О развитии ситуации в Сирии

Важным моментом в развитии сирийского конфликта в октябре с.г. стала наступательная операция правительственной армией, развернутая 19 октября с.г. в направлении Алеппо. Контроль над Алеппо имеет стратегическое значение для будущего режима Башара Асада. Этот город является второй столицей САР. Напомним, что после установления французского мандата над территорией нынешней Сирии в 1920 году страна была разделена на четыре автономных территорий: регион Дамаска, регион Алеппо и регионы алавитов и друзов. Их объединение в 1936 году заложило основы сирийского государства в его нынешних границах. Хотя Алеппо после нанесенных городу разрушений перестал быть экономической столицей страны, обладание городом имеет большое символическое значение. В случае установления над ним полного контроля со стороны вооруженной оппозиции Башар Асад фактически становится президентом «половины Сирии».

Отсюда понятно желание центрального правительства в Дамаске вернуть город под свой контроль. Сирийская армия в битве за Алеппо, которая ведется с лета 2012 года, знала как победы, так и поражения. После успешного продвижения правительственных войск весной 2014 года, когда их усилиями была взята городская тюрьма, удача вновь отвернулась от Сирийской Арабской Армии. Наступление правительственных войск в феврале 2015 года захлебнулось. Его целями было блокирование северных путей снабжения боевиков, ведущих в Алеппо из Турции. Трудности военной операции в районе Алеппо усугубляет турецкое вмешательство. Город расположен всего в 50 километрах от турецкой границы, и поддержка турецкими спецслужбами своих подопечных существенно затрудняет военные действия против них.

В настоящее время наступление правительственных войск на Алеппо идет по трем направлениям. Во-первых, с северо-запада с целью снятия осады с шиитских поселений Нуболь и Захраа. Во-вторых, на северо-востоке с целью деблокировать военный аэродром Кувейрис. Помимо сил сирийской армии в наступлении участвуют около 10 000 иностранных бойцов, включая боевиков «Хизбаллы», иракских добровольцев из шиитских формирований «Катаиб Хизбалла», тысячу спецназовцев КСИР. Сообщается также о возможном прибытии подкреплений из 3000 боевиков «Хизбаллы».

На сегодняшний день боевики вооруженной оппозиции контролируют около 60% территории Алеппо, главным образом его восточные, наиболее бедные районы. Западные районы города, населенные до войны благополучной публикой, сохранили верность правительству Башара Асада. Правительственные войска и отряды Национальной самообороны удерживают такие стратегически важные пункты города как Военная академия, Артиллерийское училище, гражданский аэропорт и училище ВВС.

Противостоящие правительственным войскам боевики отнюдь не составляют единого целого. В составе отрядов боевиков можно выделить две коалиции. Первой из них является группа «Фатх Халеб» («Завоевание Алеппо»). В нее входят 15 группировок, находящихся под турецким влиянием, наиболее крупными из которых являются «Джабхат аш-Шам», «Бригада Нураддина Зенги» (названа в честь султана 12 века, отличившегося в битвах с крестоносцами), «Бригада ас-Сафва», «Файлак аш-Шам», «Бригада султана Мурада» (составлена из сирийских туркоманов), «Бригада Заря Халифата» и «16-й батальон». Вторая коалиция присвоила себя название «Ансар аш-шариа». Она включает в себя такие экстремистские группировки как «Джабхат ан-нусра», «Джунд аль-Акса», «Ахрара аш-Шам», «Лива аль-Хакк», «Джейш ас-Сунна» и «Аджнад аш-Шам». Координация между двумя коалициями отсутствует (некоторые отношения сохраняются на уровне отдельных полевых командиров). Одновременно  с запада к городу примыкают позиции «Джабхат ан-нусры», с востока – «Исламского государства» (ИГ). Здесь нужно сказать несколько слов о тактике ИГ в районе Алеппо. До весны 2015 года боевики ИГ здесь вели борьбу в основном со своими конкурентами из числа джихадистов из группировок «Джабхат ан-нусра» и «Ахрар аш-Шам». В настоящее время они сохраняют нейтралитет, видимо ожидая, когда правительственные войска и другие джихадисты, засевшие в Алеппо, взаимно истощат друг друга. В настоящее время в связи с развернутой операцией российских ВКС в среде руководства ИГ имеются разногласия по поводу дальнейших действий. Часть полевых командиров ИГ настаивает на необходимости до конца оборонять Ракку (в случае, разумеется, если правительственные войска поведут на нее наступление). Это объясняется важным стратегическим значением данного города (здесь сходятся многие коммуникации, рядом находятся нефтяные месторождения), а также его символическим значением (Ракка была столицей Аббасидского халифата до Багдада). Другие считают, что боевым отрядам ИГ нужно максимально рассредоточиться для нанесения максимального ущерба правительственной армии и распространить ареал боевых действий на Хаму, Хомс, Латакию. Южное направление для боевиков является наиболее опасным, так как на нем отсутствует сколь-нибудь эффективная оборона.

В качестве других приоритетных направлений действий правительственной армии кроме Алеппо аналитики называют Джиср эш-Шугур и районы Растан и Тальбисе. Джиср эш-Шугур имеет важное стратегическое значение. С этого плацдарма можно нанести удар как по Алеппо, так и по Латакии. Его захват боевиками «Джабхат ан-нусры» в мае с.г. был большой потерей для сирийской армии. Небольшие городки Растан и Тальбисе фактически закрывают трассу Хомс-Хама  (с продолжением далее Хама-Алеппо). Контроль над ними необходим для снабжения наступающих на север правительственных войск. Кстати, Растан является «родовым гнездом» семьи Тлассов, глава которой бывший министр обороны САР был одним из ближайших сподвижников Хафеза Асада. В мае 2011 года именно  Растан и Тальбисе стали одними из первых арен антиправительственных выступлений в Сирии. Летом 2011 года протесты в этих городках были довольно жестоко подавлены сирийской армией. Ходили даже слухи о том, что дезертирство Манафа Тласса в июле 2012 года было вызвано расправами в его родном селе. Во всяком случае, джихадисты, засевшие в Растане, намерены оказать правительственным войскам серьезное сопротивление.

В целом можно сказать, что наиболее активный и кровопролитный этап сухопутных боевых действий в Сирии еще впереди.

52.26MB | MySQL:103 | 0,607sec