О туристическом секторе Туниса

Туризм является одной из основ экономики Туниса, который напрямую формировал около 7,3 % ВВП страны (данные 2014 г.[i]). С учетом так называемого «косвенного влияния» на экономику доля туризма в ВВП оценивалась в 15,2 %. Количество занятых в секторе составляло более 400 тыс. человек. С учетом членов семей граждан, работающих в отрасли, от туризма зависит благосостояние около 2 млн жителей Туниса – для страны с населением почти 11 млн человек это немало.

Считается, что туризм – локомотив экономического роста государства. Его развитие здесь началось в начале 1960-х гг. и шло достаточно успешно: по итогам 2010 г. страну посетили 7,1 млн туристов. После событий 2011 г. последовал резкий спад до 4,7 млн посетителей, однако уже с 2012 г. начался уверенный рост, а в 2014 г. страну посетило более 6 млн человек.  Правда, специалистами в области туриндустрии отмечалось снижение качества предоставляемых услуг и рост негативных отзывов по сравнению со спокойными временами, что впоследствии может иметь отрицательные последствия.

Факторами, обуславливающими привлекательность страны для иностранцев, являются: географическое расположение (близость к Европе, наличие береговой линии и большое количество пляжей), благоприятные климатические условия, большое количество культурно-исторических памятников, накопленный за десятилетия богатый опыт в сфере организации отдыха и обслуживания гостей, а также относительно низкие цены (в сравнении с европейскими курортами). Основная роль приходится на так называемый пляжный отдых – в береговой зоне расположена основная масса отелей, курортов и посещаемых достопримечательностей. Внутренние районы страны не очень популярны в качестве мест для отдыха, хотя правительство заявляло о необходимости развивать «туризм в пустыне»[ii]. Наибольшая загруженность приходится на июль и август, наименьшая – на январь и февраль, хотя даже в эти месяцы количество туристов в стране относительно большое.

Главными центрами туризма являются (по количеству человеко-дней)[iii]:

—  Джерба и Зарзис (24-25 % в разные годы);

— Сус и Кайруан (19-22 % в разные годы);

— Набуль и Хаммамат (16-18 % в разные годы);

— Тунис и Рагван (7-10 % в разные годы).

Основными посетителями в качестве иностранных туристов являлись граждане европейских стран, в т.ч. России (в 2010 г. на них пришлось 82 % от общего количества человеко-дней, в 2012 – 77 %). Второе место занимали граждане соседних африканских стран, прежде всего Ливии и Алжира, также небольшое количество посетителей из Марокко и Мавритании. Главными потребителями услуг, исходя из показателя человеко-дней, являлись французы (24,4 % в 2010 г.), немцы (15 % в 2010 г.), британцы (9,44 % в 2010 г.), итальянцы (6,23 % в 2010 г.), россияне (5,34 % в 2010 г.). После событий 2011 г. структура посетителей по европейским странам изменилась  незначительно, имело место только снижение общих въезжающих лиц.

При этом по количеству не человеко-дней, а лиц, пересекших границу, ливийцы были на первом месте (26 % в 2010 г.). Однако они, как и алжирцы, зачастую приезжали на короткие промежутки времени (1-2 дня), поэтому, оказывали менее значительное влияние на показатели выручки предприятиями туриндустрии по сравнению с европейцами.

Если говорить о стратегии развития сектора, то она осталась неизменной после событий 2011 г. Чего, к сожалению, нельзя сказать о возможностях.

В числе приоритетных направлений рассматривались:

— диверсификация и расширение продукции и услуг, предлагаемых предприятиями туриндустрии, а также расширение географии «туристических мест», в т.ч. – во внутренние (не прибрежные) районы страны;

— улучшение качества предоставляемых услуг;

— модернизация туристической инфраструктуры и поддержание ее в рабочем состоянии;

— преобладающая роль частного сектора в развитии отрасли и инвестициях в нее.

Относительно новым направлением в развитии сектора можно считать так называемый медицинский туризм, который стал расширяться в последние годы. Проведенные европейскими экспертами в середине нулевых годов исследования природно-климатических условий раскрыли хорошие перспективы для расширения этого вида услуг здесь. В-частности, потенциал для развития талассотерапии был оценен французскими экспертами как один из лучших в мире. Результатом этого стало привлечение иностранных инвестиций, в основном из Франции. Помощь в создании медицинской инфраструктуры оказывал также Африканский Банк Развития. К 2010 г. с целью получения услуг в области здравоохранения страну посещало более 100 тыс. человек в год. Правда, 80 % из них были ливийцы, после них следовали итальянцы и немцы. Достижения, конечно, относительно скромны на фоне мировых показателей, и тунисские здравницы в настоящее время не пользуются широкой известностью. Однако на африканском континенте Тунис стал занимать второе место (после ЮАР) в области развития лечебных услуг, а стабильная политическая ситуация до 2011 г., расширяющееся взаимодействие с иностранными инвесторами и быстрые показатели роста позволяли предположить, что в будущем Тунис может составить конкуренцию даже всемирно известным здравницам[iv].

