Турция: очередной раунд по формированию коалиционного правительства

17 августа, стык в стык с заявлением о невозможности сформировать коалиционное правительство с Народно-республиканской партией (НРП), глава Партии справедливости и развития (ПСР) Ахмет Давутоглу сделал предсказанное в предыдущем материале заявление о том, что не было достигнуто успеха и в ходе переговоров с Партией националистического движения (ПНД). Заявление последовало после двухчасовых блиц-переговоров с главой ПНД Девлетом Бахчели.

По большому счёту очередной раунд внутриполитической борьбы завершён: до окончания конституционно определённого срока формирования коалиционного правительства, которое выпадает на 23 августа, остаётся лишь три рабочих дня. При этом А.Давутоглу официально заявил, что все возможные варианты коалиции Партия справедливости и развития перепробовала, с учётом того, что прокурдская Демократическая партия народов в качестве опции с самого начала не рассматривалась. При этом, невзирая на формальное завершение коалиционных переговоров, А.Давутоглу не спешит возвращать полученный мандат президенту, отметив, что «если потребуется» это будет сделано после консультации с Р.Т.Эрдоганом.

Впрочем, даже если: а) мандат будет возращён, б) Р.Т.Эрдоган решит его дать главе К.Кылычдароглу, как главе второй по представительству партии в Меджлисе, то три дня погоды не сделают и будут рассматриваться общественным мнением в качестве неприкрытой насмешки. Ситуация, при которой президент даёт мандат К.Кылычдароглу вместе с продлением срока коалиционных переговоров (это не только в рамках его полномочий, но и, несомненно, будет поддержано общественным мнением) – сценарий фантастический, а посему не рассматривается.

Взглянув на ситуацию чуть глубже, если бы непреодолимых разногласий между оппозиционерами не было бы, то спикером Меджлиса был бы не Исмет Йылмаз от ПСР, а Дениз Байкал от НРП – при поддержке двух других оппозиционных партий. И в этом случае оппозиция, проведя подготовительную работу на протяжении истекших с выборов полутора месяцев, могла бы поставить точку не то, что за три дня, а за три часа. Поскольку же шансов на это ноль, то Р.Т.Эрдоган, может, по-своему, и прав в своём нежелании предоставить шанс К.Кылыдароглу и Народно-республиканской партии. Они, может, и имеют шанс договориться о чём-то с курдами, но уж точно не с Партией националистического движения, уже «прокатившей» коллег по оппозиционному «цеху» на выборах спикера. А без голосов ПНД или хотя бы без их молчаливого согласия правительство всё равно не сформировать.

Резюмируя вышеизложенное, мы вплотную подошли к третьему акту, когда надо принимать решение о проведении досрочных выборов. В предыдущей статье уже обсуждалась разница между проведением данного решения через парламент и его волевым принятием со стороны президента страны. Посему не будем повторяться, заметив лишь, что крайне желательно для ПСР провести решение через парламент.

Как это практически сделать? Многие аналитики указывают на то, что такая задача – своего рода «миссия невыполнима» для Ахмета Давутоглу с учётом результатов коалиционных переговоров с НРП и ПНД, а также отказа от диалога с Демократической партией народов.

Подспудно присутствует ожидание, что штрейхбрейкером могла бы выступить Партия националистического движения. Хотя, сильное впечатление на аналитиков произвёл категорический вчерашний отказ лидера ПНД Девлета Бахчели (которого в итоге окрестили «Mister No») от всех предложений Партии справедливости и развития, включая: коалицию, временное правительство ПСР – ПНД на срок до новых выборов, правительство меньшинства ПСР и поддержку в Меджлисе при голосовании по вопросу о досрочных выборах. Более того, Девлет Бахчели заявил о том, что они не делегируют даже кандидатов во временное правительство, которое и поведёт страну на досрочные выборы.

Насколько в итоге ПНД окажется последовательной в своём амплуа «отказника» — всё же не конца ясно, несмотря на громогласность заявлений Девлета Бахчели. Возможно мы повторимся, но история с назначением спикера работает на озвучиваемый рядом аналитиков тезис о том, что ПСР и ПНД – суть есть одно и то же и «ворон ворону…», далее по тексту. Не выдвигая никаких теорий, так же заметим, что сворачивание мирного процесса с курдами, являющееся краеугольным камнем требований ПНД к ПСР, как-то очень «своевременно» воплощается на практике.

Что же в итоге?

Во-первых, вероятность досрочных выборов – 99 и 9 в периоде процентов. Не говорим 100% на случай падения «метеорита» на Турцию.

Во-вторых, провести решение о досрочных выборах через парламент – задача для ПСР сложная, но выполнимая. Не исключено, что разменной монетой может стать «курдский вопрос». Однако, даже если переходное правительство в Турции не будет однопартийным, то ситуация для ПСР осложнится, но вряд ли станет фатальной. На ходу придётся подстраиваться.

В-третьих, президент Р.Т.Эрдоган, по сути, уже запустил избирательную кампанию, когда заявил о том, что коалиционное правительство в Турции не сработает. Как и предыдущие выборы, новая кампания, по всей видимости, будет строиться вокруг необходимости принятия новой Конституции, которая бы соответствовала реалиям современной Турции и новой роли президента в политической системе страны. Следует также ожидать рокировок в Партии справедливости и развития и возвращения ряда политиков из числа «старой гвардии», дважды подряд уже становившихся депутатами Меджлиса (трижды согласно Уставу ПСР – нельзя) и в силу этого не ставших кандидатами от ПСР на предыдущих выборах. Теперь же, в случае досрочных выборов, счётчик их каденций опять будет выставлен на «ноль».

63.06MB | MySQL:102 | 0,496sec