На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке, Йемене, Афганистане и Ливии продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных группировок. В Турции боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана продолжают регулярно нападать на военных и полицию. Сложной остается обстановка в Южном Судане, Ливане, на Синайском полуострове в Египте и на северо-западе Пакистана. В Саудовской Аравии в результате давки среди паломников погибли 769 и пострадали 934 человека, главным образом граждане Ирана и Марокко.
В Сирии продолжаются боевые действия между проправительственными силами и вооруженными формированиями противников президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска и Алеппо на севере страны. Тем временем командование сирийской армии и отрядов ливанской «Хизбаллы» продлили на шесть месяцев перемирие с исламистскими боевиками в городе Забадани к северо-западу от Дамаска на границе с Ливаном. Одновременно перемирие продлено на этот же срок между правительственными силами и исламистскими боевиками в шиитских городках Эль-Фуа и Кефрая в северо-западной провинции Идлиб. Стороны согласились произвести обмен пленными, эвакуировать до 10 тыс. мирных жителей из Эль-Фуа и Кефрая и вывести до 1,5 тыс. боевиков из Забадани, которые направятся на север Сирии или в Турцию. На втором этапе власти САР должны освободить 500 задержанных ими оппозиционеров.
США не считают террористической организацией «Отряды народной самообороны» — вооруженное крыло сирийской курдской Партии демократического союза. Более того, в Вашингтоне собираются «продолжать работать» с этими формированиями, противостоящими «Исламскому государству» (ИГ). Американские военные признали, что сирийские повстанцы, подготовленные и оснащенные США, отдавали оружие, боеприпасы и оснащение боевикам группировки «Джабхат ан-нусра», связанной с «Аль-Каидой».
27 сентября французские ВВС впервые подвергли бомбардировке позиции боевиков ИГ на территории Сирии.
Для сирийского кризиса не существует иного решения, кроме как усиливать государственные институты САР и оказывать им помощь в борьбе с терроризмом. Об этом 25 сентября заявил президент России В.В. Путин. По его мнению, любые действия, «нацеленные на уничтожение легитимного правительства создадут такую же ситуацию, которую вы можете наблюдать сейчас в других странах региона или в других регионах, например, в Ливии, где все государственные институты разрушены». «Мы видим похожую ситуацию в Ираке». При этом Путин указал на необходимость призывать власти Сирии «к положительному диалогу с рациональной оппозицией» и к проведению реформ. Президент России вновь подчеркнул, что «только сирийский народ в праве решать, кто и как должен управлять» этой страной.
Глава МИД России С. Лавров считает, что США стали более восприимчивы к позиции Москвы по Сирии, «к тем аргументам, которые мы уже несколько лет используем в работе».
Москва и Тегеран не создавали собственную коалицию, чтобы бороться с террористами в Сирии, заявил 23 сентября президент Ирана Х. Роухани. Одновременно Роухани отметил, что он всячески поддерживает действия России, активно помогающей режиму Б. Асада.
Как пояснил госсекретарь США Дж. Керри, и Москва, и Вашингтон согласны с тем, что Сирия должна продолжать оставаться единым государством, что необходимо нанести поражение ИГ, а также обуздать поток иностранных боевиков, направляющихся на Ближний Восток. Однако, «большое противоречие» между Россией и США заключается в вопросе о поддержке Асада. По мнению Керри, военная поддержка Россией Асада может повысить риск конфронтации с силами коалиции, воюющими с ИГ в Сирии. США хотели бы сотрудничать с РФ в Сирии, в том числе в борьбе с ИГ, но пока не уверены, что им это удастся. Об этом 24 сентября заявил глава Пентагона Э. Картер, Он подчеркнул, что, по мнению США, взаимодействие с РФ в Сирии окажется продуктивным только в том случае, если будет преследовать одновременно две цели: «разгром ИГ и политическую передачу власти» в Дамаске, причем «работа по этим двум направлениям должна идти параллельно».
