Об истинных причинах отставки М.Медьена

Одним из самых показательных моментов в деле ухода в отставку шефа спецслужбы DRS Мухаммеда Медьена («Тауфика») служит молчание представителей высшего руководства Алжира относительно истинных причин произошедшего.

Несмотря на то, что, казалось бы, здесь всё очевидно – его уход, на первый взгляд, обусловлен проигрышем в борьбе за власть – это было бы чрезмерным упрощением ситуации.

Необходимо заметить, что ранее некоторые западные эксперты явно преувеличивали степень соперничества между ним и остальными членами «правящего триумвирата». По сути, оно главным образом казалось лишь борьбы за потоки ресурсов, но на власть самого Абдельазиза Бутефлики он не покушался. Более того: «Тауфик» («Счастливчик», как принято было его негласно называть в Алжире) был целиком и полностью лоялен общим интересам влиятельной правящей надклановой группы алжирских турок.

Кто именно отправил Медьена в отставку?

Ранее в алжирских СМИ лишь кратко указывалось, что президент  и министр обороны Абдельазиз Бутефлика «подписал документы об отставке корпусного генерала Мухаммеда Медьена как имеющего право на пенсию и достигшего предельного пенсионного возраста в соответствии со статьями 77 (пункты 1 и 8) и 78 (пункт 2) Конституции».

Исходя из этой довольно туманной формулировки, представляется не до конца ясным, было ли это решение главы государства или самого бывшего шефа DRS, подавшего соответствующий рапорт.

Примечательно, что сам Медьен также хранит по этому поводу молчание. Впрочем, это традиционная для него манера поведения, за что ранее он получил у своих западных коллег прозвище «Молчун».

Одной из версий относительно столь «резких» действий против Медьена именно сейчас служит возможное решение Саида Бутефлики, влиятельного брата действующего президента. Окружение последнего не уверено в том, что глава государства по состоянию здоровья доработает на своем посту нынешний срок. Соответственно, при таком раскладе представители определенных алжирских кланов наносят по своим возможным конкурентам упреждающие удары.

При этом необходимо отметить, что у него не было и «органической» вражды и с военными, поскольку структура DRS, как и сам Медьен были исторически и «органически» связаны с Министерством обороны. И, несмотря на явно не самые дружеские отношения с тем же начштаба алжирских вооруженных сил Ахмедом Гаидом Салахом, непримиримой бескомпромиссной борьбы между ними также не отмечалось.

Версия о промахах в работе и состоянии здоровья

Впрочем, нельзя исключать, что свою роль в его отставке сыграли и допущенные им просчеты. Так, в последние годы к самому Медьену все чаще возникали вопросы относительно «сбоев» в работе подчиненной ему структуры.

Среди них произошедшие ранее нападения на Общевойсковую академию в Шершеле, атаки боевиков организации Mujao на юге страны и особенно захват газоперерабатывающего объекта боевиками М.Бельмохтара в Ин-Аменасе. И всё это увенчали последние успешные вылазки джихадистов в районе Батны, в Кабилии и в прилегающих к Блиде районах.

Нельзя исключать, что некоторые из подобных «промахов» могли быть вызваны ухудшением работоспособности Медьена, вызванной ухудшением состояния здоровья. Во всяком случае, данные из иностранных источников об этом ранее уже появлялись.

Необходимо напомнить, что генерал Медьен достиг солидного возраста – 75 лет. И хотя он младше президента страны и в отличие от него, не передвигается в инвалидном кресле, важность занимаемой им позиции для страны вызывала насущную необходимость сохранять во главе DRS полностью дееспособное руководство.

Не случайно, что Медьен заблаговременно вызвал из отставки Атмана Тартага, одного из своих самых доверенных людей, который сейчас пришел ему на смену. Соответственно, произошедшее может быть свидетельством временного внутриалжирского компромисса.

«Тауфик» и внутренняя политика

Кроме того, недовольство Медьеном наблюдалось и по причине того, что он в последние годы пытался оказывать влияние на политические процессы в стране и якобы начал выстраивать «параллельные» отношения с рядом влиятельных оппозиционеров. Это могло послужить явным признаком нелояльности интересам вполне определенных правящих кланов.

Не случайно, что среди партийных лидеров страны известие относительно его отставки вызвало неоднозначную реакцию. В то время как одни называли его «убийцей Республики», намекая на его возможную причастность к устранению в 1992 г. тогдашнего президента Будиафа, «палачом прав человека» и выразили робкий оптимизм по поводу грядущих в связи с этим дальнейших изменений в жизни страны, другие, напротив, расценили это свидетельством движения Алжира к «пропасти».

