Ситуация в Египте: июль 2015 г.

В июле продолжилось ожесточенное противостояние египетских силовиков и джихадистов на севере Синайского полуострова. 1 июля стало известно о гибели по меньшей мере 15 солдат в результате серии одновроеменных атак джихадистов из связанной с «Исламским государством» (ИГ) группировки «Вилает Синай» (ранее «Ансар Бейт аль-Макдис») на армейские блок-посты. Только в одной из атак с использованием заминированной автомашины на армейский блок-пост близ города Шейх Зувейд близ Эль-Ариша погибли по меньшей мере 15 военнослужащих. Одновременно были атакованы еще 4 блок-поста. Там также  были погибшие среди военных.

В городе Шейх Зувейд события развивались следующим образом. Сначала джихадисты с помощью мин изолировали квартал, в котором находился комиссариат полиции с тем, чтобы не допустить прибытия подкреплений. Затем они заняли позиции на крышах близлежащих зданий, после чего подвергли обстрелу комиссариат из гранатометов. На помощь полицейским были направлены истребители F-16, которые атаковали позиции джихадистов, устроенные в жилых кварталах, что сделало неизбежным гибель мирного населения.

Как признал представитель египетской армии,  в атаках на блок-посты участвовали по меньшей  мере 70 террористов. Первоначально он сообщил о гибели 10 солдат.

Тут же ИГ взяло на себя ответственность за эту серию атак. При этом утверждалось, что в общей сложности были атакованы до 20 блок-постов. При этом использовались 3 смертника.

Несколько часов спустя после атак на блок-посты египетские власти сообщили, что число погибших среди солдат и мирных жителей составило по меньшей мере 70 человек, из них подавляющее большинство — военные, при отражении атак были уничтожены до 100 джихадистов. Позднее военные уменьшили свои потери до 17 человек, но эти «уточненные» данные вряд ли кого убедили.

Понесенные египетской армией потери стали самыми большими со времени отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси в июле 2013 года.

Также 1 июля полицейские провели рейд в одном из пригородов Каира, по действиям стражей порядка напоминающий «зачистку». При этом были уничтожены 9 «вооруженных исламистских активистов». Среди убитых оказался, в частности, высокопоставленный представитель руководства «Братьев-мусульман», бывший парламентарий Насер аль-Хуфи. Последнее обстоятельство в очередной раз подтвердило правоту египетских властей, зачисливших «братьев» в число террористических организаций после их очевидной радикализации.

1 июля, два дня спустя после гибели в результате покушения генерального прокурора Египта Хишама Бараката, правительство АРЕ одобрило проект нового антитеррористического закона. Одновременно оно потребовало более быстрого отправления правосудия в отношении террористов.

6 июля Высший совет юстиции (ВСЮ) потребовал от правительства изменить некоторые положения проекта нового антитеррористического закона. При этом никак не предусматривалось изменить положения, касавшиеся свободы прессы. Так, ВСЮ оставил неизменным положение, которое позволит властям преследовать журналистов в случае, если они сообщат свои данные о числе жертв терактов, отличающиеся от официальных. В подобном случае «провинившемуся» будет грозить от двух лет тюрьмы и более.

В то же время ВСЮ потребовал внести изменения в прерогативы специальных антитеррористических судов, а также отменить положение, допускавшее отсутствие на суде заключенного под стражу при рассмотрении его дела.

15 июля, оказавшись под давлением критики, египетское правительство согласилось пересмотреть статью 33 проекта нового антитеррористического закона, предусматривавшую сроки тюремного заключения для журналистов, которые рискнут опубликовать данные о жертвах терактов, отличающиеся от официальных. Предусматривается, что вместо тюрьмы их будут приговаривать к крупным денежным штрафам — от 23 до 58 тысяч евро — в подобных случаях. Как отметили в этой связи в профсоюзе журналистов, новое наказание — это «другая форма тюремного заключения», поскольку указанные суммы «превосходят финансовые возможности журналистов». Представитель профсоюза Халед аль-Бальши в очередной раз осудил «тоталитарную логику закона, который призван заставить замолчать все голоса оппозиции внутри страны».

