Государства ССАГЗ и Иран

Отношения между Ираном и его арабскими соседями членами региональной организации Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) оказывают влияние на ситуацию как в регионе Персидского залива, так и Ближнего Востока в целом. Пока они не будут нормализованы, трудно приступить к решению региональных кризисов, в которых эти страны принимают непосредственное участие, и, более того, занимают диаметрально противоположные позиции. На фоне сложнейшей ситуации, которая сложилась сегодня в Сирии, Йемене, Ираке попытки некоторых стран Совета сотрудничества наладить контакты между Ираном и арабскими государствами региона Залива можно расценивать как первый шаг в направлении поиска путей для комплексного урегулирования региональной ситуации.

Известно, что страны-члены ССАГЗ занимают не одинаковые позиции в отношении Ирана. Саудовская Аравия видит в этой стране стратегического противника, резкие обвинения в отношении нее выдвигает Бахрейн.  В начале ноября 2015 г. министр иностранных дел Бахрейна Халед бен Ахмед Аль Халифа заявил, что «Иран представляет такую же угрозу для региона как ИГИЛ».  Он обосновывал свое обвинение тем, что Иран, по его словам, «поддерживает террористические организации, поставляет контрабандным путем оружие и взрывчатку в Бахрейн, финансирует и обучает террористов, которые совершают террористические акты в соседних с Ираном странах». По заявлению бахрейнского министра, по способам технического обеспечения и снабжения террористов, те террористические акты, которые были совершены в последнее время в Ираке, Кувейте, Йемене имеют много общего с тем, как технологически были организованы террористические акты в Королевстве Бахрейн, что подтверждает причастность Ирана. Это определяется и тем, что методы, применяемые «Хизбаллой», по мнению главы внешнеполитического ведомства Бахрейна, те же самые, что и те, которые применяет Иран.

В начале октября текущего года Бахрейн отозвал своего посла из Ирана (в дальнейшем и иранский посол покинул бахрейнскую столицу). В заявлении МИДа Иран был обвинен в том, что он контрабандным путем доставлял в Бахрейн взрывчатку. Бахрейнские официальные лица заявили, что «количество этой взрывчатки было достаточным для того, чтобы стереть с лица земли Манаму». Бахрейн подал официальную жалобу на действия Ирана в ООН. Министр иностранных дел Бахрейна передал генеральному секретарю ООН официальное послание, в котором были изложены все факты подстрекательской деятельности Ирана и его поддержки террористических группировок в Бахрейне и содержалось требование вмешаться для прекращения подобных действий со стороны Тегерана, а также содействия улучшению отношений между Ираном и Бахрейном и другими государствами региона. Обращение Бахрейна, по его просьбе, должно было быть распространено среди всех членов ООН. Бахрейнские власти также поднимали проблему ракетной программы Ирана, которая пока не стала предметом обсуждения представителями международного сообщества.

Позиция Бахрейна объяснима, так как в этой стране не достигнуто национальное единство между представителями шиитской и суннитской общины, что создает проблемы для обеспечения национальной безопасности.

Саудовская Аравия озабочена, прежде всего, тем, что после снятия санкций с Ирана, он сможет направить свои возросшие финансовые возможности на реализацию цели достижения регионального господства. Не случайно, что генеральный секретарь ССАГЗ Абдель Латыф аз-Зияни призвал Иран использовать финансовые средства, которые он получит, «в интересах своего народа и региона».  А.Л.аз-Зияни заявил, что он надеется на то, что «правительство Ирана приложит усилия к упрочению безопасности и стабильности в регионе».

Другую позицию занимает Кувейт. Официальные представители Кувейта призвали Иран к диалогу, отметив, что «диалог лучше противостояния».  Сабах аль-Халед, исполняющий обязанности премьер-министра Кувейта, призвал Иран начать диалог со странами Залива ради обеспечения стабильности региона, и он выразил надежду на то, что ответ Тегерана будет положительным. Кувейтские официальные лица отрицали, что государства Совета сотрудничества приняли согласованное решение отозвать своих послов из Тегерана после аналогичного шага, предпринятого Бахрейном.  Официальная позиция Кувейта заключается в том, что стабильность и безопасность региона требуют налаживания отношений с Ираном, с которым государства ССАГЗ готовы развивать сотрудничество как с соседним государством. Позицию Кувейта поддерживают Оман и Катар.

