Региональная политика Турция и восточно-средиземноморский газ

Газовые запасы Левантийского бассейна

На нефтегазовой карте мира появляется новый регион — Восточное Средиземноморье. Площадь Левантийского бассейна — около 83 тыс. кв. км. В его пределах обособлены исключительные экономические зоны Египта, Израиля, Ливана, Сирии и Кипра. Часть их границ международными договорами не закреплена. По оценке Геологической службы США (2010 г.) ресурсы газа бассейна составляют 3,45 трлн куб. м, нефти — 267 млн т. Несмотря на внушительный размер запасов, новые месторождения непростые. Глубина моря в районах предполагаемой добычи составляет до 2 километров, а сами скважины приходится бурить на 5—6 километров ниже уровня моря. Дополнительные затраты, вероятно, будут связаны и с необходимостью охраны добычи и транспортировки газа. С другой стороны, преимущество добычи в Восточном Средиземноморье — близость к европейскому газовому рынку․

Израиль — В 2009 году в северной части шельфа страны, в 70 километрах от Хайфы, было открыто месторождение «Тамар», его запасы оцениваются в 250 млрд куб. м газа, а годом позже, в июне 2010 года, в 130 км от берега — месторождение «Левиафан». Его запасы оцениваются почти в 500 млрд куб. м газа (а также 600 млн баррелей нефти). Еще западнее, фактически на границе исключительной экономической зоны Израиля с исключительной экономической зоной Кипра, находится перспективная область Пеладжик, которая может содержать до 200 млрд куб. м газа. Кроме того, есть несколько относительно мелких месторождений. В 2011 г. открыто месторождение «Дельфин» (2 млрд куб. м), в 2012 г. — «Шимшон» (8 млрд куб. м) и «Танин» (34 млрд куб. м), в 2013 г. — «Кариш» (51 млрд куб. м). Таким образом, в сумме новые газовые запасы Израиля, очевидно, составят не менее одного триллиона кубометров.

Кипр — В 2011 году американская нефтегазовая Noble Energy компания объявила об открытии в исключительной экономической зоне Кипра месторождения «Афродита», его запасы оцениваются в 200 млрд куб. м. В конце мая 2014 г. вице-президент США Джозеф Байден заявил следующее: «Кипр готовится стать ключевым игроком, способным превратить Восточное Средиземноморье в новый глобальный источник природного газа».

ТРСК, Сирия, Ливан — Самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) занимает около трети северной части острова Кипр. Тем не менее МИД Турции уже заявил, что попытки разработки месторождений в спорных водах могут создать проблемы в отношениях со странами, чьи компании будут вести разработки. В результате большинство международных нефтяных компаний предпочли дистанцироваться от проектов в водах, которые могут рассматриваться Турцией как принадлежащие ТРСК. Ливан в 2013 г. разделил свою акваторию Средиземного моря на 10 блоков и начал подготовку к проведению тендеров. Однако по ряду внутри- и внешнеполитических причин они пока не состоялись. Сирии не до тендеров в Левантийском бассейне. Самая западная часть бассейна находится в акватории Египта[i].

Египет — В конце августа 2015 году итальянская компания Eni объявила об открытии «сверхгигантского» месторождения газа «Зор» (Zohr) в Средиземном море у берегов Египта площадью 100 квадратных километров. Это действительно крупнейшее открытие с 1967 года в акватории Средиземного моря. Потенциальные запасы месторождения могут составить 30 трлн кубических футов газа. Это 850 млрд куб. м газа, или 5,5 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Месторождение найдено в пределах блока «Шорук» (Shorouk), расположенного в 190 км от берега. Открытие подобного месторождения поможет Египту стать энергетически независимой страной и обеспечит региону стабильность, уверен гендиректор ведущей нефтегазовой компании Италии Eni Клаудио Дескальци. «Это очень важный запас на будущее»,– заявил он. В связи с этим Египет приостановит импорт голубого топлива на три–пять лет. Добыча начнется уже через 30–36 месяцев, то есть через три года, надеется Египет. Это открытие стало очередным этапом нефтегазового бума, охватившего Восточное Средиземноморье с 2008 года.  До сих пор месторождение «Левиафан» считалось крупнейшим в Средиземном море. Если подтвердятся запасы в 850 млрд кубометров, то Египет сможет добывать для своих нужд газ в течение где-то 20 лет. Так, ежегодно арабской стране необходимо 42,5 млрд кубометров газа для внутреннего потребления[ii].