Канцлер Германии А. Меркель заявила 23 сентября, что в переговорах о разрешении конфликта в Сирии должен принимать участие и Асад. Президент Франции Ф. Олланд сообщил 27 сентября, что Париж ведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами с целью урегулирования ситуации в Сирии. Президент Турции Р. Т. Эрдоган «не видит будущее в Сирии с Асадом», но процесс сирийского урегулирования «может происходить без Асада или что переходный процесс может продолжиться с участием Асада». Асад не должен избежать судебного преследования, даже если сможет «принять участие в переходном политическом процессе» в Сирии, заявил 28 сентября премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон.
21 сентября Россию с кратким визитом посетил премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, где провел переговоры с президентом нашей страны В.В. Путиным по ситуации в Сирии. Нетаньяху сопровождал начальник генштаба ЦАХАЛа Г. Айзенкот и другие израильские военачальники. По окончании переговоров Нетаньяху сообщил, что Израиль и Россия будут координировать свои действия в Сирии с целью «предотвратить случаи непонимания между Армией обороны Израиля и российскими войсками». По словам премьер-министра, они с В.В. Путиным «договорились о механизме предотвращения таких случаев». Нетаньяху выразил озабоченность угрозой, которую могут представлять для Израиля увеличение в регионе потока оружия и его попадание через сирийскую арену в руки боевиков ливанской «Хизбаллы». Со своей стороны, В.В. Путин заявил, что у сирийской армии сейчас нет времени на открытие второго фронта, поскольку Дамаску необходимо спасать свое государство. Кроме того, В.В.Путин подчеркнул, что Россия будет ответственно действовать на Ближнем Востоке. 21 сентября в Москве впервые состоялась встреча начальников генеральных штабов ВС России и Израиля генералов В. Герасимова и Г. Айзенкота. По информации израильских СМИ, при штабе ВВС Израиля создан координационный центр для обеспечения взаимодействия с группировкой ВВС России, действующей в Сирии. Задачей центра является предотвращение случайных инцидентов, столкновений и конфликтов между авиацией двух стран в приграничном пространстве.
Власти Ирака объявили 26 сентября, что сотрудничают с Россией в сфере безопасности и разведки в целях борьбы с ИГ. Аналогичное сотрудничество поддерживается также с Ираном и Сирией. По сообщению командования иракских вооруженных сил, решение о сотрудничестве с РФ было принято в связи «с озабоченностью России присутствием тысяч россиян в рядах ИГ». Ранее в российских СМИ появилась информация о том, что РФ, Сирия, Иран и Ирак договорились о создании в Багдаде информационного центра для координации борьбы с ИГ. «Основными функциями этой структуры будет сбор, обработка, обобщение и анализ текущей информации об обстановке в ближневосточном регионе в контексте борьбы с ИГ, распределение ее по предназначению и оперативная передача генеральным штабам указанных стран».
Президент России В.В. Путин в интервью американскому журналисту Ч. Роузу заявил, что он лично сообщил главам Турции, Иордании и Саудовской Аравии о намерении создать координационную структуру для борьбы с «Исламским государством», США тоже проинформированы об этом.
23 сентября в Москве прошли переговоры президентов России и Турции В.В. Путина и Р. Т. Эрдогана, который приехал в Москву для участия в открытии Соборной мечети. Два руководителя отметили хорошее состояние российско-турецких отношений «по всем линиям». На переговорах В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган обсудили кризис в Сирии. В этой связи отмечается, что «расхождения по его урегулированию остаются, но есть понимание, что идет тенденция к ухудшению».
На минувшей неделе на востоке Турции боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) продолжали совершать вооруженные нападения и теракты против военнослужащих турецкой армии и полицейских. ВВС Турции нанесли несколько ударов по базам РПК на территории Северного Ирака.
