Ситуация в Ливии: октябрь 2015 г.

2 октября стал известен печальный итог 4-летнего периода, прошедшего с момента гибели Муамара Каддафи. По данным Офиса ООН по координации вопросов оказания гуманитарной помощи, вооруженные конфликты, раздирающие Ливию, в той или иной степени воздействовали на половину населения страны, которое нуждается в гуманитарной помощи.

«Свыше 3 млн ливийцев затронуты вооруженными конфликтами и политической нестабильностью в стране, из них 2,44 млн находятся в ситуации, требующей их защиты и оказания гуманитарной помощи», — отмечалось в докладе. Согласно его авторам, эти конфликты затронули как перемещенных лиц, так и местное население, проживающее в охваченных насилием городах Бенгази, Триполи, Мисурата, Сирт, Себха и Дерна.

В результате продолжающегося уже год самого серьезного конфликта — между перебравшимися в Тобрук международно признанными правительством и парламентом Ливии и окопавшимся в Триполи исламистским «правительством», сформированным альянсом «Рассвет Ливии», вынужденно перемещенными лицами стали свыше 400 тысяч человек.

6 октября французские СМИ озаботились вопросом — совершают ли французские солдаты секретные спецоперации в Алжире, Ливии и Нигерии? Если верить «Официальной газете», ответ на этот вопрос положительный. Однако Минобороны Франции формально опровергло такое предположение, потребовав от издания убрать «ошибочно» размещенный текст соответствующего распоряжения министерства.

Упомянутое распоряжение датировано 25 сентября и подписано министром обороны Жаном-Ивом Ле Дрианом. Оно опубликовано «Официальной газетой» 1 октября и предусматривает выплаты компенсаций в случаях «инвалидности и гибели» для военнослужащих, участвующих в операции «Бархан». Формально эта операция проводится на территории пяти стран Сахеля — Мали, Нигера, Чада, Мавритании и Буркина-Фасо. Но в распоряжении упоминается и ряд соседних стран, где также действуют джихадисты и где французские военные формально не представлены. Это — Алжир, Ливия и Нигерия.

Согласно тексту распоряжения, оно распространяется на «военных, участвующих во внешних операциях на территории Исламской Республики Мавритания, Республики Сенегал, Республики Мали, Алжирской Народно-Демократической Республики, Республики Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Республики Нигер, Ливии, Республики Чад, Федеративной Республики Нигерия, Республики Камерун и Центрально-Африканской Республики».

Кроме министра обороны, текст распоряжения подписали министр финансов и госсекретарь по вопросам бюджета.

Как утверждалось в опровержении военного ведомства, в текст распоряжения вкралась ошибка географического плана. Тем не менее информация о нем вызвала зубовный скрежет в Алжире и Ливии.

Напомним, что в рамках операции «Бархан» французские военные развернули свой передовой пост в Мадаме на севере Нигера близ границы с Ливией.

9 октября в марокканском Схирате эмиссар ООН в Ливии Бернардино Леон объявил о формировании ливийского правительства национального единства. Его возглавил Файез ас-Саррадж. Тремя вице-премьерами стали Ахмад Мейтиг, Фатхи аль-Меджбри и Муса аль-Кони. В составе нового кабинета значились 17 министров. Для вступления в силу соглашения его должны были одобрить оба парламента.

Новый премьер — уроженец Триполи. Ему 55 лет. Он считается близким к Всеобщему национальному конгрессу (ВНК), обосновавшемуся в Триполи. Таким образом фактически ООН в лице Б.Леона и Европа пошли на поводу у исламистов, контролирующих столицу Ливии. Тем более было удивительно то, что Триполи отверг предложенный ООН состав нового правительства. Тобрук также намеревался отвергнуть новый кабинет. Его представители не без оснований утверждали, что их поставили перед свершившимся фактом.

Уже 19 октября несколько западных и арабских стран призвали всех участников переговорного процесса по Ливии «немедленно принять политическое соглашение», предложенное ООН 9 октября и предусматривающее формирование правительства национального единства. Совместное коммюнике, распространенное в Париже, подписали, в частности, такие региональные игроки, как Алжир, Марокко, Тунис, ОАЭ, Катар и Турция. Подписанты этого документа заявили о готовности «работать с правительством национального единства, и по его запросу поддержать новый кабинет в борьбе против терроризма, и в частности, против группировок «Исламское государство» и «Ансар аш-шариа»».

До этого, 17 октября, Совет Безопасности ООН пригрозил санкциями в отношении тех ливийских политиков, которые подрывают переходный политический процесс в Ливии.

Как и ожидалось, большинство депутатов международно признанного парламента Ливии 19 октября без голосования отвергло мирный план ООН.

21 октября Б.Леон был вынужден заявить, что переговорный процесс с участием представителей двух ливийских парламентов продолжится вопреки тому, что и Триполи, и Тобрук отвергли мирный план ООН. По его оценке, переговорный процесс не умер, и «политическое решение для Ливии будет найдено».