Экспорт газа

Для осуществления экспорта газа месторождений Левантийского бассейна в другие регионы необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Рассматривается шесть вариантов: 1) строительство газопровода по дну моря до Греции и далее до Италии; 2) строительство газопровода по дну моря до Турции (Джейхан); 3) строительство завода СПГ на Кипре; 4) строительство завода СПГ в Израиле; 5) транспортировка газа на незагруженные заводы СПГ в Египте; 6) установка на месторождениях плавучих заводов СПГ. К ним можно добавить и седьмой вариант — строительство газопровода по дну моря до европейской части Турции с будущей подачей газа на хаб, который планируется создать после завершения строительства «Турецкого потока». Часть из обозначенных вариантов транспортировки газа являются труднореализуемыми международными проектами с большими политическими рисками[iii].

Кипр — В августе 2015 году министр энергетики Кипра Йоргос Лаккотрипис сообщил, что в ближайшие дни будет завершено исследование, касающееся строительства газопровода, предназначенного для транспортировки природного газа с Кипра в Египет. Исследование, начатое два месяца тому назад кипрской компанией Hydrocarbons и египетской EGAS, определит технико-экономическое обоснование газопровода, который планируется построить от месторождения газа «Афродита» до египетского побережья[iv]. Майкл Ли из немецкого Фонда Маршалла считает, что сценарий газопровода из месторождения «Афродита» на Кипре в Турцию не так утопичен, как кажется и был бы, в некотором отношении дешевле, чем, например, строительство 350-километрового нефтепровода Кипр-Египет, и если политический климат позволит, это может дать преимущества всем[v]. Однако Турция против экспорта газа с Кипра, до тех пор пока не будет улажен территориальный спор с Грецией. Кроме того, Турция надеется сама стать региональным центром газовой торговли благодаря планируемым газопроводам, которые будут проходить по ее территории и поставлять в Европу газ из прикаспийского региона и России[vi].

Египет — Италия может стать экспортером египетского газа: у компании будет возможность осуществлять экспорт из месторождения Zohr на Апеннины. «Этот регион мог бы возобновить экспорт СПГ, а так как он очень недалеко от Италии и Испании, чьи терминалы по импорту СПГ простаивают или загружены не полностью, то поставки, скорее всего, пойдут туда», — заявил генеральный директор Eni Клаудио Дескальци, выступая в парламенте Италии.

Кроме того, газ сможет поступать из Израиля, с Кипра и в перспективе из Ливана. Этот проект даст Европе нового поставщика газа, что соответствует намерению Евросоюза снизить зависимость от России, поставляющей в Европу около трети потребляемого там газа. Недостаток топлива вынудил Египет остановить два завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на экспорт. «Египет планировал удвоить мощности по экспорту СПГ, и он сможет сделать это, если производственный комплекс будет развиваться», — сообщил глава Eni Клаудио Дескальци в парламенте[vii].

Израиль – В ноябре 2014 году министр энергетики Израиля Сильван Шалом выступил с предложением о строительстве мощного газопровода ведущий в Европу. Он будет предназначен для снабжения газом стран ЕС и может связать израильское месторождение «Тамар» на Средиземноморском побережье с Италией, через Кипр и Грецию. Протяженность газопровода составит 1250 километров, а проходить он будет на глубине в 3 тыс. метров. Стоимость строительства оценивается в 15 млрд долларов. Предполагаемые объемы поставок газа из Ближневосточного региона составят до 10 млрд кубометров ежегодно[viii].

Добавим, что до этого Израиль предложил Турции построить газопровод через ее территорию для экспорта своего газа на мировые рынки. Мощность проекта, реализацию которого предлагает Израиль, составит 15-16 миллиардов кубических метров. Израильская сторона предложила задействовать в строительстве газопровода частный сектор обеих стран. По словам бывшего министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза этот проект является очень выгодным как для Израиля, так и для Турции, однако как известно Турция сможет пойти на это сотрудничество только в том случае, если Израиль выполнит до конца все условия Турции[ix].

Вариант постройки газопровода через Кипр и Грецию не является самым дешевым. Есть возможность существенно удешевить проект, проведя трубу через территории Египта или Турции. Для Европы будет дешевле работать с Египтом в плане поставок газа. Трубопровод из Израиля через Турцию также будет стоить дешевле, однако двусторонние отношения стран пока это исключают, так как турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган известен своей критикой Израиля.