2 июля, во вторую годовщину начала боевых действий на Синайском полуострове между египетской армией и джихадистами, у аналитиков были все основания полагать, что египетские военные пока не справились с задачей вытеснения боевиков ИГ с севера Синайского полуострова, где действиям исламистов благоприятствует гористый рельеф местности и поддержка со стороны части мирного населения. Как оказалось, простые призывники оказались не очень способны справиться с хорошо подготовленными профессиональными террористами. Считается, что ИГ сейчас располагает на Синае по меньшей мере 2,5 тысячами боевиков, большинство из которых — египтяне, в то время как год назад их было не больше тысячи. Понятно, что такой прирост произошел за счет египтян, воевавших в составе формирований ИГ в Сирии и Ираке. У них нет недостатка в вооружениях, поступающих через «черные рынки» Судана, Чада и Нигера.

В июле эксперты предупредили, что начавшееся в 2006 году соперничество за лидерство в исламистском движении между ИГ и «Аль-Каидой» может привести к поражению последней. Этому способствует то обстоятельство, что ИГ стало первой джихадистской группой, сумевшей установить контроль над обширными территориями в Ираке и Сирии. Кроме того, для новобранцев джихада намного легче вступить в ряды ИГ, чем добраться до пакистано-афганского пограничья. Судя по всему, на данный момент у ИГ больше средств, чем объясняется переход под его «знамена» ряда формирований и полевых командиров в Египте, Ливии, Алжире, Йемене, Нигерии, России и Саудовской Аравии, ранее причислявших себя к «Аль-Каиде».

3 июля контролирующее сектор Газа исламистское движение ХАМАС назвало «пропагандой» обвинения Израиля в том, что это движение поддерживает атаки джихадистов на севере Синайского полуострова против египетских военных. Как заявил представитель ХАМАСа Сами Абу Зухри, «движение приняло меры по обеспечению безопасности на границе (с Египтом), мы намерены обеспечивать безопасность Египта».

До этого израильский генерал Йоав Мордехай заявил, что «в недавних атаках на Синайском полуострове ХАМАС оказало тыловую поддержку, а также помогло оружием группам, связанным с ИГ». Такой же точки зрения придерживаются египетские власти.

4 июля, три дня спустя после серии атак джихадистов на армейские блок-посты на севере Синайского полуострова, там побывал с внезапным визитом президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси. Вопреки происшедшему на полуострове он охарактеризовал ситуацию там как «стабильную». «Говорить, что все находится под контролем, было бы недостаточно. Ситуация (на Синае) полностью стабильна», — утверждал он.

О реальном размахе боевых действий на севере Синайского полуострова можно только предполагать. Достаточно красноречивые данные привели 6 июля египетские военные, утверждавшие, что за первые 5 дней месяца они уничтожили 241 боевика ИГ. За это же время силовикам удалось арестовать 4 человека, находившихся в розыске, и 29 подозреваемых в совершении преступлений. Коммюнике военных сопровождалось фотографиями убитых боевиков.

9 июля суд города Мансура (100 км к северу от Каира) приговорил к смерти 10 человек, признанных виновными в убийстве одного из полицейских, которым была поручена охрана судей на процессе над бывшим президентом — исламистом Мухаммедом Мурси, низложенным военными в июле 2013 года. Сержант Абдалла Метвалли был расстрелян в феврале 2-14 года в момент, когда он на своем мопеде проезжал по мосту через Нил в Мансуре.

В тот же день на отдельном процессе тот же суд приговорил к смерти 4 сторонников М.Мурси, 9 получили пожизненное заключение (в том числе 8 – заочно) по обвинению в «принадлежности к террористической группе, незаконном ношении оружия и боеприпасов, прохождении военной подготовки на территории сектора Газа в лагерях военного крыла движения ХАМАС — «Бригад Изеддина аль-Кассама»».

11 июля неизвестные подорвали заминированную автомашину у итальянского консульства в самом центре Каире. В результате теракта погиб 1 человек, 4 получили ранения. Теракт был совершен рано утром, когда консульство было еще закрыто. Если бы теракт был совершен двумя часами позднее, могли бы погибнуть десятки людей. Взрывом был частично разрушен фасад здания и его канализационная система. Здание консульства находится в недалеко от хорошо охраняемых Кассационного суда и кабинета генерального прокурора. Предыдущий хозяин последнего был убит в конце июня.

Речь идет про первую атаку против иностранного диппредставительства в египетской столице со времени низложения президента-исламиста М.Мурси в июле 2013г.