15 октября шотландская Фемида объявила об идентификации еще двух ливийцев, подозреваемых в причастности к взрыву в небе над Шотландией в 1988 году американского авиалайнера, совершавшего рейс по маршруту Лондон — Нью-Йорк. В результате того теракта погибли 270 человек. До этого главным обвиняемым был ливиец Абдельбассет аль-Меграхи, осужденный в Шотландии на пожизненное заключение и скончавшийся в мае 2012 года в Ливии, три года спустя после того, как власти Шотландии выдали его в связи с болезнью.

В 2003 году прежний ливийский режим формально признал свою ответственность за теракт над Локерби, а затем выплатил компенсации родственникам погибших в размере 2,7 млрд долларов.

Уже 16 октября стали известны имена тех, кого подозревали в причастности к «делу Локерби». Речь шла о главе ливийских спецслужб Абдалле Сенусси и некоем Мухаммеде Абу Эджайле. Первый из них находится в заключении в одной из ливийских тюрем. Про второго известно, что его имя может быть Мухаммед Абу Эджайла Масуд, пиротехник по профессии.

21 октября прокуратура Триполи, любыми путями пытающегося узаконить свое существование, заявила, что намерена сотрудничать в связи с новым направлением расследования «дела Локерби». Тем не менее представитель прокуратуры заявил, что пока не получал никаких запросов на этот счет. Последнее вряд ли удивительно, если вспомнить, что все институты власти, связанные с Триполи, являются непризнанными.

В связи с начавшейся 30 сентября российской военной операцией в Сирии ожидаются новые угрозы безопасности Ливии и Туниса. Они связаны с тем, что из Сирии хлынул поток из сотен тунисцев, воевавших в рядах «Исламского государства» (ИГ). При этом им вряд ли стоит рассчитывать на теплый прием у себя на родине, поэтому многие из них отдадут предпочтение Ливии со всеми вытекающими для нее последствиями. По данным тунисских властей, таких уже насчитывается 250 из 5 тысяч тунисцев, состоявших в рядах ИГ. Их список известен тунисским властям.

Обратил на себя внимание визит 10 — 11 октября в Нджамену командующего силами правительства в Тобруке генерала Халифы Хафтара. Чад известен своей бескомпромиссной позицией в части борьбы с джихадистами. В Нджамене ливийского генерала в течение двух часов принимал президент Идрис Деби. Одна из проблем для последнего связана с чадскими повстанцами, выходцами из племени тубу. Это племя проживает на севере Чада и юге Ливии. В Тобруке и Нджамене опасаются, что их формирования могут договориться с действующими на юге Ливии джихадистами.

19 октября неизвестные обстреляли из минометов один из центральных кварталов Бенгази. В результате обстрела погибли 5 человек из числа мирного населения, в том числе дети. В тот же день одно из формирований ИГ объявило о казни на востоке Ливии двух человек. Один из них был представлен суданским христианином, второй — ливийцем, воевавшим на стороне правительства в Тобруке.

Уже 23 октября в центре Бенгази минометному обстрелу подверглась манифестация против проекта формирования правительства национального единства, предложенного ООН. В результате обстрела погибли по меньшей мере 12 человек, до 40 получили ранения. Никто не взял на себя ответственность за этот обстрел, осужденный основными ответственными за ливийскую трагедию – Францией, Великобританией, Италией, Германией, Португалией, Испанией, США, а также Миссией ООН в Ливии.

27 октября в районе Триполи разбился вертолет, на борту которого находились больше 20 человек, главным образом – полевые командиры контролирующего столицу альянса «Рассвет Ливии». По первоначальным данным, в результате падения вертолета, ставшего следствием огня по нему с земли, погибли 18 человек, и в частности, видный полевой командир одного из формирований альянса «полковник» Хусейн Абу Дайя. На борту машины также находились служащие одного из банков, перевозившие наличность, предназначавшуюся для чиновников. Точное число находившихся на борту человек установить не удалось, поскольку вертолет упал в море. Триполи тут же обвинил Тобрук в уничтожении этой машины. Последний отверг это обвинение. Понятно, что этот инцидент никак не мог способствовать прогрессу в отношениях между двумя правительствами.

И в качестве резюме. 20 октября, в четвертую годовщину гибели лидера ливийской революции, появилось множество комментариев относительно перспектив этой территории, которую сейчас вряд ли можно назвать страной. В частности эксперт по Ближнему Востоку американского аналитического центра Stratfor Майкл Найби-Оску предсказал, что «для того, чтобы Ливия смогла сформировать национальную идентичность, потребуются многие годы, а то и десятки лет». К сожалению, это очень похоже на правду.

52.24MB | MySQL:103 | 0,443sec