В следствие этого, Израиль планирует построить подводный трубопровод в Египет. Консорциум, который занимается разработкой израильского газового месторождения «Тамар», намерен вложить 1.5-2 миллиарда долларов в развитие инфраструктуры, в том числе и в строительство подводного трубопровода в Египет. В планах консорциума — пробурить новые скважины и провести газопровод к терминалу в Египте, которым управляет испанская компания Union Fenosa Gas.  Консорциум готов оплатить строительство трубопровода до морской границы Египта, остальные расходы возьмет на себя компания Union Fenosa Gas[x].

Шансы Турции

Фактически, после обнаружения газовых запасов в Египте, распалась израиль-кипрская конкуренция за египетский рынок. Египет для Израиля и Кипра считался главным рынком, однако ситуация резко изменилась после обнаружения газового месторождения «Зохр». В случае если у Израиля были контракты по продаже газа с Иорданией и Палестиной, то для Кипра Египет являлся единственным потенциальным покупателем. В настоящее время, Кипр и Израиль должны серьезно  задуматься о направлении газа в Европу. Уже обсуждались варианты по этому поводу. Израиль, возможно и Кипр, желают построить трубопровод в Европу, однако для реализации этого проекта существует ряд препятствий.

Во первых, это очень дорогостоящий проект и пока не ясно согласна ли Европа сделать такие инвестиции  учитывая пока что  не так уж огромные запасы региона. Во-вторых, трубопровод будет проходить через сейсмическо опасную зону, что создает дополнительные риски для осуществления проекта. В третьих, трубопровод будет проходить через Кипр в Грецию и в этом случае Турция, чтобы вынудить Израиля и Кипра направить свои газовые ресурсы через свои территории в Европу, может всеми способами воспрепятствовать этому, используя конфликтные вопросы ТРСК и Эгейских островов.

Что касается  сжижения газа и ее доставки таким образом в Европу, то и Кипр и Израиль пока что не имеют терминалов для сжижения газа, а строительство таких терминалов очень дорого стоит и скорее всего будет нерентабельно. Меж тем, у Египта нет такой проблемы. Уже известно, что Кипр завершил исследования по проведению подводного газопровода до Египта, целью которого являлась продажа кипрского газа Египту. Однако, можно предположить, что теперь главной целью этого газопровода будет экспорт кипрского газа в Европу через Египет.

Этим проектом может заинтересоваться и присоединиться также Израиль, который сейчас ищет новые пути для экспорта своего газа в Европу. В принципе, это находится в пределах разумного, несмотря на то, что уже существует наземный Синайский газопровод, по которому Израиль уже не раз продавал газ Египту и который десятки раз был подорван исламистами. Тем более, что эти террористические акты участились после отставки экс-президента Египта Мухаммеда Мурси.

В случае осуществления проекта газопровода Кипр-Египет, Израиль должен будет присоединиться к проекту с целью приобретения репутации надежного поставщика газа в регионе. В такой ситуации, по всей вероятности, Турция и Египет станут конкурентами по транзиту восточносредиземноморского газа в Европу.

Можно предположить, что в принципе газовые запасы в восточной части Средиземного моря могут стать отличной возможностью для Турции направить эти ресурсы через свои территории в Европу. Это будет способствовать становлению Турции в качестве газового коридора, обеспечив страну существенными доходам и, значительно повысив ее авторитет и за пределами региона. Турция превратится в страну от которой будут зависеть как страны, которые имеют энергетические ресурсы, так и страны, которым нужны эти ресурсы, в частности входящие в Евросоюз, и это обстоятельство может  способствовать членству Турции в Евросоюзе. Кроме того, для Турции увеличится количество поставщиков газа и она сможет уменьшить свою зависимость от трех основных поставщиков газа  (Россия, Иран и Азербайджан). Это в основном касается России и Ирана, так как цена газа из этих стран намного превышает цену азербайджанского газа.

На данный момент уже строится Трансанатолийский газопровод  (TANAP) по которому (также по Баку-Тбилиси-Эрзурум и Трансадриатическим (TAP) газопроводам) азербайджанский газ будет доставлен в Европу. Теоретически, по этому газопроводу в Европу может быть доставлен также газ из Туркмении, Ирана, Ирака и Катара (и других арабских стран). Сейчас ведутся переговоры о доставке российского газа в Европу по газопроводу «Турецкий поток». Теперь Турция должна будет бороться за доставку восточносредиземноморского газа в Европу через свои территории. Если газ всех вышеперечисленных стран будет доставлен в Европу через территории Турции, то она станет возможно самым большим газовым коридором в мире, так как газ около 10 стран будет направлен в Европу через одну страну (не забывая в перспективе доведения Панарабского газопровода до Турции, строительство которого остановилась в Сирии).

