О развитии ситуации в Ливии

20 октября с.г. Каир посетил спикер Палаты представителей (ливийский парламент в Тобруке) Акилла Салах Исса, где он  встретился с президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси. Сам факт этой встречи может означать некие изменение в египетской политике на ливийском направлении. Прежде всего, потому, что и сам А.Исса и члены его делегации относятся к т.н. «партии войны» и ярым антагонистам любых мирных переговоров с исламистами, а уже тем более, достижения с ними каких-либо компромиссов по вопросу создания правительства национального единства. Вместе со спикером Палаты представителей Каир посетили Саид Фатхалла Саати (возглавляет в Палате представителей комиссию по обороне), Исса аль-Араби (представитель Бенгази), Али аль-Гатрани (представитель от Аль-Абьяра), Тарик аль-Джаруши (сын главы ВВС и ближайшего сподвижника главнокомандующего силами Тобрука генерала Х.Хафтара). Основной целью визита ливийцев в Каир было стремление добиться от египетского президента согласия на официальное признание Египтом полномочий Палаты представителей в Тобруке, которые истекли 20 октября с.г. 6 октября парламентарии сами себе продлили полномочия на неопределенный срок, тем самым создав интересный прецедент. На сегодняшний день в Ливии насчитывается два парламента (Всеобщий национальный конгресс  в Триполи и Палата представителей в Тобруке), ни один из которых не имеет международно-признанной легитимизации. Получение признания от АРЕ и являлось главной задачей делегации. Но не только. Каир в настоящее время ищет новую опору в Ливии. В последние месяцы Каир резко лимитировал объемы материально-технической и прямой военной помощи своей креатуре генералу Х.Хафтару. Сделано это было в силу жесткого давления Саудовской Аравии. Причина — дефицит бюджета Эр-Рияда, который фактически спонсирует военную программу АРЕ, и некий компромисс между Дохой и Эр-Риядом в отношении выработки единой позиции на сирийском и йеменском направлениях. В Каире такие требования вызвали разочарование, но египетский лидер пока вынужден идти в фарватере саудовской внешней политики, хотя время от времени и «взбрыкивает». Достаточно вспомнить недавние демонстративные заявления Каира в отношении поддержки сирийского президента Б.Асада. Но в любом случае египетское руководство, конечно, не может позволить себе окончательного разрыва отношений с КСА. Каиру нужно время для укрепления, а в этот период саудовские финансы помогают не только перевооружать египетскую армию, но и затыкать приличные дыры в социальной политике.

В этой связи визит ливийских делегатов совершенно оправданно можно рассматривать как попытку египетского руководства расширить базу своих союзников внутри законодательного органа в Тобруке и тем самым «размыть» конечного адресата получения их материально-технической поддержки в лице генерала Х.Хафтара. Для этого А.Ф.ас-Сиси необходимо создать прочную связку между А.Иссой и Х.Хафтаром. Пока есть только контуры этого альянса, и рискнем предположить, что и признание продления полномочий Палаты представителей, и дальнейшая поддержка были жестко увязаны Каиром именно с успешной реализацией такой связки. Все это означает, что формальное создание правительства национального единства в Марокко, о котором было объявлено неделю назад, пока является в большей степени химерой. Катар активно перебрасывает в Ливию подкрепления (в том числе и из Сирии) и оружие. Египет укрепляет свои связи с противниками компромисса с исламистами, стараясь создать альянс. То есть другими словами, главные зарубежные спонсоры противостоящих друг другу лагерей в Ливии готовятся к вооруженному противостоянию. На этом фоне страны Запада в очередной раз демонстрируют абсолютное отсутствие политической воли по решению ливийского конфликта. При этом и в Брюсселе, и в Вашингтоне уверенно прогнозируют российское вмешательство в ливийскую ситуацию на стороне Египта в среднесрочной перспективе. Похоже, что этот момент Запад волнует сейчас даже больше, чем миграционный кризис. А ведь Ливия продолжает оставаться одним из главных плацдармов этого процесса. Пока ВМФ НАТО проводят военно-морские учения у ливийских берегов, выступая в роли стороннего наблюдателя. И ничего более весомого на Западе предпринимать в ближайшее время не будут. Это четко следует из того факта, что неофициально Брюссель дал понять главному координатору внешнеполитической деятельности ЕС Ф.Могерини, что «европейские страны не будут рассматривать предложенный ей план урегулирования ливийского узла». В данном случае она, несомненно, выступает в роли лоббистов интересов Рима, который стремится убедить остальных членов ЕС занять более наступательную позицию на ливийском направлении. В плане Ф.Могерини указывается, что в условиях, когда «идея создания национального правительства провалилась, спецпосланник ООН по Ливии Б.Леон оканчивает свою миссию, а в стране после окончания полномочий Палаты представителей в Тобруке наступает безвластие и государственный вакуум, требуется принятие солидаризированной позиции Брюсселя». Она должна включать в себя четкое артикулирование признания «гипотетически созданного правительства национального единства», оказание жесткой «технической помощи» разоружению незаконных вооруженных милиций, помощь в создании и тренировки сил безопасности, а также направление в страну наблюдателей, следящих за сохранением режима перемирия. Все эти меры необходимо запустить минимум в течение сорока дней после создания правительства национального единства. По плану Ф.Могерини, при всем этом важно исключить момент опоры национального правительства на какую-либо неофициальную вооруженную силу. Если все это перевести на нормальный язык, то мы получим фактически призыв к новой вооруженной интервенции. Это вытекает хотя из того факта, что никаких самостоятельных вооруженных сил для того, чтобы разоружать племенные милиции, у абстрактного правительства национального единства просто нет. Если бы они были, то там не было бы гражданской войны. Но вести войну в Ливии большинство европейских стран не хотят, и вообще ЕС старается без США в такие конфликты не вмешиваться. А Вашингтон сейчас категорически возражает против любой иностранной интервенции. Возможно потому, что осознает на собственном примере, что без достижения консенсуса основных племенных кланов любое правительство национального единства в Ливии попросту обречено.

52.08MB | MySQL:103 | 0,471sec