В Йемене на прошедшей неделе наиболее ожесточенные бои сил шиитских мятежников-хоуситов и союзных им воинских частей, лояльных бывшему президенту страны А.А. Салеху, с войсками, поддерживающими президента Йемена А.М. Хади, и силами арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией велись в провинции Мариб к востоку от столицы страны Саны. Авиация коалиции продолжала наносить удары по различным районам Йемена. 22 сентября впервые за полгода президент А.М. Хади вернулся на родину, прибыв в Аден. Сообщается, что его пребывание в Йемене продлится всего несколько дней.
Командование вооруженных сил Египта 23 сентября объявило об успешном завершении первой фазы операции «Право мученика» на Синайском полуострове против действующих там вооруженных экстремистских и террористических группировок. Операция началась 7 сентября и проводится совместными силами армии и МВД в районе городов Рафах, Шейх-Зувейд и Эль-Ариш, а также в некоторых районах в центральной части Синая. Сообщается о ликвидации 535 боевиков и задержании свыше 600 подозреваемых в терроризме. Кроме того, разрушены сотни укрытий, баз и оружейных складов террористов. Вместе с тем, несмотря на понесенные потери, экстремисты и террористы продолжают совершать теракты и вооруженные нападения.
Президенты Египта и Франции А.Ф. ас-Сиси и Ф. Олланд достигли принципиальной предварительной договоренности относительно условий приобретения АРЕ двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которые предназначались для России.
В Афганистане в заявлении от имени нового лидера талибов А. Мансура говорится, что это движение не прекратит войну с властями страны до тех пор, пока иностранные солдаты не покинут афганскую территорию и кабульское правительство не «разорвет все военные договоры с захватчиками». Ранее А. Мансур обратился с аудиообращением ко всем талибам, в котором призвал не успокаиваться, пока «весь Афганистан не перейдет под исламское правление».
Тем временем в докладе ООН говорится, что местное крыло «Исламского государства», представленное боевиками, прибывшими из Ирака и Сирии, ведет работу по рекрутированию новых сторонников в 25 из 34 афганских провинций. При этом «количество групп и лиц, которые открыто заявляют о своей лояльности и симпатии к ИГИЛ, продолжает расти». МВД страны назвало эту информацию «не соответствующей действительности».
Отношения между США и Ираном несколько улучшились, однако их нормализация потребует много времени и усилий, заявил 25 сентября президент ИРИ Х. Роухани. Во время встречи с руководителями американских предприятий и фирм в Нью-Йорке, состоявшейся 26 сентября, иранский лидер объявил, что после отмены санкций в отношении Тегерана компании из США смогут вкладывать инвестиции в экономику ИРИ. Причем сотрудничество в экономической области поможет «навести мосты» в отношениях между Тегераном и Вашингтоном. По словам Роухани «полная реализация ядерной сделки является большим испытанием для восстановления доверия Ирана к США». Санкции в отношении ИРИ должны быть полностью сняты и только «тогда иранский народ сможет почувствовать результат переговоров», а две страны «смогут продолжить переговоры по остальным вопросам, включая и урегулирование в Сирии», считает президент Ирана. Вместе с тем, между ИРИ и США «существуют большие противоречия и враждебность по отношению друг к другу. Иранцы не одобряют политику правительства США в отношении нашей страны и региона в целом. Надо быть реалистичными, учитывать взаимные интересы и смотреть в будущее», — подчеркнул Роухани.
Приложение
О состоянии вооруженных сил Афганистана
Продолжающееся вооруженное противостояние с силами оппозиции, прежде всего, радикальным исламистским Движением «Талибан», перманентно нестабильная обстановка в стране в целом обусловливают пристальное внимание руководства Афганистана к вопросам повышения эффективности и боеспособности национальных силовых структур, основу которых составляют вооруженные силы (Афганская национальная армия, АНА).
