Изменения в работе МИД Израиля во главе с Б.Нетаньяху

Вот уже более трех месяцев Б.Нетаньяху совмещает посты премьер-министра и главы внешнеполитического ведомства Израиля. Согласно первоначальным прогнозам эта ситуация должна была продлиться относительно короткий срок, а на должность нового главы МИДа страны прочили нынешнего лидера оппозиции И.Герцога. Однако условием его вхождения в правящую коалицию был назван разрыв политического альянса с Ц.Ливни. Впрочем, как в очередной раз показала практика, нет ничего более постоянного, чем временное. Слухи о грядущем уходе Б.Нетаньяху из МИДа постепенно стихли. Приберегая должность главы внешнеполитического ведомства для возможного нового партнера по коалиции, премьер-министр стал приспосабливать работу министерства в соответствии со своими политическими планами.

Вопрос о финансировании внешнеполитического ведомства неоднократно становился камнем преткновения в отношениях министерства и правительства. Долгие годы МИД во главе с А.Либерманом боролся за восстановление посольств и консульств, закрытых в начале 2000-х. Обострился он и в период последней по времени забастовки израильских дипломатов. Тогда, несмотря на достигнутый компромисс по заработной плате, они остались возмущены тем, что бюджет ведомства несопоставим с финансами, выделяемыми спецслужбам. Очередной виток обсуждения этой проблемы состоялся в августе на специально посвященном данной теме заседании подкомитета по внешней политике, действующего при комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне[i].

Главным защитником интересов МИДа оказался его экс-руководитель А.Либерман. Он сделал заявление, резко критикующее стратегию в отношении министерства, которая характеризуется, в числе прочего, закрытием дипломатических представительств в странах, используя влияние которых премьер-министр пытается противостоять иранской сделке. Аналогичные замечания высказал представитель внешнеполитического ведомства. Он привел статистические данные, согласно которым у страны имеется лишь 100 представительств, в полной мере способных выполнять возложенные на них функции, что на 67 меньше, чем у Ирана. При этом изменение внешнеполитической стратегии ИРИ, по приведенным на заседании данным, повлекло за собой 20% увеличение бюджета иранского МИДа. В этой связи текущую ситуацию представитель израильского внешнеполитического ведомства назвал чьей-то попыткой развалить МИД, чтобы избавиться от мнения дипломатов. С необходимостью сохранения ассигнований на внешнюю политику согласился и присутствовавший представитель Совета национальной безопасности, по словам которого «все проблемы Министерства иностранных дел на ближайшие 5 лет может решить бюджет на покупку всего двух вертолетов»[ii].

Несмотря на абстрактность двух последних заявлений, они раскрывают причины и следствия будущего сокращения финансирования МИД Израиля. Под формулировкой «кто-то, не желающий выслушивать мнение дипломатов», судя по всему, подразумевается Б.Нетаньяху. Продолжая возглавлять внешнеполитическое ведомство, он все больше содействует размыванию его функций и, как следствие, снижению роли специалистов во внешнеполитической сфере в процессе принятия решений. В этой связи сокращение бюджета МИДа не просто финансовая проблема, а еще один шаг, призванный продолжить перераспределение внешнеполитических полномочий. Данная ситуация, в свою очередь, в будущем угрожает провалом инициатив, продвижением которых премьер-министр занимается на международной арене сегодня. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств это может перерасти в очередной открытый конфликт, в котором для обеспечения безопасности израильских граждан нельзя будет обойтись лишь двумя вертолетами.