Представители последней группы называют его «спасителем страны», напоминая, что Медьен в 1990-е гг. выполнил пусть «самую грязную и неблагодарную, но и самую трудную работу по борьбе с настоящими алжирскими врагами».

В любом случае, у него со многими алжирскими политиками явно были стабильные связи.

Иностранный фактор

Особую роль в  увольнении Медьена могли сыграть и его непростые отношения с американскими и французскими коллегами. В частности, ранее «сайт утечек» «Викиликс» опубликовал ряд документов, принадлежащих ЦРУ, в которых Медьен был выставлен далеко не с самой лучшей стороны.

Так, согласно служебной записке от 6 декабря 2006 г., тогдашний шеф DRS был охарактеризован как «человек, с которым очень трудно работать». В частности, Вашингтон был недоволен тем, что якобы именно Медьен тормозил взаимное сотрудничество в регионе с АФРИКОМ и отказывался предоставлять необходимую ему информацию для работы.

Тоже самое наблюдалось и по работе на германском, российском и французском направлениях. В частности, Медьен якобы не позволял своим агентам обмениваться с США полученной информацией в конкретных сферах.

Делалось это по причине его традиционного параноидального недоверия к любым иностранным, особенно западным коллегам. Чтобы скрыть это, по данным американских источников, он прибегал к разного рода бюрократическим уловкам.

В результате, по оценке ЦРУ, «В отличие от реализации наших программ с другими странами, алжирские военные спецслужбы стирают все следы двустороннего взаимодействия с нами».

В любом случае, в США такое поведение было истолковано как «недружественное».

Не исключено, что соответствующий информационный «слив» для «Викиликс» Вашингтон осуществил сознательно. В частности, на остальных членов «правящего триумвирата» соответствующим образом должно было повлиять появление «конфиденциальной» информации относительно заинтересованности уже бывшего шефа DRS в «дальнейшем укреплении собственной позиции в структуре алжирской власти». Согласно данным утечкам, сам Медьен якобы вынашивал эти планы, намереваясь их реализовать через спекуляции относительно «чрезмерной привязки остальных алжирских лидеров к США».

Кроме того, «утечки» из американских и французских источников создавали Медьену образ «кровожадного монстра-параноика», последовательно устранявшего за время своего главенства в DRS всех тех, кто мог помешать его дальнейшему карьерному росту и имел на него компромат.

В первую очередь это касалось прежних руководителей спецслужб страны и вообще людей, имевших в них серьезное влияние. Это Абдельхафид Буссуф, Касди Мербах, Лакехаль Айят и Мохаммед Бетшин.

Все это способствовало росту недоверия к нему со стороны других членов «триумвирата».

Вместе с тем, в характеристике Мухаммеда Медьена со стороны Вашингтона имеются и более положительные характеристики. Так, в докладных записках ЦРУ, ставших достоянием сайта «Викиликс», он указывался как «Живой и тонкий человек, авторитетный среди народа генерал, известный своим участием в борьбе за его освобождение от французской власти. Это очень хороший и уважаемый аналитик, поведение которого во многом копируют его подчиненные до генералов включительно. Все умолкают, когда он говорит и все смеются, когда смеется он».

Однако это не меняет в целом негативных оценок по отношению к нему со стороны американского разведсообщества. Впрочем, открыто указанные представителями ЦРУ характеристики относительно его способностей и авторитета среди работников возглавляемого им ведомства могли лишь дополнительно сподвигнуть Бутефлику и Гаида Салаха к принятию против него «превентивных» мер.

Борьба за контроль над ресурсопотоками

Ясно, что причин и поводов для отправления «Тауфика» на пенсию было предостаточно и произошло это во многом потому, что ему не удалось не допустить объединения против себя представителей окружения Абдельазиза Бутефлики и Ахмеда Гаида Салаха.

Однако все вышеуказанные причины его отставки необходимо рассматривать в комплексе, в связке с происходящими вокруг страны событиями. В первую очередь – это обострение борьбы за контроль над заметно сузившимися потоками поступлений от реализации на внешних рынках энергоресурсов.

Понимание данного процесса дает основания с высокой долей вероятности предположить, что уже в обозримой перспективе лишенные «естественного» противовеса оставшиеся члены «дуумвирата» продолжат борьбу за власть, чреватую в целом для устойчивости правящего в стране режима.

62.83MB | MySQL:102 | 0,506sec