В настоящее время АНА (178 тыс. человек) состоит из Командования сухопутных войск, ВВС (Национального воздушного корпуса), Сил специальных операций (ССО) и различных вспомогательных формирований. Верховным главнокомандующим ВС является президент Афганистана, который руководит ими через Министерство обороны и генеральный штаб.
Основу АНА составляют силы Командования сухопутных войск (130 тыс. чел.). Его боевой состав представлен штабами семи армейских корпусов (АК, выполняющих одновременно функции регионального командования), 111-й («Кабульской») дивизией и частями обеспечения. В военно-оперативном отношении территория Афганистана разделена на семь зон ответственности АК и зону Кабула. В зону ответственности корпуса, как правило, входит несколько провинций. Корпус включает в себя три-четыре общевойсковые бригады, батальон быстрого реагирования, батальон спецназа, приданный из состава ССО и вертолетный отряд, приданный из ВВС. Основной тактической единицей АНА является пехотный батальон (до 600 человек). Батальоны входят в состав легко-пехотных бригад (до 3 тыс. человек).
На вооружении сухопутных войск состоят танки Т-62 и Т-55, до 1000 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО, боевые бронированные машины (бронетранспортеры М-113 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2, бронированные автомобили «Хамви»). Средства ПВО представлены небольшим количеством ЗСУ-23-4 «Шилка», установками ЗУ-23-2 и зенитными пулемётами. Точное количество вооружения неизвестно. Большая часть гусеничной техники крайне изношена, а ее боевое применение весьма проблематично. По оценкам экспертов, АНА не хватает артиллерии и бронетехники, современных средств связи, инженерной техники.
На вооружении ВВС (6 тыс. человек) имеется свыше 30 военно-транспортных (С-130, Ан-32, Ан-26) самолетов, около 50 многоцелевых вертолетов Ми-17, 6 боевых вертолетов Ми-35. Боевые самолеты на вооружении не состоят. Существуют планы к 2016 г. довести численность ВВС до 8 тыс. человек, а количество летательных аппаратов – до 200 машин. В целом «ВВС Афганистана в настоящее время, по большей мере, представляют собой обеспечивающий элемент». Тем не менее, авиация принимает самое активное участие в боевых операциях против талибов.
Командование ССО («дивизия специальных операций») насчитывает примерно 12 тыс. человек. Организационно оно состоит из бригады сил специальных операций, бригады и семи отдельных батальонов «коммандос», авиакрыла (вертолеты Ми-8, разведывательные БПЛА) и учебного центра. В стадии формирования находится батальон психологических операций.
Комплектование АНА происходит за счет добровольцев – преимущественно лиц мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет, которые заключают контракт с министерством обороны сроком на четыре года. Конституция Афганистана и закон о партиях запрещают политическим партиям и объединениям иметь собственные вооруженные формирования, а члены партий не имеют права занимать командные посты в армии, МВД и службах безопасности.
Войска испытывают хроническую нехватку как личного состава, особенно офицеров и квалифицированных кадров различного профиля. Многие соединения и части имеют значительный некомплект личного состава. Уровень отсева новобранцев достигает 25 процентов. Значительное число солдат имеет слабую физическую подготовку. В армии служит большое число малограмотных и неграмотных солдат. Дестабилизирующим фактором является многонациональность армии. При этом «около половины личного состава в целом и большая часть офицеров и сержантов в частности являются пуштунами, т.е. той народностью, из представителей которой, по большей мере, состоит движение «Талибан»». В войсках имеют место трения между военнослужащими на почве этнической и религиозной принадлежности. Характерным явлением остается дезертирство, особенно рядовых и сержантов. Существует и проблема «мертвых душ», связанная с сокрытием фактов дезертирства или внесением в списки личного состава частей вымышленных лиц с целью получения дополнительного довольствия. Командование регулярно проводит чистки в армии от лиц заподозренных в нелояльности нынешней власти. Широкое распространение в армии получила коррупция. Негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих оказывают высокие боевые потери. Так, за первое полугодие 2015 г. АНА и силы МВД потеряли убитыми 4,1 тыс. человек, а ранеными – 7,8 тыс. человек. Крайне негативно на настроении личного состава афганской армии сказались атаки экстремистов 2015 г. в Бадахшане, Кундузе и Вардаке, сопровождавшиеся большими потерями. Вместе с тем, по оценке экспертов, «лояльность военнослужащих современной афганской армии правящему режиму значительно выше, чем это было в начале 1990-х годов». «Причин тому две: контрактная система комплектования, при которой военнослужащий сам выбирает себе такую профессию и получает за это хорошие для Афганистана деньги, а также то, что идеи умеренного исламизма, которых придерживается официальный Кабул, ближе народу, чем социалистические идей Народно-демократической партии Афганистана».
