Страны Ближнего Востока имеют более сложную и разветвленную систему трубопроводов, чем государства Северной Африки. Во-первых, в этом регионе сосредоточено больше углеводородного сырья. Во-вторых, многие страны здесь могут выбирать между несколькими маршрутами для экспорта нефти и газа: Персидский залив, Средиземное море, Красное море, либо газопроводы в соседние государства. В статье будут рассмотрены наиболее важные существующие газовые и нефтяные трубопроводы стран-экспортеров, а также запланированные проекты. Также речь пойдет об основных странах-транзитерах.
Трубопроводы стран БВ
Страны-производители
Саудовская Аравия
Саудовская Аравия обладает трубопроводной системой протяженностью более 17 тыс. км. При этом территориально она охватывает сравнительно небольшой участок. По сути, основные непротяженные трубопроводы соединяют месторождения на востоке страны с экспортными портами в том же районе. Несколько трубопроводов выводят саудовскую нефть на западный экспортный маршрут — к портам на Красном море, а также на север в Ирак. Также трубопроводы протянуты до основных нефтяных НПЗ страны: Рас-Таннура, Рабиг, Янбу, эр-Рияд и Джидда. Общая мощность всех этих заводов — порядка 1,6 млн барр./день.
Нефтегазовая инфраструктура Саудовской Аравии
Подробнее хотелось бы остановиться на маршруте «Восток-Запад», Трансаравийском и Иракском трубопроводах.
Трубопровод «Восток-Запад» (East-West pipelines) является важнейшим инфраструктурным объектом для транспортировки саудовского сырья с востока страны на запад. Он обеспечивает не только выход ресурсов на другой экспортный маршрут — через Красное море в Европу, но и транспортирует сырье на перерабатывающие заводы на западе страны, где находится много крупных населенных пунктов и промышленных центров. А нефть пока остается главным ресурсом для получения электричества в Саудовской Аравии. Протяженность трубопровода Восток-Запад составляет порядка 1170 км. Его мощность — 5 млн барр./день. Оператором трубопровода является основная компания страны — Saudi Aramco. Нитки нефтепровода были введены в строй в 1984 г.
Параллельно с нефтяной трубой проложена и газовая, мощностью 290 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день. Это наиболее протяженный газопровод в королевстве. Он необходим для транспортировки газа на нефтехимические заводы в районе Янбу.
Два других трубопровода — Трансаравийский и Иракский — не функционируют уже на давно. Трансаравийский нефтепровод (Trans-Arabian Pipeline или Tapline) соединял расположенную на востоке КСА Аль-Кайсуму с портом Сидон в Ливане (транзитом через Иорданию и Голанские высоты, которые тогда являлись частью Сирии). Его пропускная способность — 500 тыс. барр./день, длина — порядка 1200 км, диаметр трубы — 760 мм. Трубопровод начал функционировать в 1950 г., однако после 1967 г., когда в ходе Шестидневной войны контроль над Голанскими высотами перешел Израилю, объект постоянно подвергался атакам. В итоге к 1976 году участок севернее Иордании был выведен из строя. Полностью нефтепровод перестал функционировать в 1990 г. после начала войны в Кувейте (Иордания не встала на сторону Кувейта и Саудовской Аравии). С тех пор периодически появляются сообщения о возможной реставрации и восстановлении трубопровода, в основном они приходят из Иордании, которой необходимо удовлетворять рост спроса на энергоресурсы.
Иракский нефтепровод через Саудовскую Аравию (Iraq Pipeline through Saudi Arabia — IPSA) также перестал функционировать из-за вторжения С.Хусейна в Кувейт в 1990 г. Этот нефтепровод был предназначен для транспортировки иракского сырья в саудовский порт Муаззин на Красном море. Первая нитка трубопровода была сдана в эксплуатацию в 1987 г., вторая — в 1990. Диаметр труб варьируется от 1200 мм до 1400 мм.
Из Саудовской Аравии есть нефтепровод (две нити) в Бахрейн, по которому в эту страну поступает саудовская нефть. Причем в сентябре это года страны подписали соглашение о строительстве еще двух ниток трубопровода. Его протяженность составит 115 км. Стоимость заключенного контракта $300 млн.
