Иран: кто будет проверять объект в Парчине?

Ядерное соглашение между Ираном и «шестеркой»  международных посредников в лице США, Китая, России, Англии, Франции и Германии, заключенное в Вене 14 июля, обретает все новые, достаточно неожиданные повороты. Как стало известно 19 августа из сообщения информационного агентства Associated Press, инспекцию проводимых на атомном объекте в Парчине работ будут реализовывать не уполномоченные инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а сами иранцы.  Как выясняется, МАГАТЭ позволит Ирану самому осуществлять инспекции своего ядерного объекта в Парчине. Дело в  том, что в подписанном ядерном соглашении имеется секретное приложение, в котором говорится: «Операции будут проходить с использованием иранского авторизованного оборудования, соответствующего техническим спецификациям агентства (МАГАТЭ)». Согласно этому приложению, иранская сторона должна предоставлять МАГАТЭ фото- и видеоматериалы, а также образцы, которые будут брать иранские эксперты.

При этом, во  время при передаче материалов в МАГАТЭ «во внимание будут приниматься военные опасения». США уже отреагировали крайне отрицательно на это сообщение. Последовало достаточно резкое заявление  Госдепа США, в котором сказано, что МАГАТЭ не следует разрешать Ирану самому осуществлять инспекции своего ядерного объекта в Парчине. Отметим, что это сообщение озадачило и генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано: «Я встревожен заявлениями, предполагающими, что МАГАТЭ передало ответственность за ядерные инспекции Ирану. Такие заявления неверно трактуют то направление, в котором мы будем вести важную работу по проверке иранских ядерных объектов».  Однако гендиректор МАГАТЭ уклонился от полного и логичного объяснения своей позиции. Вот реакция Ирана: Бехруз Камальванди, пресс-секретарь  Организации по атомной энергии Ирана ограничился дежурным заявлением о том, что Иран, как всегда (!!!! – В.М.) останется верен свои международным обязательствам, содержащимся как в открытых, так и секретных договорах и соглашениях.

Все, однако, предельно ясно. Здесь надо лишь уточнить, что одновременно с подписанием ядерного соглашения была задействована и «дорожная карта», которая предполагает  прояснить до сих пор нерешенные вопросы иранской ядерной программы и участниками которой являются Иран и МАГАТЭ. Согласно этому документу, до конца нынешнего 2015 г. необходимо ответить на вопросы  потенциально возможной военной составляющей иранской ядерной программы. В этом смысле самым ключевым вопросом является доступ к инспекциям на ядерный объект в Парчине. Иранцы заявляют, что это военный объект, а посему доступ к нему международных инспекторов невозможен.  Однако МАГАТЭ настаивает  на инспекциях, утверждая, что у него имеются доказательства того, что там не так давно проводились работы испытательного характера по созданию атомного оружия. Такие утверждения возникали не раз в последние годы. Так, в феврале 2013 г., в очередном годовом отчете МАГАТЭ   содержалась информация о подозрительной активности на этом ядерном объект.  Тогда инспекторы МАГАТЭ в очередной раз потребовали доступа на это объект, однако разрешение получено не было. Объяснения иранской стороны сводились к тому, что объект имеет военное назначение, и поэтому является секретным. Летом предыдущего 2012 г. одна из американских научно-исследовательских ассоциаций, ведущих мониторинг иранской ядерной программы, сообщила, что ею обнаружены новые свидетельства того, что на военном объекте Парчин к востоку от иранской столицы были проведены атомные испытания и в настоящее время его территория авральным путем очищается от последствия радиационного заражения. Как писала западная пресса, там производится выемка грунта и его транспортировка в неизвестном направлении. СМИ в тот год не раз писали о том, что новые факты о возможных испытаниях на этом объекте вселяют все большую тревогу.

