Спорные вопросы в отношениях Израиля и ЕС

Государство Израиль в настоящий момент находится в стадии непростых отношений со своими ключевыми партнерами на международной арене в лице США, России и ЕС. Данная внешнеполитическая реальность обусловлена несколькими факторами, включающими региональные реалии и процессы, происходящие внутри государств-партнеров. В первом вопросе существенное значение имеет палестино-израильское противостояние, крайне обострившееся в последнее время, что проявилось во всплеске террористической активности. Второе касается трансформации внешнеполитических установок стран. На протяжении последнего времени Израиль поэтапно пытался выяснить точку зрения России, ЕС и США по ключевым для себя вопросам. Первой в этом списке оказалась Москва, визит в которую премьер-министр совершил в сентябре 2015 года. Также в числе ключевых внешнеполитических событий последнего времени значились многочисленные встречи с представителями военно-политических кругов США.

На фоне этих процессов отношения с Европейским союзом в некотором смысле отошли в тень, что незамедлительно сказалось на характере взаимодействия. В прошедшем месяце можно назвать лишь две значимые  встречи с европейскими партнерами. Важнейшей, с точки зрения перспектив контактов с ЕС, можно считать переговоры Б.Нетаньяху и Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Ф.Могерини. Тогда основным вопросом в повестке дня оказалась возросшая террористическая активность. Израиль на тот момент стремился к продвижению в рамках Евросоюза идеи о том, что волна насилия является следствием действий не только ХАМАСа и подобных организаций, но и Палестинской национальной администрации. Также, по словам главы израильского правительства, в лице Ф.Могерини он встретился с партнером, который признает Израиль демократическим государством, противостоящим террору[i]. Сосредоточившись на описании действий палестинской стороны, израильское руководство не уделило достаточно внимания проблемам отношений Израиля и ЕС. В данном случае можно предполагать, что ставка была сделана на ранее высказанную главой европейской дипломатии решимость добиться разрешения конфликта в течение срока действия ее полномочий. Однако это предположение вскоре привело к негативным последствиям.

Уже 11 ноября 2015 г. премьер-министр Б.Нетаньяху был вынужден выступить с резким заявлением в адрес принятого в тот же день Еврокомиссией «Пояснительного примечания по указанию происхождения товаров с территорий, оккупированных Израилем с июня 1967 г.»[ii]. По словам главы правительства, данная инициатива является лицемерным шагом. Также премьер-министр обвинил Евросоюз в применении двойных стандартов, поскольку из всех сторон, вовлеченных в международные конфликты, лишь Израиль вынужден сталкиваться с такого рода практикой. Не забыл Б.Нетаньяху упомянуть о том, что своим решением Европа навредит не экономике его государства, способной справиться с этим испытанием, а палестинцам, работающим на указанных территориях[iii]. Наряду с этим Министерством иностранных дел было распространено заявление, в котором говорилось, что решение Евросоюза продиктовано политическими, а не техническими соображениями. Более того, было подчеркнуто, что оно не только не способствует, но и препятствует дальнейшему урегулированию конфликта. Объясняется это тем, что указанный шаг лишь укрепит палестинскую веру в возможность добиваться своих целей путем бойкота Израиля. Отдельно внешнеполитическим ведомством было упомянуто, что этот шаг скажется на характере отношений между Израилем и ЕС[iv]. Как стало известно позднее из сообщений СМИ, заместителем министра иностранных дел Ц.Хотовели была высказана идея приостановления диалога по политическим вопросам с представителями Европейского союза в знак протеста против указанного решения.

Таким образом, сложившаяся ситуация продемонстрировала сразу несколько слабых сторон во внешнеполитической линии Б.Нетаньяху. Программа борьбы с бойкотом Израиля, над которой с подачи премьер-министра на протяжении последнего времени работали правительственные чиновники и дипломаты, не показала свою эффективность. В данной ситуации оказалась права представитель оппозиции Ц.Ливни, ранее озвучивавшая идею о том, что с этим процессом Израиль должен бороться наступательными методами. Изменить отношения с ЕС теперь будет возможно только по линии двустороннего взаимодействия с государствами-членами организации. Такая вероятность появилась, прежде всего, ввиду того, что в правительственных кругах ФРГ стали звучать заявления о несогласии с данной инициативой. Этот шаг со стороны представителей властей Германии можно считать следствием переговоров, проведенных Б.Нетаньяху во время его октябрьского визита в Берлин.

[i]  PM Netanyahu meets with EU Senior Envoy Federica Mogherini // Israel Ministry of Foreign Affairs. 22.10.2015. URL: // Israel Ministry of Foreign Affairs. 11.11.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/PM-Netanyahu-meets-with-EU-Senior-Envoy-Mogherini-22-October-2015.aspx

[ii] Interpretative Notice on indication of origin of goods from the territories occupied by Israel since June 1967. Brussels, 11.11.2015. C(2015) 7834 final. / European Comission. 4 p.

[iii] См.: PM Netanyahu’s response to EU decision regarding product labeling // Israel Ministry of Foreign Affairs. 11.11.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/PM-Netanyahu-responds-to-EU-decision-regarding-product-labeling-11-November-2015.aspx

[iv] См.: MFA response to EU decision regarding product labeling // Israel Ministry of Foreign Affairs. 11.11.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Israel-condemns-EU-decision-on-labeling-11-Nov-2015.aspx

52.25MB | MySQL:103 | 0,481sec