Иран и трагедия в Саудовской Аравии

Отмеченный несколько дней назад мусульманский праздник жертвоприношения — Ид аль-Адха, вновь оказался сопряженным с человеческими жертвами. Как известно, он отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, когда проходит  хадж – обряд паломничества в Мекку. В этом году он собрал  2 миллиона пилигримов со всего мира. Хадж связан с рядом ритуальных действий, восходящих к доисламским временам: паломники обходят Каабу,  затем стоят у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана — Иблиса, внемлют проповедям,  пьют воду из священного колодца Земзем и конце делают жертвоприношения, демонстрируя готовность служить Всевышнему.

Считается, что наиболее опасной частью хаджа является церемония в районе моста Джамра, около которого совершается побивание камнями дьявола (рами аль-джамарат). Иногда там возникает давка, в ходе которой гибнут люди. По канонам, сложившимся в течении веков, паломники должны бросить по семь камней в символизирующие дьявола столбы. На этот раз, 24 сентября,  в результате давки и толчеи, по первоначальным данным, погибли 717 паломников, более 800 человек пострадали. Среди погибших в трагедии отказались граждане Ирана, Египта, Индии и Турции. В последовавшие за катастрофой дни цифры жертв постоянно менялись, и окончательной ясности до сих пор нет. Мировые СМИ переполнены информацией об этой трагедии, а в Твиттере появились даже снимки, показывающие, как бульдозеры сгребают в кучу тела погибших.

В первых иранских сообщениях о трагедии фигурировало имя и посла ИРИ в Ливане Газанфара Рокнабади, числившегося в списке пропавших без вести. Само число жертв трагедии в них варьировалось в первые часы от 2000 до 3500 человек. В официальной иранской реакции на произошедшее  Верховный лидер ИРИ аятолла  Али Хаменеи обвинил в трагедии саудовские власти, заявив, что они оказались неспособны обеспечить безопасность паломников. Глава исполнительной власти — президент  Хасан Роухани  распорядился создать специальную группу, задачей которой будет  информирование населения страны о ходе расследования трагедии, решение вопросов оказания помощи, реализация вывоза в Иран раненых и тел погибших.  По последним иранским данным, которые озвучил руководитель иранского Управления по вопросам хаджа Саид Охади, в инциденте  погиб 131 иранец, еще 60 граждан Ирана получили ранения. По другим данным, на которые чаще всего ссылаются иранские СМИ, погибли 150 иранских паломников.

Религиозно-политическая элита Ирана использовала эту человеческую трагедию для новых нападок на саудовское руководство.  Нельзя без содрогания смотреть на кадры, запечатлевшие тысячи оставшихся в живых иранских паломников, которых их руководители собрали на одном месте и вручив перепуганным до смерти людям иранские флаги, заставили их исступленно скандировать традиционные в таких случаях лозунги «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!».

Многие иранские политики уже поспешили озвучить свою реакцию на это печальное событие.  Член парламентской Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Мансур Хакикатпур заявил, что это – показатель неспособности властей королевства организовать хадж.   Другой парламентарий —  Хоссейн-Али Хаджи – назвал ответственными за эту трагедию США и Израиль и сделал вот какое заявление: «Нельзя игнорировать тот факт, что в массовом убийстве иранских паломников видны следы мирового угнетения и сионизма».  По его мнению, если во время хаджа исступленные паломники доходят до такого экстаза, что начинают затаптывать друг друга, и при этом погибают иранцы, нет другого адресата этих скорбных дел, кроме как самодовольная и сытая Америка и сионистское образование, которое давно должно быть уничтожено. Еще дальше зашел в своих утверждениях пятничный имам соборной мечети Исфахана аятолла Моджтаба Мир-Дамади, который в своей проповеди заявляет, что эти дьявольские деяния сближают между собой «шайтанских» саудитов и евреев.  Обратим внимание: исламский священнослужитель в религиозном звании аятоллы ставит на одну доску королевскую династию страны – хранителя главных святынь мест ислама  — и «неверных» евреев.  С таким же успехом евреев и Израиль можно обвинить и в любом стихийном бедствии вроде цунами в Тихом океане или опустошительных эпидемиях в Африке.

Как видим, больше всего в последней пропагандистской кампании досталось Израилю и Саудовской Аравии. С Израилем все понятно – именно он повинен во всех бедах  и напастях, случающихся в Исламской Республике за последние 36 с половиной лет, будучи показательным «мальчиком» для битья. Что касается Саудовской Аравии, то здесь тоже все традиционно, и все заявления последних дней полностью соответствуют тем, которые делались и десять, и двадцать, и даже тридцать лет тому назад. Антисаудовскую кампанию инициировал аятолла Хомейни задолго до победы в стране исламской революции 1979 г., и с тех пор она не прекращается, теряя временами свою интенсивность в угоду тактическим установкам правящего в Иране режима. Основатель исламского режима в Иране  аятолла Хомейни не уставал доказывать, что провозглашенная им республика воплощает в себе центр мирового ислама. Но как же тогда быть с правом саудовского монарха быть хранителем священных мест ислама? И тогда иранцы создали ряд альтернативных уже существовавшим под саудовским патронажем международным исламским структурам, положив начало глубинным идеологическим противоречиям  между двумя странами.