Однако надо заметить что для Турции будет очень сложно преуспеть в вопросе транзита восточносредиземноморского газа через свои территории не только из-за исторических проблем, но также из-за внешней политики, которую ведет турецкое правительство. Известно, что Турция десятилетиями имеет конфликты с Грецией (острова Эгейского моря, природные запасы континентального шельфа, воздушое пространство, морские границы, Кипр) и Кипром (ТРСК, энергетические и другие конфликты). Кроме этого, за последние годы Турции «удалось» ухудшить отношения с Израилем (инцидент в Давосе, «Мави Мармара», “кризис низкого кресла”, Сектор Газа) и с Египтом (отставка бывшего президента Египта Моххамед Мурси, подавление исламистов).

Самый дешевый и кратчайший путь доставки восточносредиземноморского газа в Европу, это проведение трубопровода через Средиземное море в Турцию, однако этому значительно препятствуют конфликты с Египтом, Израилем и Кипром. На самом деле ключ примирения в руках Турции, так как Анкара сама преднамеренно шла к эскалации конфликта с этими странами. Если в случае ухудшения отношений с Израилем Турция стремилась завоевать симпатию арабского и исламского мира, взять на себя роль защитника прав всех мусульман и стать лидером мусульманского мира, то в случае с Египтом Турция стремилась заступиться за исламистов, которые  в тесных отношениях с ней.

Что касается Кипра, то эта проблема имеет долгую историю, Турция даже не признает Республику Кипр и называет ее «Южным Кипром», а в последние годы начала поиски энергоресурсов на «исключительной экономической зоне самопровозглашенной ТРСК», что фактически означает, что Турция грабит страну входящую в состав ЕС. Турция даже не присоединилась к морской конвенции принятой ООН в 1982 году, однако хочет использовать ее в своих же интересах, не признавая соглашение о исключительной экономической зоне, подписанный Кипром с Израилем и Египтом.

Это означает, что если Турция желает достичь успеха в транзите восточносредиземного газа через свою территорию, она должна отказаться от своей политики, в противном случае она обречена на провал. В данном случае Турция может предпочесть экономические вопросы политическим разногласиям и, руководствуясь собственными интересами, проводить гибкую политику, осознать свои ошибки и представиться этим государствам в новом свете. В частности, в вопросе с Израилем, Турция может понять, что у этой страны, по большому счету, нет никаких требований кроме отказа Турции от «судебного разбирательства против бывших высокопоставленных офицеров Израиля по инциденту «Мави Мармара» и торпедирования сотрудничества НАТО и Израиля  по той же причине».

Турция, после этого инцидента, предъявила Израилю три условия: извинение, выплата компенсации и отмена блокады сектора Газа. Израиль уже выполнил первое из условий (под давлением США). Второе условие, казалось бы самое легкое, не выполняется и не потому что стороны не могут найти компромисс по сумме компенсации, а по поводу статуса оплаты. Еще в июле 2013 года вице-премьер-министр Турции Бюлент Арынч заявил: «Израиль не хочет признать себя виновным в совершенном преступлении и требует, чтобы компенсация оценивалась как добровольный акт милосердия, но никоим образом как компенсация за незаконную деятельность. Турция не собирается выполнять это требование и требует, чтобы сумма была выплачена именно как компенсация за незаконную деятельность. Турция требует чтобы Израиль признал захват «Мави Мармара» как преступление»[xi].

И наконец, что касается третьего предусловия, то в Турции прекрасно понимают, что это вопрос национальной безопасности Израиля и, что он не может снять морскую блокаду сектора Газа. Помимо этого, Турции не нравятся тесные связи Израиля с Кипром (также с Грецией). По словам главы программ по Турции и Кипру Международной кризисной группы Хью Попа Израиль предъявил условие Турции, в случае не урегулирования 40-летнего кипрского вопроса, она может забыть о транзите израильского газа через свои территории[xii].

Что касается Египта, то невозможно возвращение к власти Мухаммеда Мурси, который в свое время был в хороших отношениях с Турцией.  США  могут служить в качестве примера для Турции, т. к. Вашингтон отменил запрет на военную помощь Египту после 20-месячного перерыва, который был введен после свержения Мурси.