Противоположную точку зрения озвучили представители Министерства финансов, заявившие, что для всех израильских органов государственного управления были предусмотрены одинаковые сокращения бюджета. Также, осознавая непростую ситуацию, складывающуюся на международной арене, было принято решение о закрытии 7, а не 10 дипломатических миссий за рубежом. По сравнению с началом 2000-х, когда по экономическим причинам была прекращена деятельность порядка 16 представительств, нынешние цифры действительно выглядят менее пугающими. Впрочем, рассматривая ситуацию в более широком контексте, появляются дополнительные свидетельства правоты дипломатов. Так, в конце июля 2015 г. состоялось открытие посольства Израиля в Парагвае, которое было закрыто в предыдущую волну сокращений бюджета МИДа. Более того, 27 августа 2015 г. прошли мероприятия, посвященные торжественному открытию постоянной резиденции генерального консульства Израиля в Бангалоре (Индия). Данное событие тоже не совсем вписывается в отстаиваемую стратегию сокращения расходов МИДа, а свидетельствует в большей степени о стремлении главы ведомства переориентировать внешнеполитический курс Израиля, сделав акценты на новых регионах. Более того, судя из списка стран, об особой лояльности к которым в последнее время успел заявить премьер-министр, трудно сказать, движут им внешнеэкономические интересы или желание положить конец внешнеполитической линии, выстраиваемой лидером партии НДИ.

 

Как и в период первой каденции А.Либермана на посту главы МИДа, одним из основных стал кадровый вопрос. Помимо традиционной проблемы налаживания работы в рамках одного министерства дипломатов, представляющих старую и новую команду, обострилась и дискуссия вокруг количества политических назначений. Своего рода пиком активности на данном направлении стал август 2015 г., когда было заявлено о смене сразу нескольких послов. Так, по информации МИД Израиля, во главе посольства в Италии в скором времени встанет Ф.Ниренштейн. На протяжении своей журналистской и политической карьеры она сумела многое сделать для укрепления итальяно-израильских отношений. К примеру, являясь депутатом парламента Италии, Ф.Ниренштейн отстаивала интересы Израиля в связи с ситуацией вокруг первой «Флотилии свободы». Впрочем, при кажущейся правильности принятого Б.Нетаньяху решения, оно таит в себе и некие скрытые трудности. Прежде всего, репатриировавшейся лишь в 2013 г. Ф.Ниренштейн необходимо отказаться от итальянского гражданства. Кроме того, по информации израильской прессы, сын Ф.Ниренштейн является сотрудником итальянских спецслужб.   Все эти обстоятельства способны привести к конфликту интересов, что может негативно сказаться на двусторонних отношениях государств.

Вторым к настоящему моменту политическим назначением стал новый посол в Бразилии Д.Даян. Он репатриировался из Аргентины в 1970-е годы и на протяжении многих лет возглавлял кампанию Elad Systems. Также Д.Даян предпринимал попытки развития политической карьеры в партиях «Тхия» и «Байт Ехуди» («Еврейский дом»). Кандидатура Д.Даяна выглядит более подходящей, как с точки зрения длительности проживания в Израиле, так объявленного стремления Б.Нетаньяху развивать экономическую составляющую сотрудничества с Латинской Америкой.

Таким образом, изменения в работе МИД Израиля, произошедшие после того, как его руководителем стал лично премьер-министр, свидетельствуют о нескольких тенденциях во внешней политике страны в целом и работе ведомства в частности. Так, общий курс государства на международной арене за истекший период явно смещается от интереса к странам СНГ, характерного для А.Либермана, в сторону Азии и Латинской Америки. Эта стратегия вполне способна принести экономическую выгоду, однако, ее успех с точки зрения политической обстановки можно назвать спорным. С одной стороны, Израиль тем самым делает ставку на менее влиятельных в политическом смысле партнеров, а с другой, в очередной раз оставляет уже знакомые регионы своим противникам. По всей вероятности для минимизации влияния тех, кто мог бы высказать противоположную точку зрения, были предприняты сокращения бюджета, выделяемого внешнеполитическому ведомству. Корректировать курс в международных делах таким способом пока позволяет достигнутое по итогам прошлой забастовки дипломатов компромиссное соглашение, которое на определенный срок может обезопасить МИД от открытого проявления недовольства сотрудников.

[i] Здесь и далее материалы заседания приводятся по: Foreign Ministry officials at the Knesset: Someone is trying to silence us // the Knesset. 10.08.2015. URL: https://www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=11661

[ii] Ibid.

52.3MB | MySQL:103 | 0,586sec