Турция-США: интервью спецпредставителя США по борьбе с ИГ

По мнению журналистов из турецкой газеты «Хюррийет Дейли ньюс», становятся ясными основные контуры соглашения по авиабазе «Инджирлик» между Анкарой и Вашингтоном. Они делают такой вывод на основе своего интервью со спецпредставителем США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ) Б.Мак-Герком. Интересно пройтись по пунктам сделки, которые обрисовал американец.

1.Заявление о том, что «Анкара декларирует свою готовность к борьбе с ИГ для того, чтобы получить «американскую крышу» для борьбы с Рабочей партией Курдистана (РПК) следует считать вымыслом. Единственная причина, по которой Турция не наносит удары по целям ИГ, заключается в том, что стороны проводят последние согласования технических деталей полной интеграции в их совместных операциях». Совершенно иную картину нам демонстрируют заявления турецкого премьер-министра А.Давутоглу, который уже неоднократно заявлял, что «Турция не будет наносить удары по целям ИГ в Сирии». На первом этапе заключения соглашения турецкий премьер-министр вообще ошарашил тезисом о том, что «американские самолеты, которые располагаются на авиабазе «Инджирлик», не будут бомбить цели ИГ». Правда, в последствии он старался эту тему более не затрагивать. Действительно вышло глупо — а зачем тогда американцам эта база. Насчет «согласования технических деталей»  тоже есть масса вопросов, прежде всего, в отношении сроков их согласования. Прошло уже более двух недель, и мы — по наивности — полагали, что турецкая авиация, как составная часть НАТО, уже полностью наладила свое боевое слаживание с американцами. Но, как выясняется, для того, чтобы турецкие военные рассказали американским коллегам, куда надо бросать бомбы, а куда — не надо, двух недель мало. Это вызывает определенные сомнения в эффективности механизма обмена разведданными в структуре Североатлантического альянса. Пока турецкие самолеты бомбили в Сирии только позиции курдской Партии демократического союза (ПДС).

2.Боевая активность Анкары в отношении РПК не имеет никакого отношения к соглашению по авиабазе «Инджирлик».   При этом было признано, что атаки на позиции РПК в Иракском  Курдистане «вызывают озабоченность», но в то же время «Анкара имеет право на самооборону». При этом ни слова о том, кто спровоцировал конфликт. Такая дипломатическая уклончивость свидетельствует о том, что американцы и турки обсуждали вопрос начала массированной эскалации напряженности. И Вашингтон «закрыл на это глаза», но при соблюдении ряда условий. О них ниже.

3.Американец четко подчеркнул, что между ПДС и РПК необходимо делать строгое разграничение. Вашингтон будет стремится к нормализации отношений между ПДС и Анкарой. Это и есть условия американцев по вопросу самостоятельных действий Анкары. На самом деле никакой принципиальной разницы между РПК и ПДС нет, многие эксперты вообще считают их фактически одной организацией. И именно этот момент учитывается Анкарой, когда она высказывается резко против возникновения у себя на границе некого курдского анклава. Собственно, именно этим моментом и мотивируется нынешняя военная операция. Совершенно очевидно, что если бы в Сирии преобладали сторонники нынешнего, не без помощи Вашингтона вновь избранного курдским парламентом, президента курдской автономии М.Барзани, то и реакция турецких властей была бы в корне иной. Дело не в курдском анклаве, как таковом: курды жили на этих территориях испокон века. Важна идеологическая обертка. И никаких «различных» от РПК по версии Б.Мак-Герка  группировок в лице ПДС турки  терпеть у себя в на границе не хотят. Анкара несколько раз пыталась изменить идеологический настрой этой части курдского населения. То попыткой создать на этих территориях некий аналог курдского «Талибана» из числа лояльных ей курдов из Турции. В другой раз она попыталась инфильтровать туда отряды пешмерга М.Барзани. И, наконец-то, когда эти проекты провалились, попыталась отбить город Кобани силой с помощью все тех же сторонников ИГ. Отсюда главное различие в позиции американцев и турок, которое старается не обозначать Б.Мак-Герк: Анкара будет воевать с  курдским ополчением, которое являются сейчас единственной силой, способной серьезно противостоять отрядам ИГ. Американцы же требуют воевать именно с ИГ, считая именно эту группировку своим главным противником. А основной силой внутри самой Сирии с учетом провала программы  по подготовке «своей» вооруженной оппозиции , по оценке американцев,  являются исключительно отряды ПДС.

4.Б.Мак-Герк прозрачно намекнул на то, что «нынешнее противостояние с РПК в Турции может ослабить общий фронтпротив ИГ». В данном пассаже мы,  в отличие от корреспондентов «Хюррийет», видим не поддержку Анкары, а, скорее, скрытый призыв к тому, чтобы турецкие власти перестали разыгрывать «курдскую карту». Или вернее, надежду что они перестанут это делать по мере приближения досрочных парламентских выборов, которые, как сходятся во мнении фактически все обозреватели, уже неминуемы.

5.Б.Мак-Герк впервые открыто сказал о том, что свержение Б.Асада является единственным способом прекращения военных действий в Сирии. Так же, наверное, как в свое время М.Каддафи в Ливии. Это высказывание американца надо расценивать, прежде всего, как реверанс в сторону Анкары и Эр-Рияда, а также как долгосрочную программу действий, но никак не призыв к немедленному свержению. В отличие от аравийских монархий и Турции, в США отдают себе отчет в последствиях обвального ухода сирийского президента.

6.Американец дал четко понять, что США выступают категорически против создания бесполетной зоны, на чем настаивают в Анкаре. Он выступил категорически против присутствия ИГ в буферной зоне от  Аазаз до Джараблуса. Однако, при содействии Анкары как раз в этой зоне создается анклав ИГ. Та же Анкара выступала посредником в переговорах с американцами. И они согласились не наносить воздушные удары по выходящим из этой зоны отрядам просаудовской «Джунд аль-фатх», которых заменили отряды ИГ. Очень интересно понять ту мотивировку, которую использовали турки для того, чтобы убедить американцев в правильности этих действий. При этом американцы обещали принять все возможные средства убеждения на командование ПДС, дабы те не пересекали «красную линию» западнее р.Ефрат. Это было условие турецкой стороны в обмен на обещание не бомбить позиции ПДС. Но это будет означать, что сторонники ИГ, которые и так контролируют Джараблус, вскоре осядут во всей т.н. «буферной зоне».

 

Все это вызывает очень серьезные сомнения как в долговременности «медового месяца» в отношениях между США и Турцией, так и в отношении реальных намерений Турции бороться с ИГ.

52.22MB | MySQL:103 | 0,539sec