Ирак
Спецификой Ирака является то, что залежи нефти здесь расположены в основном в двух районах — на севере страны (Киркук и Регион Курдистан) и юге (месторождения недалеко от портов Персидского залива). Основные экспортные пути для Ирака — через Персидский залив и в порты Турции. При этом нефтеперерабатывающие заводы расположены в центральной части Ирака (Багдад) и недалеко от Киркука (НПЗ Байджи). Таким образом, между собой соединены трубами район Киркука, Багдад и порты на юге, также экспортные трубопроводы направлены в Турцию и Сирию.
Главным национальным нефтепроводом является Стратегический трубопровод от месторождений Киркука до Персидского залива. Трубопровод проходит через столицу страны и может функционировать в реверсивном направлении, доставляя сырье с южных месторождений близ Персидского залива в Багдад.
Наиболее интересная ситуация сложилась с основными экспортными трубопроводами между Ираком и Турцией. Дело в том, что существует два трубопровода: один, контролируемый центральным правительством Ирака; второй — построенный правительством Региона Курдистан. После введения в строй своего собственного нефтепровода в мае 2014 г. Эрбиль начал самостоятельные поставки углеводородов в Турцию в обход Багдада. С тех пор курдская автономия постоянно наращивала объемы экспорта нефти по своему трубопроводу и сентябре 2015 г. объемы собственного экспорта достигли 602 тыс. барр./день.
Нефтяная инфраструктура Ирака
С экспортом ресурсов в Турцию в последнее время постоянно возникают проблемы. Причем причиной их становятся подрывы труб на турецком участке. Только в августе 2015 г. показатели экспорта курдской нефти упали на 30% по сравнению с июлем в связи с тем, что трубопровод был закрыт на 9 дней. По подсчетам Министерства природных ресурсов Региона Курдистан, в период с июля по сентябрь курдская автономия недополучил порядка $500 млн из-за проблем с турецкими нефтепроводами.
Из Ирака протянут и нефтепровод в Сирию до порта Банияс. Ранее он использовался как дополнительный экспортный маршрут. Однако, после начала гражданской войны в САР, а затем и наступлением ИГ в Ираке, нефтепровод практически не функционирует.
Иран
Особенно интересна ситуация в Иране. Дело не только в том, что Иран скоро выйдет на мировой рынок углеводородов после снятия санкций. В силу специфики экономической географии этой страны, сырье для внутреннего рынка Ирана транспортируется с юга на северо-запад, где сосредоточены перерабатывающие мощности и промышленность. Для экономии на логистике Иран в период до ужесточения санкционного режима активно прибегал к своп-операциям с нефтью и газом со странами-соседями. Таким образом, Иран получал нефть из Азербайджана, Туркменистана и Казахстана и использовал его для нужд северных районов. Затем отгружал с южных портов свою нефть для исполнения экспортных обязательств своих соседей.
Нефтегазовая инфраструктура Ирана
Сейчас на этапе строительства находится газопровод Иран-Пакистан, который в дальнейшем может быть продлен до Китая. Строительство этого трубопровода планируется закончить в ближайшие год-два. Ранее существовали планы продлить его до Индии, однако в силу политических разногласий и опасений по поводу безопасности проект был отложен. На данном этапе ключевую роль в строительстве газопровода играют китайские компании. Труба диаметром 1000 мм протянется на 900 км. Планируется, что она обеспечит поставки газа в Пакистан в объеме 21 млн куб. м/день.
Другие государства Персидского залива обладают необходимой инфраструктурой для перекачки нефти и газа к экспортным портам и терминалам СПГ. Из интересных проектов в этом районе можно назвать лишь упомянутые ранее новые нитки нефтепровода из Саудовской Аравии в Бахрейн, а также проект трубопровода Иран-Оман. В конце августа с. г. между странами было подписано соглашение о строительстве 400-километрового газопровода, через который Оман будет закупать у Исламской Республики газ в объеме 28 млн куб. м/день в течение 15 лет.
Йемен
Йемен отличается тем, что его трубопроводная система полностью изолирована от других стран региона. Всего в Йемене проложено три нефтепровода от месторождений в центральной части страны до южных и западного портов Аш-Шихр, Бир Али и Рас-Исса соответственно. Также существует газопровод, который доставляет сырье на СПГ-терминал Бальхаф, который находится на юго-востоке страны. На данный момент, из-за сложной военно-политической ситуации в стране, трубопроводы практически не функционируют.