Другим  фактором раздора стала антизападная составляющая иранского внешнеполитического курса, в которой Саудовская Аравия, достигшая уже к периоду победы исламской революция в Иране достаточно высокого уровня отношений с США, подходила только на роль регионального недруга. В традициях иранской политической культуры первых послереволюционных лет, Иран  начал открыто выдвигать лозунги свержения правящей в Саудовской Аравии королевской династии. Использовав для подрыва стабильности в королевстве общину местных шиитов, Иран сумел всерьез поколебать основы власти: шииты подняли восстание, захватили на время даже главную мусульманскую святыню в Мекке. Тогда же, в начале 1980-х гг., иранцы почти ежегодно провоцировали беспорядки во время паломничества мусульман в Мекку и Медину. Они считали, что хадж является удобным поводом для пропаганды идей экспорта исламской революции, учения имама Хомейни. Вдобавок к этому, силами иранских паломников решили устраивать многолюдные демонстрации и шествия, лозунги которых имели как антисаудовскую, так и антизападную направленность. Росло число иранских паломников, достигнув к 1982 г. 180 тыс. человек. Когда демонстрации иранских паломников стали мешать проведению хаджа, в королевстве пошли на уменьшение иранских квот на хадж. Это на время стабилизировало ситуацию, но когда в 1987 г. 150 тыс. иранских паломников устроили мощные манифестации, грозившие перейти в беспорядки, власти пошли на разгон демонстраций. Это стоило жизни 300 иранским паломникам, столько же было ранено и помещено в местные больницы. Для Ирана это стало поводом для нагнетания новой антисаудовской истерии, сопровождавшейся призывами «очистить Мекку от нечестивых ваххабитов». В итоге, в 1988 г. страны разорвали дипломатические отношения. Эр-Рияд существенно сократил также иранскую квоту на паломничество к святым местам ислама.

Со смертью в 1989 г. аятоллы Хомейни ушла в историю эпоха оголтелого фанатизма в Иране. Пришедшие к президентской власти исламские прагматики – вначале Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, а затем –Сейед Мохаммад Хатами поняли, что у двух стран больше объединяющего, чем конфликтогенного. В Тегеране на время смирились с тем,  что шиитам вряд ли стать лидером всех мусульман. Приход к власти в Иране в 2005 г. президента-неоконсерватора Махмуда Ахмадинежада ознаменовался поначалу интенсификацией контактов с саудовским королевством, поиском путей взаимопонимания в региональных проблемах, вопросах единства исламского мира. Состоявшийся в 2006 г. первый официальный визит М.Ахмадинежада в Саудовскую Аравию способствовал дальнейшему восстановлению доверия между двумя ведущими государствами исламского мира, показал их взаимную обеспокоенность по поводу проявлений суннитско-шиитской розни.

Однако в последние годы все четче проявляются новые чувствительные узлы в ирано-саудовских отношения. В Эр-Рияде возрастает обеспокоенность масштабными военными приготовлениями Тегерана, реализацией его ядерной программы, в которой для Саудовской Аравии несомненен военный компонент, то есть становящаяся все более явной возможность выхода северного соседа на обладание атомным оружием.  Власти королевства расценивают это как фактор подрыва сложившегося статус-кво, ослабление позиций королевства в мировом исламском сообществе. Но наиболее конфликтогенным фактором в ирано-саудовском диалоге является их все более отличающийся подход к арабо-израильскому урегулированию. Точка зрения Ирана предельно ясна: Израилю нет места в современном мире. Позиция же Саудовской Аравии в этом вопросе в последние полтора десятилетия прошли изрядную эволюцию, она превратилась в инициатора мирного диалога, по возможности учитывающего интересы всех сторон конфликта. Это и стало причиной наметившегося в конце 2008 г. резкого противостояния двух стран, принявшего в Тегеране форму грубых антисаудовских провокаций и демонстраций. Известный в Иране клерикальный деятель – аятолла Макарем-Ширази – выпустил даже  фетву, которая предупреждает об опасности уничтожения шиитов, исходящей от суннитов-фундаменталистов.

В эти дни конфронтация между двумя странами усугубляется оппозицией королевства по отношению к достигнутому ядерному соглашению между Ираном и шестью мировыми державами, разными подходами к решению сирийского кризиса, вмешательством во внутрийеменский конфликт. Поэтому нынешний этап ирано-саудовского противостояния  обнажает не только застарелые стереотипы вражды  главных направлений ислама, но и разные подходы к политической реальности, которые разделяют лидеры двух важных стран ближневосточного региона.  На этом фоне, любые имеющие место в Саудовской Аравии негативные инциденты, не говоря уже о таких  масштабных трагедиях, как произошедшая 24 сентября, дают иранцам повод для нападок на своего регионального конкурента.

52.22MB | MySQL:103 | 0,488sec