Израиль: духовные лидеры религиозного сионизма не намерены отказываться от Храмовой горы

70 израильских раввинов, принадлежащих к сионистскому течению в иудаизме, обнародовали на этой неделе коллективное письмо под заголовком: «Не отказываемся от горы Дома Господня». Среди подписавших письмо – десятки глав йешив и городских раввинов, включая главного раввина Иерусалима Арье Штерна.

Упомянутое письмо было обнародовано на фоне заявления главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа, поддержанного большинством ультраортодоксальных раввинов – как сефардских, так и ашкеназских, против подъема евреев на Храмовую гору. Дополнительным стимулом к обнародованию письма сионистских раввинов, несомненно, стало решение премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху запретить депутатам Кнессета – как евреям, так и неевреям подниматься на Храмовую гору. Это решение было продиктовано стремлением способствовать ослаблению межэтнической и межрелигиозной напряженности в Израиле, вылившейся в волну палестинского террора.

Сионистские раввины не отрицают право премьер-министра Израиля принимать те или иные тактические решения по поводу Храмовой горы, однако подчеркивают, что любые ограничения, вводимые правительством Израиля в отношении посещения евреями Храмовой горы и еврейской молитвы на ней, могут носить только временный характер. «Народ Израиля не отказывается от Храмовой горы, — сказано в коллективном письме, —   Храмовая гора принадлежит народу Израиля во всех его поколениях уже три тысячи лет, с тех пор, как царь Давид купил ее за полную цену у иевусея Аравны (этот эпизод описан в библейской  Первой книге Хроник, 21 – В.Ч.). На Храмовой горе стояли два Храма народа Израиля на протяжении примерно тысячи лет (имеются в виду Первый Храм, построенный в Х в. до н. и разрушенный вавилонянами в 586 г. до н.э., и Второй Храм, построенный в 516 г. до н.э. и разрушенный римлянами в 70 г. н.э. – В.Ч.), еще до того, как появился ислам. Ни у кого нет полномочий отказаться от Храмовой горы».

В продолжение раввины, подписавшие письмо, ссылаются на касающиеся строительства Третьего Храма пророчества Исайи и Михея и подчеркивают, что «народ Израиля молится, чтобы мы удостоились осуществления этих пророчеств в скорости, во дни наши».

На основании этого письма в контексте нынешней политической ситуации в Израиле могут быть сделаны два основных вывода:

  1. Духовные лидеры религиозных сионистов бросают открытый вызов Верховному раввинату. Поскольку именно религиозные сионисты были в свое время (в начале 20-х годов прошлого века) инициаторами создания этого учреждения, в котором они видели один из символов восстановления еврейского суверенитета в Эрец-Исраэль, и именно они до самого последнего времени пытались защищать достоинство и престиж Верховного раввината, данное коллективное письмо приведет к заметному ослаблению позиций этого учреждения, которые и без этого многие израильтяне в наше время считают изжившим себя.
  2. Духовные лидеры религиозных сионистов призывают израильское правительство укрепить израильский суверенитет на Храмовой горе и демонстративно напоминают всему миру о праве евреев на Храмовую гору. Одновременно с этим они признают право правительства Израиля принимать, исходя из тактических соображений, те или иные решения, временно ограничивающие права евреев на Храмовой горе. А это именно то, что реальности требуется в настоящий момент Биньямину Нетаньяху. Обращает на себя внимание и тот факт, что лидер входящей в правящую коалицию религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет счел необходимым сделать заявление по поводу Храмовой горы, полностью соответствующее позиции, изложенной в письме сионистских раввинов.

image001

Коллективное письмо сионистских раввинов по поводу Храмовой горы.

52.31MB | MySQL:108 | 0,532sec