Еще одно направление – это расширение географии посетителей. В 2014 г. министр туризма Амаль Карбуль заявила о планах по повышению известности страны как места проведения отдыха в других регионах, в т.ч. США, Канаде, Китае, Японии, странах Скандинавии и Южной Америки. По ее словам, изменение структуры туристов в пользу других (неевропейских) государств должно пройти в течение следующих 10-15 лет[v]. В-частности, делались усилия по заключению соглашений с представителями киноиндустрии с целью создания фильмов на фоне тунисских пейзажей и повышению интереса к стране таким образом. Что, впрочем, характерно не только для Туниса.

Таким образом, события 2011 г. и последовавшая за этим волна политических потрясений более мелких масштабов оказали весьма ощутимое, но краткосрочное влияние на отрасль: в начале 2015 г. показатели потока иностранных туристов почти восстановили прежний уровень. Можно сказать, что отрасль сумела выдержать этот политический кризис.

Однако не менее сильным ударом для туризма стали террористические акты, совершенные в 2015 г. сначала в музее Бардо (15 марта 2015 г.), затем в Сусе (26 июня 2015 г.).  Предыдущая террористическая атаки имела место в 2002 г., когда произошел взрыв в древней синагоге на острове Джерба – в месте, пользовавшемся популярностью у иностранцев. Тогда погибли 21 человек, в т.ч. 14 граждан Германии. Итогом для отрасли тогда стало значительное сокращение европейских туристов, а граждане Германии на несколько лет почти прекратили посещать страну. Для восстановления доверия Тунису потребовалось несколько лет. Однако, события 2015 г. принесли и принесут гораздо больше убытка стране.

О самих атаках, совершенных в 2015 г. в Тунисе, написано много. Отметим, что они имели цель именно отпугнуть туристов и подорвать туриндустрию, что подтверждает выбор целей и большое количество жертв именно среди иностранных граждан, а атака на пляже произошла прямо перед началом самого активного пляжного сезона. Ответственность была возложена на группировку «Исламское государство», а в качестве одной из причин указывалась ситуация в соседней Ливии, которая повлекла за собой и экспансию экстремизма, и поток контрабандного оружия.

Первая атака, совершенная в музее, вызвала широкий общественный резонанс в стране. В-частности, заговорили о необходимости изменения антитеррористического законодательства, расширения полномочий полиции и спецслужб. Тысячи граждан вышли не демонстрации в крупных городах с лозунгами, осуждающих терроризм. Сомневаться в их искренности сложно, т.к. в прибрежных городах туризм – один из основных источников заработка.

Однако, меры, принятые правительством, на наш взгляд, были недостаточными, что является недооценкой угроз со стороны властей. Серьезные мероприятия в виде укрепления техническими средствами охраны и размещения дополнительных полицейских патрулей были приняты только в самых известных туристических местах, таких, как синагога на острове Джерба. Однако следующий удар пришелся по другой цели.

Если после атаки на музей ожидалось, что выручка по итогам года сократится на треть, то атака на пляже практически испортила весь туристический сезон. Сколько потеряла страна на самом деле, сказать трудно, т.к. статистика по итогам года еще не опубликована. Однако отели опустели за несколько дней, а прогнозы по росту ВВП из-за потери туристов были пересмотрены с 3 % до 0,5 % (по итогам 2014 г. показатель составил 2,3 %)[vi]. Ухудшение иных экономических показателей может быть еще сильнее.

Властями после июльских терактов стали приниматься срочные меры для улучшения ситуации с безопасностью – в частности, на территории отелей и пляжей размещено более 1 000 вооруженных полицейских, укрепляются границы с соседней Ливией. Однако, с точки зрения восстановления доверия в глазах потенциальных туристов эти меры выглядят запоздалыми.

Правительство Великобритании в начале июля с.г. выпустило рекомендацию для своих граждан с целью отказаться от поездки в Тунис без необходимости в связи с высоким уровнем террористической угрозы. Ее примеру последовали Бельгия, Дания и Ирландия. МИД Франции воздержался от совета на посещать страну, рекомендуя своим гражданам  только быть бдительными и острожными. Позднее Тунис обращался к Лондону с просьбой отозвать свои рекомендации, получив обещание, что они будут отменены сразу после принятия соответствующих мер в области безопасности.

Однако, по мнению представителей туриндустрии Туниса, отмена рекомендаций в этом случае не поможет – шокирующие кадры с места трагедии, облетевшие весь мир, оказали более сильное влияние на имидж страны. То же самое касается и беспрецедентного снижения цен на отели и услуги, которые тоже не способны привлечь назад европейских туристов, опасающихся за свою безопасность.