Как же отреагировала в МАГАТЭ сейчас? По сообщению Reuters, официальный представитель МАГАТЭ  С.Гас, комментируя информацию о том, что эксперты из Ирана сами будут инспектировать военный объект в Парчине, заявил, что МАГАТЭ в свете своих   юридических обязательств, «не может разглашать договоренности с Тегераном». По его словам, «дорожная карта» МАГАТЭ и Ирана  по своей сути  соответствует практике Организации по верификации (соглашений) и требованиям МАГАТЭ.  Кроме того, стало известно, что соглашение по Парчину не входит в пакет договоренностей по иранской ядерной программе, и страны «шестерки» не принимали участия в его разработке.

Реагируя на это сообщение, самый последовательный критик иранской атомной программы и венских соглашений премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху сказал, что правы те, кто считают, что Иран, подписавший соглашение с «шестеркой» международных посредников, отнюдь не изменил своей сущности и совсем не желает по-честному работать с международным сообществом. Инспекции в Парчине – самое веское тому доказательство. Как выразилась в эти дни одна из влиятельных американских сенаторов-республиканцев – Л.Грехэм, решение, о котором сообщило Associated Press, лишено минимальной логики и подрывает доверие ко всем достигнутым в Вене соглашениям.  Главы американских внешнеполитического и энергетического ведомств Дж.Керри и Э.Мониз заявили на предварительных слушаниях в Конгрессе США, что они понятия не имеют, о чем идет речь в секретных соглашениях и как решен вопрос об инспекциях Парчина.

Немецкая Die Welt опубликовала в этой связи интервью с генеральным директором израильского МИДа, известным дипломатом и востоковедом Дори Гольдом. По его словам, ядерное соглашение по Ирану ничуть не уменьшило уровень исходящих от Ирана угроз и не вселило надежду в то, что Ирану будет прегражден доступ к атомному оружию. Секретная деятельность Ирана на объекте в Парчине давно широко обсуждается и в научных, и в политических кругах, да и на переговорах, проходивших много лет,  к ней привлекалось пристальное внимание. Все знают, что Иран производил на этом и других объектах, где велись ядерные испытания, выемку грунта на глубину до двух метров, пытаясь уничтожить следы. Информации об этом предостаточно. Там должны быть инспекции международных инспекторов, а не своих, подчиняющихся иранской Организации по атомной энергии. Иран предлагал открыть инспекции МАГАТЭ с предупреждением о визите за 24 дня. «Разве это даст возможность объективных и всеобъемлющих проверок, которые реально необходимы, если мы хотим знать, что на самом деле происходит на этом объекте?» — саркастически вопрошает Д.Гольд и сам же отвечает: «Отнюдь нет. История иранской атомной программы полна лжи и политических игр. История с Парчином – яркое тому доказательство.  Скажу больше: Иран уклоняется от обсуждения своей ракетной программы, и исподволь реализует программу  создания носителей с ядерными боеголовками, которые создадут реальную опасность и европейскому континенту».

Мир думает, что Иран, заключив соглашение с Западом, кардинально изменился, продолжил в интервью Die Welt Генеральный директор  израильского МИДа, бывший советник Б.Нетаньяху   Дори Гольд. Это – глубокое и болезненное заблуждение.  Природа исламского режима не претерпела никаких изменений. Он по-прежнему стремится к доминированию на Ближнем Востоке, по-прежнему является спонсором и последовательным покровителем терроризма. «По американски  улыбающийся глава иранской дипломатии М.Д.Зариф, под обаяние которого попали все министры иностранных дел стран-«шестерки», поставившие свои подписи под текстом венских соглашений, побывав несколько дней назад на могиле супертеррориста Имада Мугние, преклонил перед ним колени. Вот оно – истинное лицо иранского режима. Так надо ли им оказывать доверие и поручать инспектировать  свои собственные вызывающие опасения атомные объекты? Наш ответ однозначен – ни в коем случае».

52.18MB | MySQL:103 | 0,756sec