Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2015 г.

3 августа суданские власти, стремящиеся – пусть и во многом на словах – урегулировать многочисленные конфликты, которые раздирают эту страну, заявили о готовности предоставить юридически заверенные гарантии безопасности представителям движений повстанцев с тем, чтобы они могли принят участие в переговорах с Хартумом. Как сообщил первый вице-президент страны Бакри Хасан Салех, власти даже готовы «приостановить действие приговоров, вынесенных в отношении лидеров повстанцев». При этом было отмечено, что Хартум пока не готов к их полной амнистии.

Повстанческие движения действуют с 2003 года, в частности, в Дарфуре на западе Судана. Там в результате конфликта, по данным ООН, погибли свыше 300 тысяч человек, 2,5 млн стали беженцами.

С 2011 года полыхает конфликт в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил, где повстанцы противостоят правительственным силам.

Ранее сообщалось, что президент Судана Омар аль-Башир призвал в январе 2015 года оппозицию и повстанцев в национальному диалогу, призванному урегулировать конфликты, бушующие в ряде приграничных штатов страны и усугубляющие ее экономические проблемы. Однако до сих по его призыв остается таковым. Власти, в частности, настаивают, чтобы он был организован на территории Судана.

4 августа «Международная амнистияя» (МА) обвинила суданских военных в совершении военных преступлений в ходе боеввых действий против повстанцев в штате Южный Кордофан. В частности, утверждалось, что суданские военнные подвергали бомбардировкам и артиллерийским обстрелам гражданские объекты, и в частности, школы и больницы. Наблюдатели МА зафиксировали в зонах, контролируемых повстанцами, гибель 35 мирных жителей в период с января по апрель 2015 года. Все они погибли из-за бомбардировок с воздуха и артиллерийских обстрелов со стороны правительственных войск. Со своей стороны суданские власти препятствуют представителям гуманитарных организаций работать в зонах конфликтов.

12 августа госминистр Судана Абдель Рахман Дирар, курирующий финансы, объявил, что в июле Саудовская Аравия разместила в Центральном банке страны депозит в 1 млрд долларов. Ранее, в апреле, аналогичную операцию предпринял Катар. Саудовский трансфер последовал несколько месяцев спустя после того, как Хартум присоединился к арабской военной коалиции, образованной Эр-Риядом для войны с повстанцами в Йемене.

20 августа президент О.аль-Башир заявил о своей готовности объявить перемирие сроком на два месяца в боевых действиях против повстанцев, равно как новую амнистию. Он же обозначил дату 10 октября, когда должен начаться национальный диалог.

С началом августа никуда не делась ожесточенная гражданская война, разорвавшая на два непримиримых лагеря Южный Судан в лице народностей динка (проправительственные силы) и нуэр (повстанцы). 5 августа правительственные войска назвали «пропагандой» раздавшиеся от другой стороны конфликта обвинения в том, что военные стали препятствовать доставке гуманитарных грузов и продовольствия в зоны, контролируемые повстанцами с тем, чтобы ослабить их.

Как заявил представитель повстанцев Джеймс Гадит, «режим решил заморить людей голодом, это — новое оружие войны с тем, чтобы убить еще тысячи людей».

Эти обвинения прозвучали накануне нового раунда мирных переговоров, призванных прекратить 20-месячную гражданскую войну. Со своей стороны ООН и ряд гуманитарных организаций также констатировали определенные ограничения со стороны Джубы в части, касающейся доставки гуманитарных грузов, в том числе в зоны, жителям которых угрожает голод. По версии представителя южносуданской армии, капитаны судов, доставлявших гуманитарную помощь по Нилу, «лишь были уведомлены об опасности со стороны поввстанцев».

В любом случае представитель ООН по гуманитарным поставкам Стефан О`Брайан призвал президента Южного Судана Сальву Киира «немедленно убрать все препятствия на пути доставки гуманитарной помощи по Нилу».

11 августа видный полевой командир повстанцев М.Гаткус заявил, что порывает с их лидером Риеком Машаром. Одновременно он объявил «войну» как Р.Машару, так и С.Кииру, обвинив их в том, что те символизируют собой «ненависть, раскол и неспособность руководить». М.Гаткус утверждал, что именно эти два политика «несут ответственность за кризис», разорвавший Южный Судан. М.Гаткуса в его демарше поддержал другой видный полевой командир постанцев Питер Гадет, в отношении которого с июля действуют санкции ООН.

Пока трудно определить, сколько бойцов пошло за двумя диссидентами. Известно, что правительственные силы и повстанцев поддерживают до 20 различных местных формирований, пользующихся автономией различного уровня от своих «вождей». Формирования П.Гадета исторически действуют в штате Единство. Он воевал против Хартума во время гражданской войны в прежнем Судане, затем, после создания Южного Судана, находился в оппозиции Джубе, с которой подписал перемирие в июле 2011 года. С началом восстания в декабре 2013 года примкнул к Р.Машару.

К 13 августа стало очевидно, что неделя очередного раунда мирных переговоров в Аддис-Абебе, несмотря на международное давление, никоим образом не подвигла стороны южносуданского конфликта к компромиссу. Они не смогли договориться по таким вопросам, как разделение власти после достижения мирного соглашения, а также демилитаризация Джубы. В частности, проектом соглашения предусматривалось возвращение Р.Машара на пост вице-президента, с которого его убрали за 6 месяцев до начала конфликта.