Ответственность за атаку на итальянское консульство взяло на себя ИГ. При этом утверждалось, что машина была заряжена 450 кг взрывчатки. Оно же одновременно призвало мусульман держаться подальше от объектов египетских силовиков, «которые являются законными целями для муджахидинов».            Впервые коммюнике было подписано «Исламским государством в Египте». До этого аналогичные коммюнике подписывались от имени «Вилает Синай Исламского государства» — это название ранее взяла себе группировка «Ансар Бейт аль-Макдис».

Ранее представитель ИГ Абу Мохаммед аль-Аднани призывал сторонников этой организации активнее атаковать объекты западных стран.

Как отметили в связи с терактом против итальянского консульства западные эксперты, этот нападение говорит об «экспансии» деятельности ИГ за пределы его «исторического» бастиона в Египте — севера Синайского полуострова. Использование нового названия они связали с появлением в Египте новой джихадистской организации, аффилированной с ИГ.

Одним из последствий атаки против итальянского консульства стало решение главы МВД Египта Магди Абделя Гаффара отправить в отставку начальника столичной полиции генерала Усаму Бедайра. На его место был назначен его бывший заместитель генерал Халид Абдель Ааль. Бедайру не дали дослужить три месяца до выхода на пенсию по возрасту.

15 июля египетские военные объявили о предотвращении теракта с использованием смертника и заминированной автомашины против армейского блок-поста на скоростной автомагистрали, связывающей города Каир и Суэц. Смертник на автомашине попытался прорваться рано утром к блок-посту, но военные проявили бдительность. Они сначала открыли огонь в воздух, пытаясь остановить машину, а затем — огонь на поражение, в результате которого машина взорвалась. По оценкам военных, в машине находилось до полтонны тротила.

Ответственность за попытку теракта взяла на себя организация «Вилает Синай»

16 июля джихадисты отметились беспрецедентой за время внутриегипетского противостояния акцией — они с берега обстреляли реактивными снарядами катер ВМС Египта, находившийся в момент обстрела на траверсе Рафаха в 3 км от берега. В результате обстрела катер загорелся. По официальным данным, потерь среди экипажа катера не было. На помощь пострадавшему катеру подоспели другие корабли ВМС Египта.

Ответственность за обстрел катера взяла на себя организация «Вилпет Синай». В коммюнике джихадистов утверждалось, что катер был поражен не простым реактивным снарядом, который отличается низкой точностью, а «управляемой ракетой с теленаведением». Ранее уже отмечались случае применения подобных ракет против бронетехники египетской армии. По снимку, сопровождавшему коммюнике, можно предположить, что у джихадистов появились противотанковые управляемые ракетные комплексы.

17 июля, в первый день религиозного праздника Ид аль-Фитр, вновь произошли столкновения между полицейскими и сторонниками М.Мурси в Каире. В результате столкновений, происшедших в квартале Тальбия близ Гизы, погибли по меньшей мере 6 манифестантов. Столкновения начались после того, как сторонники М.Мурси попытались атаковать местный участок полиции.

20 июля ВВС Египта получили первые 3 из 24 заказанных во Франции истребителей «Рафаль». Церемония передачи боевых машин прошла на авиабазе ВВС Франции в Истре. Поставка следующей тройки «Рафалей» ожидается в начале 2016 года. Сейчас ведется их сборка на заводе компании Dassault Aviation.

24 истребителя «Рафаль», многоцелевой фрегат типа FREMM и управляемые авиационные ракеты — их поставка предусмотрена пакетом франко-египетских контрактов на сумму 5,2 млрд евро.

В борьбе за египетские заказы от Франции не отстают и США. 30 июля они объявили о поставке Египту 8 истребителей F-16. Это была первая поставка после того, как Вашингтон в марте разморозил оказание военной помощи Египту.

Печальное известие пришло из Каира 10 июля. Там в тот день в результате сердечного кризиса в возрасте 83 лет скончался известный египетский актер Омар Шариф, при рождении нареченный Мишелем Халхубом. До этого он находился в специализированной больнице, занимающейся лечением пациентов, пораженных болезнью Альцгеймера. Из-за нее он перестал сниматься с 2012 года.

Будущий актер родился 10 апреля 1932 года в Александрии в семье торговца ценными породами дерева. По вероисповеданию относился к греко-католической церкви. При женитьбе на египетской «звезде» Фатен Хамаме принял ислам. Сниматься начал в 1954 г. Стал всемирно известным после выхода на экраны в 1962 году фильма «Лоуренс Аравийский». Долгое время жил за границей в США, Франции и Италии.

52.26MB | MySQL:103 | 0,614sec