Многие лидеры организации «Братья-мусульмане», которые имели поддержку со стороны Турции, уже были казнены или приговорены к длительным срокам тюремного заключения в Египте, и даже если приговор смертной казни Мурси не будет приведен в исполнение, он все равно пробудет в тюрьме долгие годы. И если Турция обвиняет нынешнего президента Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в отстранении Мурси от власти военным путем, то она могла бы использовать президентские выборы в Египте для урегулирования отношений с Каиром, заявив что уважает выбор египетского народа, так как если в прошлом А.Ф.ас-Сиси пришел к власти через военный переворот, то сейчас он избранник народа. Однако Турция упустила этот шанс.

Турция должна принять во внимание тот факт, что в настоящее время и в будущем будет иметь дело с новым Египтом, который не тот Египет, с которым Турция поссорилась. Египет уже имеет крупное газовое месторождение и в скором будущем может экспортировать газ, учитывая, что в будущем в исключительной экономической зоне Египта могут быть найдены другие месторождения газа. Кроме этого, недавно была открыта новая ветвь Суэцкого канала, что увеличивает весомость Египта в регионе и в мире. Все это усиливает позиции президента А.Ф.ас-Сиси в Египте и Турция должна считаться с этим.

Она также должна принять во внимание тот факт, что Египет начал увеличивать свое участие в региональных вопросах (как в случае с Йеменом, куда был отправлен воинский контингент для борьбы против Хоуситов). Кроме того, сейчас Египет намерен также возобновить дипломатические отношения с Сирией, которые были приостановлены при Мурси. Египет для Турции также очень важная дверь в Африку, значение которой за последние 10 лет возросло. Не надо забывать, что мечта президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана посетить сектор Газа так и не осуществилась. Эрдоган пытался реализовать это через территорию Египта, но отставка Мурси поставила точку в этом вопросе. Если проект объединенной арабской армии будет реализован, то имея сильную армию в масшатбах региона, Египет будет играть особую роль в так называемом «арабском НАТО».

Египет в последнее время активно вооружается. В период с 2014 года Египет уже приобрел у Франции четыре корвета типа Gowind, стоимость которых составила 1 миллиард евро, фрегат типа FREMM ценой 900 миллионов евро и 24 истребителя Rafale (примерно 3 миллиарда евро). Общий объем военных сделок Египта и Франции в 2014-2015 годах приближается к 5 миллиардам евро. В этом году Египет ведет переговоры с Францией о покупке двух «Мистралей» не поставленных РФ (предполагается, что один из кораблей будет нести службу в Красном море, а другой — в Средиземном), а также о покупке у России 50 вертолетов Ка-52 «Аллигатор», в том числе 30 палубных вертолетов Ка-52К «Катран», которые изначально предназначались для базирования на французских вертолетоносцах и на 100 процентов адаптированы для этих кораблей. Общая стоимость российских вертолетов и французских кораблей («Мистраль») может превысить 2,3 миллиарда евро.

Что же касается кипрского вопроса, то в Турции должны понять, что в этом конфликте международное сообщество не поддерживает Турцию, десятки лет не признает ТРСК, которую во всем мире признала только Турция. ТРСК не признана даже «братским» Азербайджаном. Еще весной 2012 года в интервью турецкой газете Cumhuriyet глава общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Али Гасанов объявил, что отказ официального Баку признать самопровозглашенную ТРСК обусловлен фактором Нагорного Карабаха: «Международное сообщество не признает Республику Нагорного Карабаха. Если Баку признает ТРСК, — это вызовет обратный эффект. Уже на следующий день союзники Армении заявят о признании Нагорного Карабаха»[xiii]. А в конце июля 2011 года Али Гасанов, на встрече с турецкими журналистами в Баку, заявил, что если Азербайджан признает ТРСК, то 15 стран немедленно признают независимость НКР[xiv].

Таким образом, в последние годы, власти Турции (Эрдоган) вели внешнюю политику, которую трудно назвать гибкой, так как она не соответствует возможностям Турции (одновременно стать лидером исламского и тюркского мира) и обречена на провал. Во внешней политике были установлены конкретные рамки и Турция последовательно действуя в этих границах, стараясь не противоречить самой себе, в последствии стала пленницей этих же правил, которые приводят к ухудшению отношений с другими странами, требующих не вмешиваться в их внутренние дела.