Ранее международные посредники дали главам сторон конфликта время до 17 августа с тем, чтобы достичь мирного соглашения. 14 августа, воспользовавшись расколом среди повстанцев, Джуба объявила о приостановлении участия правительственной делегации в переговорах вплоть до того, пока «две франкции повстанцев не урегулируют разногласия между собой». Уже 15 августа Джуба откорректировала «стрельбу», заявив, что ее делегация продолжит участие в переговорах, однако без прямого участия в них С.Киира, прибытие которого первоначально ожидалось в Аддис-Абебе.

16 августа в столицу Эфиопии прибыли главы стран Восточной Африки с тем, чтобы оказать дополнительное давление на переговорщиков по урегулированию кризиса в Южном Судане. В тот же день в Джубе было объявлено, что С.Киир по быстрому поменял свое решение, и также объявится в Аддис-Абебе. При этом разъяснялось, что не могло идти и речи о подписании мирного соглашения в его конечном виде до тех пор, пока все фракции повстанцев не окажутся за столом переговоров.

17 августа С.Киир и Р.Машар встретились в Аддис-Абебе. В итоге, за несколько часов до истечения срока ультиматума Джуба и повстанцы подписали мирное соглашение. Документ скрепили подписями генсек правящей в южном Судане партии СНОД Паган Амум и глава повстанцев, бывший вице-президент Южного Судана Р.Машар. На церемонии присутствовал С.Киир. Своим жестом он выступил против того, что позднее его представитель назовет «капитуляцией».

Как пояснил глава миссии посредников Сейум Месфин, подписанный документ не вступит в силу, пока под ним не будет подписи представителя правительства Южного Судана. По его словам, правительственная делегация вернется в Джубу для консультаций. Ожидается, что в 15-дневный срок С.Киир вновь прибудет в Аддис-Абебу для парафирования документа. Он же предупредил, что подписанный повстанцами документ «больше не подлежит обсуждению, его можно только подписать».

В тот же день Вашингтон выступил с угрозами в адрес С.Киира, сообщив, что рассматривает новые меры против тех, кто «подрывает процесс мирного урегулирования». Со своей стороны представитель повстанцев Мабиор Гаранг обвинил С.Киира и его союзника президента Уганды Йовери Мусевени в стремлении «раздавить сопровтивление» за предстоящие 15 дней.

Уже 18 августа США и Великобритания призвали Совбез ООН ввести новые санкции против правительства Южного Судана.

Что касается самого мирного соглашения, то оно предусматривает, в частности, что режим «постоянного прекращения огня» вступает в силу через 72 часа после его подписания. 30 дней отводится на концентрацию сил противоборствовавших сторон на базах, где будет произведен учет вооружений. Предусматривалось, что повстанцы будут интегрированы в Силы национальной обороны Южного Судана. Войска Уганды будут иметь 45 суток на то, чтобы покинуть территрию Южного Судана. Предполагалась демилитаризация Джуубы и ее окретсностей, где смогут находиться только президертская гвардия, подразделения охраны военной инфраструктуры и полиция. Через 90 дней после подписания мирного соглашения начнется 30-месячный «переходный период». На это время пост «первого вице-президента» достанется представителю повстанцев, а все решения президент будет принимать «коллегиально». На этот же переходный период будет сформировано «переходное правительство национального единства» из 30 человек, в котором 16 постов достанутся сторонникам С.Киира, 10 — повстанцам, 4 — представителям «других политических сил». Состав действующей Переходной ассамблеи (парламент, насчитывающей 322 депутата), будет дополнен 50 депутатами от повстанцев и 18 депутатами от других политических сил. Всеобщие выборы должны пройти самое позднее за 60 дней до завершения «переходного периода», то есть если С.Киир подпишет в 15-дневный срок мирное соглашение — в начале 2016 года.

Уже 19 августа с обоих сторон посыпались взаимные обвинения в попытках атаковать позиции противоположной стороны.

26 августа глава восточноафриканских стран прибыли в Джубу с тем, чтобы убедить С.Киира подписать мирное соглашение. Президент Южного Судана в тот  же день поставил подпись под ним, выразив одновременно «серьезные оговорки» по  ряду его положений. Он же передал посредникам 12-страничный документ, содержащий перечень из 16 таких «оговорок». Известно, что большая часть из них касается разделения власти с повстанцами и демилитаризации Джубы.

28 августа президент С.Киир подписал указ, предприсавший правительственным войскам в тот же день прекратить огонь. Аналогичный приказ получили повстанцы при том, что полевые командиры повстанцев, ранее отколовшиеся от Р.Машара, заранее уведомили, что не признают подписанное мирное соглашение. Уже 29 августа посыпались новые взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня. 31 августа Р.Машар потребовал от восточноафриканских посредников заставить правительственные войска выполнять режим прекращения огня. «Прекращение огня сорвано. Правительство неспособно контролировать свои войска», — утверждал он в обращении к посредникам.

В целом, подписание мирного соглашения между сторонами южносуданского конфликта ни у кого не вызвало иллюзий — слишком много желающих немедленно проигнорировать его. В этих условиях посредникам и мировому сообществу предстоит решить архисложную задачу — удержать желающих повоевать, которых хватает на каждой стороне.

55.75MB | MySQL:116 | 0,746sec