Пакистане. Ее сторонники впоследствии стояли у истоков многих джихадистских группировок.

17 июля малийские военные отрапортавали, что в ходе операции на границе с Кот-д’Ивуар в районе Сикассо им удалось уничтожить несколько джихадистов, а также разрушить их лагерь, устроенный в непосредственной близости от границы. Правительственным войскам там противостояли боевики группировки «Ансар ад-Дин», сторонники исламистского проповедника Амаду Куфы и члены секты «Босые ноги», которая выступает за строгое соблюдение шариата, против западного образования и кампаний вакцинаций. Взаимодействие этих трех группировок наблюдатели связали с формированием некоего единого фронта исламистских группировок. Это предположение подтвердилось уже 9 июля, когда малийским властям удалось арестовать эмиссара главаря «Ансар ад-Дин», направленного на юг Мали. В его задачу входило скоординировать там действия нескольких сотен боевиков и открыть «южный фронт» джихада.

Амаду Куфа — выходец из деревни Куфа в регионе Мопти в центральной части Мали. Относится к народности пель, на языке которой читает свои проповеди. Первичную идеологическую подготовку получил в составе группы «Даава ва Таблиг». По линии этой группы совершил несколько поездок в Пакистан и Мавританию. Считается, что контакты с главарем группировки «Ансар ад-Дин» он установил в период, когда эта группировка вместе с другими джихадистскими организациями одно время контролировала  северные районы Мали. Уже после атаки на Факолу записал аудиообращение к своим последователям, в котором объявил войну Франции. При этом врагами ислама он называл не французов в частности, а «белых» — вообще. В настоящее время возглавляет группировку «Фронт освобождения Масины» (ФОМ).

21 июля малийские силовики сообщили об аресте в районе Сикассо 15 человек, подозреваемых в причастности к джихадистским организациям, а также об уничтожении еще одного лагеря исламистов. Операцию проводили «красные береты» — элитная парашютно-десантная часть малийской армии, взрощенная в свое время бывшим президентом Мали Амаду Тумани Туре. В ходе операции, по данным газеты «Репюбликен» от 22 июля, были уничтожены до 30 джихадистов, до 15 — арестованы.

2 июля между городами Томбукту и Гундам джихадисты атаковали из засады конвой миротворцев из Буркина-Фасо. В результате атаки, по «предварительным данным» командования миротворцев, погибли 6 «голубых касок», 5 солдат получили ранения. По тем же данным, миротворцы потеряли два бронеавтомобиля.

Ответственность за эту атаку взяла на себя «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ), распространившая соответствующее коммюнике через частное мавританское информационное агентство «Аль-Ахбар». По данным представителя АКИМ Абдеррахмана аль-Азавади, подписавшего коммюнике, в результате атаки погибли 7 солдат, были уничтожены 4 автомашины.

С учетом атаки 2 июля общее число потерь Minusma с момента развертывания Миссии 25 апреля 2013 года составило 42 человека убитыми (в том числе 10 — в 2015 году), 166 — ранеными.

24 июля джихадисты обстреляли из минометов полевой лагерь африканских миротворцев близ Агельхока на севере Мали. Потерь в результате обстрела не было. Патрули, отправленные на место, откуда велся огонь, никого там не застали. Специалисты  подсчитали, что каждый из лагерей миротворцев поддвергается обстрелам из минометов и реактивными снарядами с интенсивностью один раз в 5 — 6 недель. Как правило, обстрелы совершаются утром между 4 и 5 часами.

2 июля в ходе видеоконференции из штаб-квартиры французской операцции «Бархан» в Нджамене ее командующий генерал Жан-Пьер Палассе заявил, что борьбу с терроризмом необходимо вести повсюду, где находятся террористы, включая Ливию. «Нельзя ограничиваться полумерами. С террористами надо бороться везде, где они находятся. Если не делать этого, они получают шанс для выживания», — утверждал он. Генерал сообщил, что в настоящее время в операции «Бархан» участвуют 3,5 тысяч человек, то есть на 500 человек больше, чем планировалось изначально.

Говоря про Ливию, генерал назвал ее «инкубатором терроризма в регионе». Тем не менее он признал, что на юге этой страны пока нет французских военных. Командующий сообщил, что передовая французская база в Мадаме близ южной границы с Ливией будет полностью боеспособна осенью, когда там будут развернуты боевые вертолеты. Сейчас находящиеся там французские военные проводят спецоперации с периодичностью один раз в месяц.

Это было одно из завершающих выступлений генерала Палассе. В конце июля командующего операцией «Бархан» и его заместителя полковника Дэниса Мистраля после годовой миссии заменили на новых руководителей.

По оценке французских офицеров — участников операции «Бархан» — их все больше тревожит ситуация в Мали. В условиях, когда «голубые каски» и малийская армия демонстрируют низкую эффективность, исламисты вновь появились в окрестностях Томбукту и Гао. Более того, они стали совершать выллазки на юге Мали, вдали от их тыловых баз. Во всех случаях действий на юге страны они применяли одну и ту же тактику — молниеносная атака, целенаправленные убийства, организованный отход и возвращение на передовую базу.

4 июля глава миссии Minusma Монги Хамди заявил, что Комитет по слежению за реализацией мирного соглашения в Мали в ближайшие дни выработает календарь реализации положений этого пакта. Этот комитет возглавляет представитель Алжира. В него вошли представители правительства Мали и вооруженнных групп, действующих на севере страны, а также Европейского союза, Африканского союза и ЭКОВАС.