Например, роль «самозванного защитника» прав мусульман привела к тому, что Турция просто и далее «обречена» на критику правительства тех стран, которые по ее мнению ущемляют права мусульман. Примеры многочисленны: Израиль (палестинцы), Египет («Братья-мусульмане»), Китай (уйгуры), Россия (крымские татары), США (убийство 3-х мусульман, февраль 2015 года), ЕС (закон об исламе в Австрии, мусульманские беженцы).

С назначением Феридуна Синирлиоглу главой МИД Турции у Израиля появилась надежда на улучшение отношений (в последнее время Синирлиоглу несколько раз тайно встречался с израильской стороной и обсуждал вопрос урегулирования отношений). Однако после событий у мечета Аль-Акса, пресс-секретарь администрации президента Турции Реджепа Эрдогана Ибрагим Калын осудил Израиль за действия, направленные на ограничение доступа мусульман в мечеть Аль-Акса, заявив, что нагнетая противостояние вокруг мечети, Израиль играет с огнем[xv].

Проводимая в настоящее время политика Турции означает, что время от времени она обязательно пойдет на обострения отношений с вышеперечисленными странами. Очередное обострение только вопрос времени. Все вышеперечисленное почти отбирает все шансы Турции направить восточносредиземноморский газ в Европу через свою территорию. Напряженные отношения Турции с газовыми странами региона не оставляют больших надежд на то, что Турция сможет обогнать Египет в этой борьбе за лидерство. Трудно представить, как при нынешней власти Турции и при реализации нынешней внешней политики,  можно будет достичь транзита газа, когда власти Турции, а в частности президент Р.Т.Эрдоган называет Израиль «пиратом», президента Египта А.Ф.ас-Сиси «тираном», отказывается участвовать во всех мероприятиях, где присутствует египетский лидер и даже отказывается сесть за один стол во время обедов в рамках международных саммитов и отказывается признать страну Республика Кипр. В  апреле 2015 года Эрдоган даже вступил в заочную полемику с новоизбранным главой непризнанной ТРСК Мустафой Акынджи по поводу будущих отношений Анкары с самопровозглашенной республикой, когда тот выразил желание изменить отношения между ТРСК и Турцией, чтобы они стали равноправными, а не отношениями между старшим и младшим братьями[xvi].

[i]                      Анатолий Тюрин, Газ Восточного Средиземноморья: драма Кипра и успех Израиля, 31.01․2015, http://www.odnako.org/

[ii]                     Новым египетским месторождением пугают Газпром, Взгляд, 31.08.2015

[iii]                     Анатолий Тюрин, Газ Восточного Средиземноморья: драма Кипра и успех Израиля, 31․01․2015, http://www.odnako.org/

[iv]                     Газопровод в Египет – в ближайших планах, http://cyprusrussianbusiness.com/, 10․08․2015

[v]                      Сценарий газопровода из месторождения «Афродита» на Кипре в Турцию не так утопичен, как кажется, Комсомольская правда‎, 02.08.2015

[vi]                     Александр Собко, Газ для ближневосточного костра, июнь 2012 г, http://www.odnako.org/

[vii]                    Eni намерена поставлять СПГ в Европу из Египта, Вести Экономика, 16.09.2015

[viii]                   Израиль предложил Европе газопровод за 15 млрд долларов, Взгляд, 26.11.2014

[ix]                     Израиль предложил Турции построить газопровод, Trend, 03.04.2013

[x]                      Израиль планирует построить подводный трубопровод в Египет, Mignews, 21.11.2014

[xi]                     Turkey won’t accept Israel’s ex gratia payment as compensation in Mavi Marmara case, Hürriyet Daily News, 24.07.2013

[xii]                    Merve Erdil, ‘Ada’da çözüm olmadan İsrail gazını unutun, Hürriyet, 16.10.2013

[xiii]                   Администрация Алиева: Баку не признает Северный Кипр из-за Нагорного Карабаха, Regnum, 23.04.2012

[xiv]                   «Azerbaycan KKTC’yi tanıyamaz çünkü…», Haber Türk, 22.07.2011

[xv]                    ‘İsrail ateşle oynuyor’, Anadolu Ajansı, 15.09.2015

[xvi]                   Mustafa Akıncı ve Tayyip Erdoğan arasında ‘yavru vatan’ polemiği, Radikal, 27.04.2015

62.92MB | MySQL:102 | 0,517sec