Обучение афганских военнослужащих осуществляется по стандартам НАТО. В Афганистане с 1 января 2015 г. действует миссия «Решительная поддержка». В ней участвуют 12,8 тыс. инструкторов и советников из 28 стран НАТО и 14 государств-партнеров, в том числе 10,8 тыс. американцев. Главная задача миссии – оказание помощи в обучении и повышении уровня боеспособности АНА и сил безопасности. Срок миссии – два года, при необходимости ее мандат может быть продлен.
Процесс обучения военнослужащих, особенно солдат и сержантов, организован во многих случаях на низком качественном уровне. В войсках и военно-учебных заведениях не хватает инструкторов и преподавателей. Учебно-материальная база подготовки войск и военных кадров далеко не всегда отвечает современным требованиям. Проведение мероприятий по боевой подготовке войск затрудняется и тем, что войска очень часто привлекаются к боевым операциям против сил вооруженной оппозиции и различным мероприятиям по обеспечению безопасности. В лучшую сторону выделяется подготовка и оснащение подразделений ССО. В стране имеется лишь одно военно-учебное заведение, готовящее младших офицеров. Поэтому до 90 процентов офицеров АНА окончили лишь краткосрочные офицерские курсы при Кабульском учебном центре. Низким остается уровень подготовки лётного и технического состава ВВС. Принято решение создать Национальный университет обороны. В него должны войти два учебных заведения, готовящих младших офицеров с полным курсом обучения (Национальная военная академия и Национальная офицерская академия), и одно – для подготовки профессиональных сержантов (Национальная сержантская академия). Часть афганских офицеров готовится за рубежом, в основном в странах Запада.
Значительная часть вооружения и военной техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей. В целом вооружение АНА требуют продления эксплуатационного ресурса, глубокой модернизации или замены на новые, более современные образцы. Плохо обстоит дело с ремонтом техники. На низком уровне находится тыл, медицинское и продовольственное обеспечение. Дефицит вооружения и снаряжения сдерживает создание боеспособных соединений и частей. В то же время у правительства нет масштабных планов перевооружения армии и необходимых для этого средств. Афганистан в вопросах технического оснащения армии находится в полной зависимости от поставок вооружения и военной техники из-за рубежа. Причем иностранные партнеры не готовы предоставлять АНА некоторые виды оружия, которое, по их мнению, афганцы не смогут эффективно использовать или же существует риск захвата их экстремистами.
Планирование и руководство боевыми операциями, особенно крупными, во многих случаях занимаются офицеры из стран НАТО. Зарубежные военные специалисты отмечают некоторый прогресс в деле повышения боеспособности афганской армии, но считают его «очень медленным». В целом же боевые операции против талибов идут с переменным успехом.
Таким образом, на сегодняшний день ВС Афганистана по своему состоянию (численности личного состава, качеству его подготовки, наличию необходимого вооружения и военной техники, морально-психологическому состоянию солдат и офицеров, а также ряду других параметров) не отвечают в полной мере стоящим перед ними задачам. И такая ситуация сохранится на ближайшую перспективу.