Саудовский ответ Алжиру через Марокко и Россию

По данным американской газеты World Tribune Москва и Рабат могут подписать соглашение о поставке Марокко новейшей российской дизель-электрической подводной лодки четвертого поколения «Амур-1650» проекта 677E. Это может произойти в ходе ожидающего визита в РФ марокканского короля Мухаммеда VI до конца 2015 года.

Переговоры на эту тему стороны вели с 2013 г. Одной из первых новостей относительно возможной сделки стало заявление в июле 2013 г. замглавы «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, что Москва «активно продвигает на мировом рынке неатомную подводную лодку «Амур 1650» и намерена предложить ее Марокко, если королевство объявит соответствующий тендер».

О заинтересованности Рабата в приобретении подлодки «Амур-1650» свидетельствовали публикации в испанских и итальянских СМИ, согласно которым в сентябре 2013 г. между Марокко и Россией велись соответствующие переговоры.

В свою очередь, марокканский сайт Alif Post сообщил, что Марокко желает купить подлодку, чтобы завершить создание полноценного военно-морского флота с подводной компонентой, которой он в отличие от алжирского конкурента на доминирование в регионе ранее не обладал. Одновременно появились данные о возможном приобретении Рабатом германской подлодки Type 209.

Одна из причин стремления Марокко к модернизации своего ВМФ – гонка вооружений с Алжиром, уже обладающим двумя субмаринами проекта 636 «Варшавянка», двумя «Палтусами» проекта 877 и до конца 2017 г. он  должен получить еще две «Варшавянки».

Таким образом, Марокко нуждается в адекватной группировке подводных сил для успешной конкуренции с Алжиром. Возможно, Рабат постепенно создаст аналогичную алжирской по количеству подводную составляющую.

Тогда это вызвало озабоченность официального Мадрида относительно наращивания военной мощи Рабата из-за испанских опасений по поводу того, что Марокко может готовить почву для возвращения городов Сеута и Мелилья на африканском побережье, до сих пор контролируемых Испанией.

Примечательно, что итальянские СМИ достаточно высоко оценили качество данной субмарины. В частности, сайт agenzianova.com сообщил о «начале производства Россией этих подлодок в 2012 г. с использованием сложных технологий, которые могут оставаться под водой в течение эквивалентных 25 дней, что больше, чем у французских подводных лодок Scorpene, испанских S80 и немецких Klaas-S80 214. Эта подводная лодка также не только способна поражать морские, но и наземные цели» благодаря наличию у нее до 18 ракет.

По сравнению с другими неатомными подлодками «Амур-1650» отличает малошумность и наличие шумопеленгационной антенны, позволяющей выявить даже незначительные звуки, издаваемые другими кораблями.

Также благодаря новейшему оборудованию она обладает увеличенным по сравнению с другими дизельными подлодками ресурсом автономных действий на расстоянии 650 морских миль от баз в течение 45 дней при достаточно высокой для субмарин такого класса надводной скорости (21 узел) и способности погружаться на глубину до 300 метров.

В этом она имеет серьезное преимущество перед стоящими на вооружении главного марокканского конкурента в регионе Алжира субмаринами проектов 636 и 877 «Варшавянка» и «Палтус».

Между тем, никакой сенсации относительно возможной продажи российского «Амура» Марокко нет. Хотя большую часть вооружений этой стране поставлял Запад, особенно США и Франция, российское и советское вооружение туда также раньше поставлялось, хоть и в очень небольших объемах. Например, из Белоруссии поступали танки Т-72, а из России самоходные зенитные установки «Тунгуска». Однако речь пока идет лишь о единственной субмарине, поэтому это не может вызвать дисбаланса в регионе.

В любом случае, для Алжира возможное приобретение этой подводной лодки стало бы крайне неприятным известием. Разумеется, одна субмарина, даже столь высокого качества, как «Амур», не в состоянии нарушить региональный баланс сил. Однако этот пробный контракт может стать началом более серьезного сотрудничества между Москвой и Рабатом в оборонной плоскости в пику Алжиру, который, однако, сам во многом создал такую ситуацию, заметно снизив с Россией в последние годы параметры сотрудничества по ВМФ, особенно надводному его сегменту.

В случае реализации данного контракта алжирская сторона, с учетом заметного уменьшения ее валютных резервов, обусловленного снижением мировых цен на нефть, оказывается в сложной ситуации, когда она в скором времени может оказаться неспособна к дальнейшему наращиванию своей военной мощи.

Следует заметить, что все это происходит на фоне определенного охлаждения алжиро-российских отношений по энергетическому вопросу из-за того, что в 2014 г. Россия вопреки достигнутым ранее договоренностям стала осуществлять на мировом рынке краткосрочные демпинговые газовые контракты, занижая тем самым цены на газ. В этих условиях Алжир стал сближаться со странами ЕС, стремящимися ослабить энергетическую зависимость от России за счет других газовых источников.

И возможное усиление сотрудничества Рабата с Москвой в военной сфере может лишь еще больше охладить российско-алжирские отношения, ухудшившиеся из-за недопонимания относительно стратегии по энергетическому вопросу на европейском направлении.

Это, вероятно, будет сопровождаться характерными информационными вбросами со стороны Алжира относительно его готовности свернуть военно-техническое сотрудничество с Россией и усилению соответствующего взаимодействия с ее конкурентами на мировом оружейном рынке.

Однако для этого в данный момент у Алжира нет необходимых денежных ресурсов и к тому же это ему неудобно по той простой причине, что личный состав алжирских вооруженных сил подготовлен главным образом к использованию российской военной продукции и он не может в одночасье перейти на соответствующую западную продукцию. Тем более, что алжирское руководство опасается в результате попасть в зависимость от Запада в столь важном для него вопросе, как оборона.

Еще одна немаловажная сторона возможной российско-марокканской сделки – проявление резкого ухудшения алжиро-саудовских отношений, обусловленных демонстративным отказом алжирской стороны поддержать саудовскую операцию в Йемене. Тогда Эр-Рияд даже открыто обвинил Алжир в поддержке международного терроризма.

Необходимо отметить, что в рамках поддержки монархий в арабо-мусульманском мире и развития саудовско-марокканских отношений Эр-Рияд оказывал заметную помощь Марокко в укреплении его вооруженных сил.

Тем более сейчас он получает возможность ответить Алжиру за его позицию по Йемену через Россию. И в том случае, если контракт по «Амуру» будет подписан, его с высокой долей вероятности будет оплачивать именно саудовская сторона.

Однако срок реализации контракта в случае его подписания может заметно затянуться, поскольку ранее заинтересованность в приобретении «Амура» проявляли Китай, Индия и Венесуэла. Ранее Пекин уже подписал контракт с Россией на приобретение двух таких субмарин и совместное строительство еще двух подобных.

52.25MB | MySQL:103 | 0,486sec