Захват талибами афганского города Кундуз

29 сентября 2015 г талибы  захватили  административный центр Кундуз одноименной провинции и удерживали его в течение полутора суток. 

Расположенный на севере страны, в непосредственной близости  от таджикской границе, Кундуз  некогда богатый торговый центр стоит на перекрестке  дорог, ведущих в Центральную Азию.  Это  пятый по величине город Афганистана;  потерять контроль над ним Кабул не вправе позволить даже на время.

Захват Кундуза талибами и последующее освобождение правительственными силами поставили много вопросов:  заранее спланированная операция  Движения «Талибан» (ДТ) с целью заставить администрацию Кабула принять условия ее лидера муллы Мансура (вывод всех иностранных войск и отмена подписанных президентом А.Гани  соглашений  с Вашингтоном);  дальнейший раскол  в рядах ДТ и, соответственно,  самостоятельные действия одной из группировок талибов или же выход на авансцену  иностранных боевиков и тотальная слабость  местной администрации  и т.д.  И один из главных вопросов – почему на севере страны, где позиции талибов  не такие прочные, как в южных, пограничных с Пакистаном провинциях.  Забегая вперед, ответим, что в афганских провинциях Пактия, Пактика, Кандагаре сильны как позиции самого ДТ, так и влияние  пакистанской разведки в  пуштунском ареале.  Молниеносный захват Кундуза  возможен был совершен одной из самостоятельно действовавших группировок талибов, в рядах которой состояли  и пакистанские боевики.  Афганские талибы, присягнувшие новому лидеру Движения «Талибан» мулле Мансуру,  подчиняются  его приказам.

В течение двенадцати часов  несколько сот боевиков штурмовали город и установили контроль  впервые со времени ввода американских войск в сентябре 2001 г.     Под натиском талибов  правительственные войска  оказались не в состоянии удержать Кундуз. Потеря  стратегически важного города – вызов  для афганского правительства и национальным силам безопасности. На следующий день, 30 сентября  2015 г. правительство пообещало вернуть Кундуз под свой контроль.

В начале 2015 г. талибы уже предпринимали попытку захватить город, но в те дни правительственным войскам удалось противостоять натиску вооруженных исламистов; позднее туда были  направлены дополнительные подразделения афганской армии. Но и талибы с апреля 2014 г. укрепляли свои позиции в сельских районах на севере провинции. По сообщениям афганской и пакистанской прессы сентябрьское  с.г. нападение  боевиков застало врасплох  военные и разведывательные учреждения  Афганистана. 

Повсеместно по всему городу боевики установили свои белые флаги, символизирующие чистоту религии, захватили несколько правительственных учреждений,  включая тюрьму, освободив  около 600 заключенных,  100 из которых были осуждены за террористическую деятельность.  Через социальные сети талибы  заявили о падении  города, успокоив жителей, что рабочие места учителей, врачей и других государственных служащих и их личное имущество находится в безопасности. Памятуя зверства талибов в 90-е годы ХХ в., вереница беженцев потянулись  из города,  местное население осаждало аэропорт.  На руках у боевиков были заранее подготовленные расстрельные списки. Первыми в них числились военнослужащие национальной  афганской армии (и их родственники), полиции  и местные чиновники (и тоже их родственники). Шквал насилия и убийств захлестнул город.  Показательным, является пример, (по материалам пакистанской прессы) когда талибы  обвинили медицинский персонал родильного дома в предоставлении услуг по охране репродуктивного здоровья женщин в городе.

Захват Кундуза — самая большая победа, одержанная  талибами с 2001 г., молниеносный реванш за годы отлучения от  власти. После ликвидации режима талибов в 2001 г.  все последующие годы  они  совершали  теракты, спорадические нападения на  иностранные коалиционные военные силы, которые считали оккупационными. Одной из причин активизации афганских и иностранных боевиков в стране  — вывод  большей части коалиционных войск США/НАТО в конце декабря 2014 г.

Многие аналитики утверждали, что  захват Кундуза — завершающая военная операция  летнего сезона на севере Афганистана, и в случае если боевики смогут удержать его, именно с севера они предпримут в дальнейшем наступление на Кабул. Поэтому закрепление боевиков в Кундузе рассматривалось афганским руководством как  потенциальная дестабилизация региона в целом.

В общей сложности полтора дня  боевики контролировали город. На второй день, оправившись, афганские правительственные силы приступили к операции по зачистке местности от боевиков под прикрытием американских авиаударов  По информации Министерства внутренних дел уже к вечеру 1 октября  контроль центральных властей в ряде районов Кундуза был восстановлен.

Афганские средства массовой информации сообщили о пяти  авиаударах американских ВВС по позициям талибов в Кундузе. США сделали заявление, что они проводились в рамках миссии «Решительная поддержка» и в целях самообороны для устранения  угрозы боевиков. 150 талибов были ликвидированы  и 90 ранены – таков итог восстановления позиций Кабула.

Захват талибами Кундуза  по оценке многих аналитиков подтверждает  провал  НАТО в пост2014 г. стратегии в Афганистане, где упор делался  на подготовку национальных  сил безопасности. Вашингтон все промахи списывает  на коррупцию в афганском истеблишменте,    отсутствие квалифицированных кадров управленцев, координации между различными ветвями афганских сил безопасности: армии, полиции и местным  ополчением.

Активизация талибов и  местных сторонников «Исламского государства» (ИГ) в августе  — сентябре с.г. давно вызывало тревогу того же Вашингтона.  В связи с этим американский генерал Джон Ф. Кэмпбелл, возглавляющий военную миссию «Решительная поддержка»,  направил доклад  в адрес Пентагона и в Брюссел, в штаб-квартиру  Организации Североатлантического договора, где содержатся основные рекомендации о дальнейшей дислокации  войск  НАТО в Афганистане; они включают предложения сохранить прежнее количество войск, сократить или полностью вывести их из страны.       Рекомендации генерала Кэмпбелла сводятся к тому, что  возрождающийся «Талибан» на фоне усиление влияния ИГ может представлять серьезную угрозу для выживания афганского правительства.

На европейской конференции по безопасности в Мюнхене в сентябре с.г. министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен заявила, что события в Кундузе повлияют на график вывода сил НАТО. Войска альянса остаются в Афганистане до конца 2016 года, потом они должны быть сосредоточены только в Кабуле. Но если боевики (афганские талибы и иностранные боевики, а также сторонники ИГ) захватят полстраны, статус пребывания войск будет пересмотрен, Очевидно, что в настоящее время Запад не имеет четкой стратегии своих действий в Афганистане.

Вывод иностранных войск  из Афганистана – одно из пожеланий Китая, который в 2015 г. приступил к реализации инфраструктурного мега-проекта  по выходу через территорию  Пакистана   к теплым водам Ормузского пролива.  Пекин и Исламабад  позиционируют его как особо значимое событие в регионе, так называемое game-changer, изменение правил игры в регионе, и присутствие войск НАТО в регионе в этих условиях недопустимо.

Спустя несколько дней после освобождения Кундуза  от талибов (по сообщениям местной прессы) по-прежнему продолжаются тяжелые бои как на окраинах города, так и в соседних уездах провинции; афганские силы пытаются восстановить закон и порядок в городе.

52.25MB | MySQL:103 | 0,627sec