Саудовский журналист о «российском вмешательстве в Сирии»

Тема «российского присутствия» в Сирии не перестает обсуждаться саудовской прессой. Отсутствие сколько-либо значимых вербально оформленных заявлений официальных лиц в связи с этой темой (исключение составляет лишь заявление главы внешнеполитического ведомства Адиля аль-Джубейра, отметившего 4 сентября 2015 г. на своей пресс-конференции в американской столице по итогам визита короля Сальмана бен Абдель Азиза в Соединенные Штаты, что, если сведения о значимых поставках российского вооружения являются, «правдой, то это серьезная угроза») заставляет видеть в публикациях журналистов отражение точки зрения, присутствующей ныне в саудовском политическом истеблишменте. Одна из таких последних публикация – статья журналиста «Аш-Шарк Аль-Аусат» Абдель Рахмана ар-Рашида «Российское вмешательство в Сирии», появившаяся на страницах этой газеты 9 сентября 2015 г.

Автор статьи отталкивается от положения о том, что арабскому миру уже в течение «более чем двух лет известно, что российская военная помощь – инструмент, препятствующий падению режима Башара Асада, поскольку в течение этого времени не прекращались поставки российского вооружения, как и то, что в Сирию прибывали военные специалисты и советники». Для него «российское вмешательство совпало по времени с беспрецедентным почти захватом Ираном Сирии, когда иранские генералы и Стражи иранской революции несли на себе основные боевые функции, поддерживаемые военизированными формированиями ливанской “Хизбаллы”, а также афганскими и иракскими боевиками». Все это происходило, по словам ведущего обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат» потому, что тем самым «замещалась армия Асада, половина личного состава которой бежала, а в отношении ее второй половины у режима не было доверия». Только поэтому, как он далее замечал, этой «второй половине армии» и выделялось «немного боеприпасов и горючего» с тем, чтобы ее солдаты и офицеры «не дезертировали бы, сохранив имеющееся в их распоряжении оружие». Так или иначе, считал А.Р.ар-Рашид, но до последнего времени «русские были в арьергарде, а иранцы занимали передовые позиции».

В последнее же время ситуация («как показали американские донесения») изменилась, — «Москва направляет немалое число своих самолетов в сирийское воздушное пространство», что «заставляет предположить создание масштабного воздушного моста». Но, кроме того, писал автор цитируемой статьи, отмечены и «поставки значительного количества материалов для строительства жилых помещений для российских военных» в районе Латакии, где «может быть размещено около трех тысяч российских военных».

Здесь А.Р.ар-Рашид ставил «самый важный вопрос»: «Зачем [это делается]?».

Конечно, продолжал он далее, «русские пытаются преуменьшить опасность своих намерений, говоря о том, что они не намереваются захватывать Сирию», что «все происходящее – развитие положений договора с Асадом, в рамках которого и осуществляется продажа вооружения, а также отправка экспертов и подготовка сирийской армии». Однако, замечал он, «и количество поставок, и военное сотрудничество более значительны, чем утверждает Москва». Из этого А.Р.ар-Рашид делал вывод, который уже не раз высказывала саудовская пресса: «Россия видит в новой ситуации ценный для нее повод. Международная мобилизация, прежде всего, американская, на противостояние ИГИЛ открывает перед Россией возможность изменить существующее положение, развязав широкие военные действия ради ликвидации умеренной патриотической сирийской оппозиции с тем, чтобы иранские и российские войска полностью контролировали бы положение. В этой ситуации Асад – не более чем прикрытие, поскольку на самом деле в Сирии всем сегодня заправляет Иран». Москва, по его мнению, стремится к тому, «в чем она не добилась успеха, добиваясь [нужного ей] политического решения и переговоров, целью которых всегда выступало сохранение Асада как правителя [Сирии]». Эта цель, как считал ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «идентична иранской цели, не ставшей успешной, несмотря на два года войн против коктейля вооруженной оппозиции и против сражающихся со всеми террористических группировок».

Отсюда, по словам автора цитируемой статьи, сделанный в российской столице вывод: «Если созданная американцами международная коалиция направлена исключительно против террористических группировок, то русские и иранцы стремятся уничтожить патриотическую оппозицию и овладеть Сирией, принципиально важной для закрепления господства в Ираке. Это означает, — писал он, — что мы накануне вступления на новый и опасный этап войны в Сирии».

Поставленный цитируемым автором выше вопрос дополняется: «Почему [российское вмешательство] опасно в ситуации Сирии, которая стала огромной лужей крови и полем сражения, где двести тысяч человек, принадлежащих к различным этническим группам, сражаются по обе стороны [баррикад]: на стороне режима Асада и на стороне ИГИЛ, “Джабхат ан-нусры” и им подобными [группировками]?». Отвечая на него, А.Р. ар-Рашид писал: «Превращение России в силу, [непосредственно] воюющую в Сирии, расколет арабский и исламский мир, воскресив память об Афганистане. Это будет что-то вроде сахара для мух. Ее ввязывание [в боевые действия] подтолкнет тысячи молодых людей к вступлению в ряды экстремистских террористических организаций ради защиты их сирийских братьев. В свою очередь, иные государства, как Соединенные Штаты, лишатся аргументов, способных убедить мир в необходимости отпора экстремистским организациям. Тогда не удастся потушить опасения государств Ближнего Востока, связанные с формированием иранско-российского блока, который стремится к полному господству над Ираком и Сирией и угрожает их безопасности и интересам».

Наконец, завершающие строки статьи ведущего обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Если бы борьба в Сирии осталась сирийско-сирийской, то все возникшие проблемы можно было бы давно решить. Это решение отталкивалось бы от двух возможных вариантов: либо режим Асада откажется от своего упорства и примет политическое решение, как это предусмотрено соглашением Женева-1, либо этот режим, представляющий небольшую долю сирийцев, падет и его место займет режим, выражающий интересы всех групп сирийского населения».

Однако, добавлял А.Р.ар-Рашид, намекая на то, что в нынешней обстановке это, видимо, не произойдет: «Ввязывание российских войск в сирийскую войну ввергнет регион в более широкий этап противостояния».

52.32MB | MySQL:103 | 0,475sec