Визит эмира Кувейта в Россию

9-10 ноября 2015 г. состоялся официальный визит главы кувейтского государства эмира Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха в Россию. Визит был давно ожидаемым, сроки его неоднократно переносились. Встречи Сабаха Аль-Ахмеда с президентом РФ В.В.Путиным проходили в президентской резиденции в Сочи. Хотя визит был назван официальным, по своему формату он скорее напоминал рабочий краткий визит для обмена мнениями и подписания ряда документов рекомендательного характера.

По всей вероятности, переговоры между главой кувейтского государства и российским президентом были предварительно согласованы между Кувейтом и государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Залива, членом которого является Кувейт. Прежде всего, необходимо принимать во внимание тот факт, что Кувейт действует сегодня совместно с Саудовской Аравией – лидером этой организации. Они имеют  единые  цели, но используют разные методы. Главной целью для этих двух стран является достижение прекращения огня в Сирии и начало там переходного периода, призванного стабилизировать ситуацию в этой стране. Саудовские дипломатические усилия, направленные на то, чтобы убедить российское руководство отказаться от прямой поддержки режима Башара Асада, не дали положительных результатов. Эмир Сабах Аль-Ахмед является очень опытным политиком и дипломатом, он на протяжении 40 лет возглавлял Министерство иностранных дел Кувейта, и его деятельность на этом посту была очень успешной. Сам эмир как политик известен тем, что успешно исполняет роль медиатора, способствуя сближению точек зрения противоборствующих сторон. Видимо, его визит в Россию и был направлен на то, чтобы достигнуть взаимопонимания с российской стороной по вопросам, которые имеют принципиальное значение для государств Совета сотрудничества и по которым глава кувейтского государства предполагал найти приемлемые для обеих сторон решения.

Несмотря на то, что визит эмира Кувейта в Россию проходил в очень сложный для ближневосточного региона период, связанный с многочисленными кризисными ситуациями, в которых активное участие принимают государства-члены Совета сотрудничества арабских государств Залива, на сайте президента Российской Федерации  о результатах визита кувейтской делегации говорилось лишь о том, что были обсуждены перспективы развития двусторонних отношений и актуальные международные вопросы. Одновременно обе стороны подписали и некоторые соглашения, среди которых

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Кувейт о безвизовых поездках владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов, а также Меморандум о взаимопонимании между Министерством культуры Российской Федерации и Национальным советом по культуре, искусству и литературе Государства Кувейт о сотрудничестве в области культуры и искусства. Наряду с этими двумя соглашениями речь шла о Меморандуме о сотрудничестве в области транспорта между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством коммуникаций Государства Кувейт, Меморандум о намерениях по военно-техническому сотрудничеству между ОАО «Рособоронэкспорт» и Министерством обороны Государства Кувейт, а также о Меморандуме о взаимопонимании между ПАО «Газпром» и Кувейтской нефтяной корпорацией. Как и в случае с состоявшимся летом 2015 г. визитом в Санкт-Петербург саудовского заместителя наследника престола принца Мухаммеда бен Сальмана, во время визита было подписано и Соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и Кувейтским инвестиционным агентством об увеличении совместных инвестиций в Россию.

Стоило бы сразу заметить, что все подписанные в Сочи кувейтско-российские соглашения не носят обязательного характера, а лишь намечают возможные направления будущего сотрудничества, что подтверждает предположение о том, что главной целью визита было не обсуждение путей развития и укрепления сотрудничества на двустороннем уровне, а поиск компромиссных решений по ситуации на Ближнем Востоке, и, прежде всего, в Сирии.

В кувейтских СМИ этому визиту не было уделено повышенного внимания.  Оценки были даны самые общие. Говорилось о том, что переговоры проходили в атмосфере конструктивности и откровенности, назывались все соглашения, которые были подписаны и которые призваны содействовать развитию сотрудничества между двумя странами. Были приведены факты из истории отношений двух стран. Отмечалось, что среди региональных проблем были обсуждены кризисные ситуации в Сирии, Ираке, Йемене, а также проблемы урегулирования ближневосточного конфликта. Кувейтская пресса подчеркивала, что результатом этих обсуждений был обмен мнениями и лучшее понимание позиций двух сторон, касающихся региональных проблем.

Единственным практическим результатом визита стало, как отмечали некоторые издания, достижение договоренности о создании согласованного сторонами списка террористических организаций, действующих сегодня на территории Сирии. Но решить эту задачу будет, по-видимому, не так просто. Конечно, обе стороны заявляют о своей готовности совместно вести борьбу против терроризма, однако, у них есть разное понимание того, какие организации можно отнести к разряду террористических.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что визит эмира Кувейта, скорее всего, не дал тех результатов, которых ожидали от него страны Совета сотрудничества, координирующие свою политику в регионе Ближнего Востока и имеющие общие позиции по всем актуальным региональным вопросам.

62.83MB | MySQL:102 | 0,473sec