После переговоров в Сочи Саудовская Аравия определилась со стратегией на сирийском направлении

Согласно американским источникам, визиты наследника наследного принца, министров обороны КСА М.бен Сальмана и наследного принца  ОАЭ М.бен Нахаяна в Сочи и их переговоры с президентом РВ В.В.Путиным закончились лишь констатацией серьезных разногласий по сирийскому конфликту.

Если называть вещи своими именами, представители монархий Аравийского полуострова не получили достаточных гарантий от российского лидера в отношении лимитированности совместных российско-ирано-сирийских усилий исключительно целями «Исламского государства» (ИГ). Одно из основных посланий, которое аравийские монархии пытались донести до Москвы, это то, что они не останутся в стороне от уничтожения своих союзников среди оппозиционных групп и начнут усиливать их материально-техническое снабжение, в том числе и средствами ПЗРК для борьбы с российской авиацией. Кроме того, Эр-Рияд и Абу Даби не готовы в нынешней ситуации выступать спонсором организации внутрисирийских переговоров при сохранении у власти Б.Асада и безусловной поддержки его со стороны России. Имелось в виду и гораздо большее. Это крепнущий альянс между Ираном и Россией, что рассматривается в КСА и ОАЭ как серьезная угроза собственной национальной безопасности. Такой альянс действительно может основательно изменить баланс сил, особенно с учетом крайне невразумительного военного потенциала саудовских и эмиратовских войск. Смеем предположить, что Египет в этом раскладе постарается остаться в стороне. Недавний визит в Каир координатора сирийских спецслужб Али Мамлюка и его переговоры со своими визави в руководстве египетских спецслужб выявили полное совпадение позиций «по вопросу необходимости борьбы с исламистскими группировками в Сирии2. Эта позиция была позднее официально закреплена в заявлении МИД АРЕ. Таким образом, египетское руководство дистанцировалось от какого-либо вмешательства во внутрисирийский конфликт на стороне того или иного внешнего игрока. Это понятно: КСА является основным спонсором экономических и военных проектов Египта, а Россия при наличии американского эмбарго на военную помощь Каиру — главным поставщиков вооружения. Эр-Рияд в данном случае чувствует себя неким международным изгоем. В саудовской элите крепнут настроения о том, что и США, и Россия полагают КСА в качестве деструктивной силы, которую, в общем-то, стоит игнорировать при решении крупных региональных проблем. Это произошло в случае с иранской ядерной программой, теперь с Сирией, да и в Йемене США не оказали аравийской коалиции сколь-нибудь значимой поддержки.

Исходя из этого, встает вопрос о реальности попыток КСА и ОАЭ в самом скором времени нарастить свое влияние на сирийском треке. Для этого у них есть собственный, апробированный в Афганистане, опыт снабжения повстанцев современными системами ПЗРК и другим вооружения. Сразу обозначим твердую позицию Вашингтона на сегодняшний момент: жесткий запрет на экспорт ПЗРК исламистам в Сирии, в том числе всем т.н. «умеренным», которые свободно торгуют полученным оружием и переходят из одной группировки  в другую. Собственно, тот же афганский опыт, когда уже после вывода советских войск, американцы столкнулись с угрозой уже для своей собственной авиации, теперь учтен. Остаются за скобками суммы, которые потратили американские специальные ведомства для того, чтобы сначала выкупить ПЗРК «Стингер» в Афганистане, а затем «Стрелы» в Ливии. Об этих образчиках ликвидации последствий политической недальновидности в американских аналитических обзорах стараются не говорить. Так что появление значительного количества ПЗРК у противников Б.Асада маловероятно, исходя и из того, что сейчас в Сирии действуют и самолеты коалиции во главе с США. Но вот что действительно мощным потоком пойдет сейчас в Сирии, так это современные противотанковые комплексы. В настоящее время в Эр-Рияде уже принято решение направить «Джабгат ан-нусре» 500 комплектов этого оружия. Таким образом, Эр-Рияд определился со своей дальнейшей стратегией на сирийском направлении, и в этой связи стоит ожидать активизации деструктивной деятельности не только в Сирии, но и внутри России. К последним отнесем финансирование организации резонансных терактов, прежде всего. Не исключена и попытка простимулировать некую вспышку джихадизма в республиках Северного Кавказа, и особенно в Дагестане. Для России самым главным индикатором такого развития событий является выпущенная недавно фетва 52 религиозных ученых и имамов КСА, которая призывает «трудоспособных мужчин ответить на призыв джихада и присоединиться к боевикам, противостоящим российским войскам в Сирии». Это самый главный симптом, который означает начало кампании по интенсификации набора новых добровольцев и поставок вооружения просаудовским группам. Это пока только две основные группы «Джабхат ан-нусра» и «Ахрар аш-Шам», которые удерживаются на идлибском плацдарме. В этой связи наступление на него и вытеснение исламистов в Турцию является сейчас для сирийской армии «задачей номер один».

Отметим и еще один момент. Десантирование американцами 50 тонн оружия курдским отрядам является предтечей начала в самом скором времени крупномасштабного наступления на сирийскую «столицу» ИГ город Ракка. Взятие этого города будет означать не только начало конца бесперебойного финансирования ИГ в Сирии и Ираке, но и начало организации буферной зоны под курдским управлением, что объективно будет препятствовать организации логистических каналов снабжения исламистов с территории Турции. Таким образом, основные такие коммуникации пройдут через «зону безопасности», которую неформально образовали турецкие военные на своей границе. Территория Иордании в данном контексте если и будет играть какую-то роль, то явно второстепенную. Во-первых, по чисто географическим причинам: основной очаг борьбы просаудовских группировок с правительственными войсками будет сосредоточен в Идлибе на севере и переправлять оружие через всю страну — весьма накладно. Во-вторых, позиция Аммана по превращению своей территории в канал переправки салафитских боевиков в рамках глобального обострения отношений с Москвой вообще может быть очень осторожной.

Остается открытым вопрос о масштабах финансирования подрывных операций как внутри Сирии, так и за ее пределами со стороны Саудовской Аравии. Оно будет жестко лимитировано ценами на нефть. Саудовский бюджет испытывает в связи с этим некие напряжения. Финансирование социальных программ внутри королевства в прежнем объеме, война в Йемене, опрометчивое демпингование цен на свою нефть, экспортируемую в Азию, могут при неблагоприятной конъюнктуре серьезно подорвать золотовалютные запасы КСА. При этом надо отметить, что США, в отличие от Афганистана, помогать Эр-Рияду делом (словом сколько угодно) в этом случае не будут.

52.24MB | MySQL:103 | 0,742sec