Руководство ОАЭ не отрицает возможности начала диалога с Ираном, но выдвигает требование об изменении иранской политики в регионе. Государственный министр ОАЭ по внешней политике Анвар Каркаш заявил, что государства ССАГЗ не против диалога, но считают, что его успех целиком зависит от Тегерана. Он подчеркнул, что успех может быть достигнут, если будут прочные основы для проведения диалога и будет желание его достичь. Он добавил: «Оценивая политику в целом, мы видим, что сегодня таких условий не существует». Министр ОАЭ подчеркнул, что Иран должен прежде всего предпринять практические шаги для создания атмосферы доверия. Необходимо также разрешить противоречия между Ираном и его арабскими соседями мирным путем, только тогда увеличатся возможности для достижения стабильности во всех уголках арабского мира. С точки зрения ОАЭ, Иран способен остановить разжигание противостояния в Йемене и Бахрейне, остановить межконфессиональную борьбу в Сирии и Ираке. Иран может потратить деньги, которые он получит в результате подписания соглашения по ядерной программе (а это около 100 млрд долларов) на реформу своей экономики, создание лучшего будущего для своей молодежи, вместо того, чтобы увеличить финансирование «Хизбаллы» и подобных ей структур, вмешивающих в дела арабского мира.

Позиция ОАЭ отразила общие подходы стран ССАГЗ к роли Ирана в современных событиях, происходящих в регионе Ближнего Востока. Во время Стратегического Форума Абу-Даби, организованного политическим центром Эмиратов и проходившего 1-2 ноября 2015 г. в столице этого государства, в выступлениях его организаторов прозвучали слова о том, что «геополитический иранский проект направлен на распространение в арабском мире политики, основанной на конфессиональном принципе, путем прямого вмешательства или поддержки шиитских политических движений, или вооруженных формирований». Этот вывод был проиллюстрирован на примере Ирака, где были поддержаны иракские шиитские партии для заполнения стратегического вакуума и осуществления господства над иракскими государственными структурами. Как отмечалось на Форуме, «тот же сценарий применялся в Сирии, путем поддержки правящего режима со стороны иракских и ливанских шиитских организаций и в Йемене, где была оказана поддержка хоуситам, стремившихся к господству над большинством государственных структур». Иран, по мнению эмиратских исследователей, укреплял свое региональной влияние и «путем поддержки шиитских меньшинств в соседних арабских странах».

Оценка иранской региональной политики, которая прозвучала на Стратегическом Форуме, в котором приняли участие 300 представителей из разных стран, причем, были широко представлены все научные центры государств Совета сотрудничества, отражает их общий подход. В то же время с политической точки зрения официальные позиции отдельных государств отличаются друг от друга, что связано с особенностью их внешней политики, а также положением, занимаемым в регионе. Саудовская Аравия, как государство, стремящееся к региональному лидерству, и сегодня достигшая огромного влияния в арабском геополитическом пространстве, не считает целесообразным идти на компромисс с Ираном, который вряд ли приведет к изменению иранского стратегического курса.  Катар, по-видимому, рассматривает нормализацию отношений с Ираном как способ создания более сбалансированной региональной системы, при которой ему будет легче реализовывать свои амбиции стать одним из региональных центров. Оман и Кувейт ратуют за то, чтобы снизить уровень конфликтности в отношениях с Ираном и найти возможности привлечь его к поиску решений по стабилизации ситуации в регионе. Оман и Кувейт – небольшие государства, внешнеполитическая активность которых традиционно направлена на поиски мирного решения конфликтных ситуаций. Они известны своей посреднической деятельностью и их призывы к Ирану о начале диалога с соседними арабскими государствами соответствуют их готовности пойти на уступки ради достижения общих целей по обеспечению региональной безопасности.

62.83MB | MySQL:102 | 0,851sec