Это было второе заседание комитета. Первое состоялось 20 июня, и оно прошло в атмосфере острых разногласий между его участниками. Тем не менее ко второму заседанию комитета удалось сформировать несколько комиссий. Одной из них поручено подготовить проект внутреннего регламента, который должен зафиксировать квоты представительства в комитете каждого из движений, подписавших Алжирское соглашение.

5 июля в ходе очередной спецоперации французского контингента «Бархан» в Мали в районе города Кидаль был уничтожен видный полевой командир АКИМ малиец Мохаммед Али аг Вадуссен. Его имя стало широко известно после того, как в декабре 2014 года его вместе с двумя другими джихадистами освободили в обмен на освобождение французского заложника Сержа Лазаревича. В малийской тюрьме он оказался еще в 2011 году по обвиинению в терроризме, создании преступного сообщества и захвате заложников, в том числе все того же С.Лазаревича.

По данным Минобороны Франции, в ходе спецоперации по уничтожению террориста ранения получили двое французских военных. Двое боевиков, сопровождавших Вадуссена, были арестованы. Подобная избирательность заставляет предположить, что в отношении Вадуссена действовал негласный и вполне понятный приказ — живым не брать.

Про Вадуссена известно, что после освобождения из малийской тюрьмы он был «правой рукой» у своего дяди Седана аг Хиты – «эмира» (полевого командира) одной из фаланг АКИМ, составленной из малийских туарегов. В частности, он отвечал за «охрану» участка границы с Алжиром в районе Тинзауатен, а также за военную подготовку молодых джихадистов. Известно, что все это время за ним охотились французские спецназовцы, которые несколько раз предпринимали попытки уничтожить его. Вычислить его местоположение позволили его многочисленные звонки по спутниковому телефону.

Начиная с 10 июля малийские власти предприняли повышенные меры безопасности в Бамако в связи с угрозами группировок «Ансар ад-Дин» и ФОМ атаковать общественные места столицы, и в частности, мечети.

11 июля стало известно, что в штат Minusma будут введены дополнительно 40 офицеров, которым будет поручена функция наблюдения за соблюдением прекращения огня на севере Мали, установленном в рамках реализации Алжирского соглашения между Бамако и повстанческими группировками. Эта функция была поручена миротворцам резолюцией СБ ООН №2227 от 29 июня 2015 года, которая продлила мандат миссии до 30 июня 2016 года. Тем самым численность Minusma будет доведена до 11 240 человек.

Позднее было объявлено, что Minusma получит также вертолетное подразделение, которое позволит повысить мобильность миротворцев.

16 июля произошло событие, способное подорвать Алжирское соглашение. В тот день в международном аэропорту Абиджана ивуарийские власти арестовали вице-президента Национального движения освобождения Азавада (НДОА) — ключевой составляющей Координации движений Азавада (КДА) Махамаду Джерида Майгу. Арест был произведен несмотря на то, что Бамако ранее аннулировал мандаты на арест всех представителей повстанцев, как это было предусмотрено Алжирским соглашением. Кстати, Майга оказался в Абиджане по возвращении из Бамако, где он принимал участие в заседании Комитета по слежению за реализацией мирного соглашения в Мали. В связи с арестом Майги КДА поставила под сомнение серьезность намерений малийских властей выполнять Алжирское соглашение.

Похоже, чтобы исправить ситуацию, 21 июля, в день открытия 3-го заседания Комитета по слежению за реализацией мирного соглашения в Мали Бамако освободил 40 человек, ранее состоявших в различных повстанческих группировках, входящих в КДА.

Не остался незамеченным визит в Мали в последние дни июля министра обороны Германии Урсулы фон дер Лейен. Германия участвует в Европейской миссии по подготовке малийской армии EUTM, а также реализует ряд программ двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Ожидается, что в ближайшие дни представитель Германии возглавит эту миссию.

В июле малийские власти подтвердили, что после неоднократных переносов, связанных с отсутствием надлежащих условий безопасности, кооммунальные и региональные выборы, а также выборы в округе Бамако, состоятся 25 октября. Об этом сообщил министр по делам местных органов власти и децентрализации Абдулайе Идриса Майга на встрече с представителями политических партий.

В целом, действия джихадистской группировки «Ансар ад-Дин» во главе с Айядом аг Гали на юге и западе Мали показали, что для нейтрализации этой организации есть два пути — либо попытаться подключить ее к алжирскому процессу, что представляется маловероятным с учетом «послужного списка» главаря группировки, либо добиться ее полного уничтожения, поскольку именно боевики этой группировки несут ответственность за серию массовых убийств, и в частности, за расправу над пленными малийскими солдатами в Агельхоке в 2012 году.

Однако ни у кого нет никакой уверенности в том, что малийские власти справятся с этой задачей. Более того, создается впечатление, что они выпускают ситуацию из под контроля со всеми вытекающими последствиями.

А пока складывается впечатление, что никто не торопится арестовать или уничтожить Айяда аг Гали. Хотя этот 60-летний человек мог бы рассказать многое — ведь он прошел чрезвычайно продолжительный и извилистый путь до того, как стал главарем «Ансар ад-Дин» — от службы в «Исламском легионе» ливийской армии до агента алжирской разведки. Неоднократно выступал посредником, через которого осуществлялись операции по освобождению западных заложни ков. Несмотря на то, что его имя значится в «черном» списке разыскиваемых террористов, составленным американским Госдепом, его время от времени замечают рядом с женой, проживающей в городке Тинзаватен на юге Алжира в его собственном доме. Считается, что остальное время «Лев пустыни»  проводит между регионом Адрар в Мали и югом Ливии.

52.21MB | MySQL:103 | 0,490sec