Об изменении статуса американского контингента Миротворческой миссии мониторинга на Синае

Американское правительство приняло решение об изменении статуса своего контингента в составе Миротворческой миссии мониторинга (MFO) на Синае. Эта структура имеет мандат ООН и была основана согласно мирному договору между АРЕ и Израилем в 1979 году, но действовать она начала в 1981 году. Грубо говоря, весь Синай — это буферная демилитаризованная зона из четырех секторов с собственной лимитацией числа израильских и египетских войск, которые могут в них находиться. Международные наблюдатели являются в данном случае гарантами соблюдения сторонами численного состава своих войск. США, как главный спонсор мирного договора также в свое время направили свой контингент в указанную миссию. С учетом жесткого противостояния Каира с группировками повстанцев на Синае, Египет дважды в 2011 и 2012 гг. получал разрешение Израиля на увеличение числа своей группировки в этой зоне. В 2013 году египтяне разместили в ней свое тяжелое вооружение без соответствующего разрешения израильтян, что привело к дипломатическому скандалу. Последний, правда, был в большей степени вынужденно-дипломатической мерой со стороны Израиля, поскольку он в принципе закрывает глаза на усиление египетского военного присутствия, прекрасно отдавая себе отчет в его реальных причинах. В данном случае Каир пока безуспешно пытается нарастить свою военную группировку на Синае, дабы военным путем задавить активность боевиков из «Вилает Синай» (ранее «Ансар Бейт аль-Макдис») Чисто антиизраильских угроз в данных шагах пока не просматривается, и вряд ли будет просматриваться в среднесрочной перспективе. С учетом налаженного не без проблем взаимодействия между израильтянами и египтянами в формате борьбы с боевиками на Синае, которые позиционируют себя в качестве составной части «Исламского государства» (ИГ) стороны стараются решать возникающие недоразумения без лишней дипломатической афиши на уровне межведомственных консультаций. В общем-то, озабоченность руководства Израиля ситуацией на полуострове в достаточной мере иллюстрируется тем фактом, что израильтяне  пошели на беспрецедентный шаг по обмену со своими египетским коллегами данными радиоразведки. Правда, надеясь на адекватный ответ в виде лингвистической помощи по переводу перехваченных телефонных разговоров потенциальных и реальных боевиков на бедуинских диалектах. В самом Израиле, в отличие от прошлых славных времен, с этим наблюдается дефицит.

Весь Синай, как мы сообщали ранее, разделен на четыре сектора. Сектор «А» протянулся вдоль всего побережья Красного моря и на сегодняшний день является самым насыщенным египетскими войсками. Здесь дислоцируется механизированная дивизия полного состава. Она прикрывает логистические транспортные пути через Красное море и Суэцкий канал. Далее на всю длину полуострова идет сектор «В», в котором по договору должны находиться всего четыре батальона пограничной стражи АРЕ с легким оружием. В реальности же в этот сектор после активизации вооруженного противостояния с боевиками было перемещено несколько бригад египетской армии. Сектора «Д» (с севера) и «С» (юг) располагаются на самой границе между Израилем и АРЕ. В первом и втором размещаются собственно международные наблюдатели. Помимо них в «С» четыре батальона израильской армии, в «Д»- египетская полиция, и на КПП Рифах с сектором Газа — подразделение египетских пограничников.

19 августа Вашингтон внес изменения в свой статут присутствия американских сил в составе MFO на Синае, позволяющее либо усилить эту миссию, либо вывести своих военных вообще. Причем без информирования ни Израиля, ни АРЕ. В данном случае, по оценке экспертов, цель изменений и пересмотра состоит все-таки в послании сигнала Каиру и Израилю о втором сценарии. В случае вывода американской составляющей из миссии она фактически прекратит свое существование, хотя в ней присутствуют и другие участники. Официальная причина такого решения — миссия создавалась для мониторинга ситуации в отношениях между военным присутствием Израиля и АРЕ. В настоящее время ситуация резко изменилась в связи с активностью ИГ и не носит уже характер исключительно межгосударственных отношений. Можно, конечно, предположить, что тем самым Вашингтон «развязывает» руки израильтянам и египтянам в рамках наращивания их сил на полуострове на основе обоюдных договоренностей. Но в реальности ряд аналитиков подчеркивает, что данное решение Белого дома необходимо трактовать все-таки, как нажим на эти две страны. США недовольны реакцией Израиля по поводу заключения сделки по иранской ядерной програмее, а с Каиром отношения не заладились с самого начала прихода к власти военных. В данном случае Вашингтон прямо критикует принятый по настоянию египетского лидера А.Ф.ас-Сисси  «Закон о противодействии терроризму», полагая что он нарушает основополагающие права человека. Это, конечно, глупость. Речь идет о кардинальном недовольстве Вашингтона египетской позицией по ряду вопросов, в том числе и в отношении поддержки генерала Х.Хафтара в Ливии.

Миссия MFO, конечно, во многом структура символичная и не способна серьезно препятствовать инфильтрации тех же боевиков ИГ, но ее устранение не усилит общий режим безопасности в этом районе. Угроза ликвидировать мониторинговую миссию позволяет американцам в дальнейшем в случае реализации этой угрозы вывести события, происходящие на Синае из поля международного контроля. А это позволит трактовать те или иные действия Израиля или АРЕ в на Синайском полуострове исключительно по собственному усмотрению. Впрочем, в случае сговорчивости АРЕ и Израиля возможен вариант и усиления американского военного присутствия, уже с целью расширения мандата и распространения его на активность исламистов. Это, безусловно, устроит и АРЕ, который, несмотря на все свои военные усилия на Синае не может решить эту проблему кардинальным путем, и Израиль, который однозначно выступит за дополнительное прикрытие своей границы.

62.81MB | MySQL:102 | 0,563sec