В итоге главными потребителями туристических услуг в июле-августе 2015 г. оказались алжирцы, привыкшие, в отличие от европейцев, к террористическим угрозам на своей собственной территории, и сами тунисцы, которые стали посещать собственные курорты по причине очень низких цен. Что касается снижения цен, то оно вызвано необходимостью поддержать сектор на плаву и привлечь хоть кого-то: многие отели и иные объекты инфраструктуры  создавались с помощью привлечения кредитных ресурсов, и кризис отрасли как одного из крупнейших потребителей банковских услуг может усугубить кризис банковской системы. Однако, алжирские и тунисские граждане, конечно, не способны в значительной степени заменить европейцев как в количественном, так и в качественном отношении: арабских гостей мало интересуют сувениры, прогулки на экскурсиях, катания на верблюдах и т.д.

Единственная категория европейцев, массово оставшихся в стране в 2015 г., это владельцы недвижимости или связанные родственными узами с гражданами Туниса.

Согласно оценке европейских экспертов в области туриндустрии, поток отдыхающих из европейских стран, отказавшихся от Туниса, будет перемещен в пользу Испании, Греции, Кипра и Болгарии, климатические и географические условия в которых похожие на Тунис. Эти направления в целом дороже, однако, значительная часть туристов предпочтет не экономить на своей безопасности. Кроме того, туристические предприятия упомянутых стран, особенно Болгарии, испытывают на себе негативное влияние от сокращения потока российских туристов в последние 2 года и принимают меры для привлечения отдыхающих из других стран. Что касается Турции, Египта и Марокко, то они тоже могут испытать на себе негативное влияние из-за событий в Тунисе, т.к. рядовые европейцы не видят принципиальной разницы между ними[vii].

Террористические атаки 2015 г. потрясли страну, особенно ее прибрежные районы. Однако, население внутренних провинций, не связанных с туризмом, отнеслось к этим событиям более равнодушно. Экономическое состояние, уровень жизни в этих провинциях значительно отличались от прибрежных городов, что иногда вызывало недовольство населения. В частности, в июне, перед совершением атаки в городе Сус, в городе Дуз (провинция Кебили) проходили антиправительственные демонстрации, вызванные проблемой безработицы и низкого уровня жизни. Интересно, что со стороны протестующих звучали обвинения в адрес правительства в том, что с момента событий 2011 г. в их жизни не изменилось ничего, а главные преференции со стороны государства продолжают получать жители прибрежных провинций, что, по их мнению, несправедливо. И одним из требований протестующих было предоставления им «равных прав с жителями прибрежных городов»[viii]. И это довольно распространенное мнение среди рядовых жителей внутренних регионов тунисской глубинки. Поэтому, террористические атаки 2015 г. в этих провинциях не вызвали такой негативной реакции относительно своих экономических перспектив, как в курортных зонах, т.к. этой части населения, по их мнению, все равно ничего не доставалось от туризма. К слову, главный исполнитель атаки был также выходцем из внутренней части страны, из провинции Сильяна. В 2011 г. антиправительственные выступления начались  именно во внутренних провинциях страны (с города Сиди-Бузид).

В этой связи рискнем предположить, что террористические атаки 2015 г. могут являться следствием не только экспансии радикализма, расширением «Исламского государства», хаосом в Ливии, но и серьезных внутренних противоречий, вызванных недовольством политикой властей в отношении внутренних регионов. Возможно, это было ответом неких оппозиционных сил на несправедливое (с их точки зрения)  распределение доходов от туристического сектора. А обвинения в адрес «Исламского государства» были просто попыткой свалить все на внешние силы вместо того, чтобы говорить о внутренних проблемах. Однако, это всего лишь предположение.

Как бы там ни было, туристический сектор Туниса окунулся в глубокий кризис. Восстановление позиций, по оценкам тунисских экспертов, начнется не ранее, чем через 2 года, и то при наличии сопутствующих условий. Конечно, страной накоплен огромный опыт и создана богатая туристическая инфраструктура, поэтому, восстановление позиций возможно – в конце концов, через несколько лет о терактах останутся только воспоминания, и иностранцы постепенно вновь могут начать посещать страну. Однако это зависит, прежде всего, от внутренней стабильности и ситуации с безопасностью, которая в настоящее время далека от идеала, а кризис туристической отрасли способен значительно усугубить социально-экономическую ситуацию в стране.

 

[i] http://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic%20impact%20research/country%20reports/tunisia2014.pdf

[ii] http://northafricapost.com/5301-tunisia-minister-reveals-tourism-promotion-strategy.html

 

[iii] Здесь и далее данные Министерства Туризма Туниса, 2005 – 2012 гг.

[iv] http://www.ukessays.com/essays/tourism/tourism-sector-in-tunisia-tourism-essay.php

[v] http://northafricapost.com/5301-tunisia-minister-reveals-tourism-promotion-strategy.html

[vi] http://english.alarabiya.net/en/business/economy/2015/08/20/Tunisia-s-economic-growth-slows-sharply-after-militant-attacks.html

[vii] http://english.alarabiya.net/en/perspective/2015/07/05/Tunisia-attack-sun-seekers-switch-to-Spain-Bulgaria-and-Greece.html

[viii] http://www.aljazeera.com/news/2015/07/tunisia-economy-waiting-miracle-150705071000839.html

62.87MB | MySQL:102 | 0,513sec