На протяжении многих лет ходили слухи о строительстве нефтепровода между Саудовской Аравией и Йеменом. Однако планы так и не были осуществлены.
Египет и Восточное Средиземноморье
Египет является небольшим поставщиков сырья на мировые рынки по сравнению со своими соседями из района Персидского залива (добывает в среднем порядка 700 тыс. барр./день). Тем не менее в стране развита инфраструктура по транспортировке нефти и газа. Трубопроводы связывают месторождения углеводородов с заводами по переработке и несколькими экспортными портами на Средиземном и Красном морях. Что касается межгосударственных трубопроводов, то Египет связан с Иорданией, Сирией, Ливаном и Израилем через единственный экспортный трубопровод — Арабский трубопровод (Arab Pipeline). С Европейскими странами Египет не связан нефтегазовой инфраструктурой. Во-первых, трубопроводы в Грецию или Турцию провести практически не возможно из-за глубоководности Средиземного моря. Во-вторых, в таких проектах в последнее время не было нужды, так как экспортные способности Египта серьезно снижаются. Египет уже несколько лет потребляет больше нефти, чем производит. Растет крайне быстро и потребление газа, хотя пока Египет еще способен экспортировать «голубое топливо», что он и делает в виде торговли СПГ.
Арабский трубопровод проходит по маршруту Аль-Ариш — Таба — Акаба — Амман — Дамаск — Хомс, в Израиль трубопровод протянут под водой от Аль-Ариша. Египетский участок трубы практически перестал функционировать после падения правительства Х.Мубарака. С началом Арабской весны он постоянно подвергается атакам. Наиболее серьезный ущерб нанесли взрывы трубопровода в июле 2011 г., декабре 2013 г. и январе 2014 г. Всего количество подрывов исчисляется уже десятками. Несмотря на это, в марте 2015 г. в СМИ прошла информация о том, что «частные лица» из Египта подписали с израильтянами контракт на поставку газа с израильского месторождения «Тамар» в Египет на сумму $1,2 млрд. Газ должны были экспортировать по Арабскому газопроводу. Его пропускная способность — 7 млрд куб. м/год.
Арабский трубопровод
Вообще, ситуация с газовой инфраструктурой в Восточном Средиземноморье сейчас крайне интересна. Существует перспектива соединения трубопроводами Египта, Израиля и Кипра. Причем, Египет в таком случае выступит в роли импортера энергоресурсов. Обнаруженные сравнительно недавно и пока не осваиваемые запасы газа Израиля и Кипра заставили всерьез говорить о возможности превращения этих двух государств в страны-экспортеры газа.
При этом в конце августа этого года и в Египте было открыто очень крупное месторождение газа — «Аз-Зор». Его запасы оцениваются в 850 млрд куб. м. И хотя с точностью об этих показателях можно будет говорить не ранее, чем через полгода-год, «Аз-Зор» может внести серьезные изменения в планы трех стран региона.
Сейчас египетские, израильские и кипрские власти говорят о том, что переговоры по строительству газопроводов и экспорту газа в Египет не будут приостановлены. Однако с весны 2015 г. никаких реальных договоренностей или проектов между странами анонсировано не было. Последние новости относятся к февралю 2015 г. Тогда Египет и Кипр подписали Меморандум о взаимопонимании по совместной разработке кипрских углеводородов и их импорту в Египет. Теперь стороны, видимо, будут ждать результатов оценок на месторождении «Аз-Зор».
Для Израиля и Кипра другим возможным направлением экспорта газа и, соответственно, строительства трубопроводов может быть Турция. Однако, здесь появляется еще одна проблема Восточного Средиземноморья — политические и территориальные споры между странами. Израилю сложно будет договориться со своими арабским соседями, Кипру — с самой Турцией. Кроме того, существуют разногласия по поводу морских границ между Ливаном и Израилем, Турцией и Кипром.
Страны-транзитеры
Поистине уникальное положение в регионе занимает Турция. Она лежит на пути транзита нефти и газа из крупнейших стран-экспортеров. Уже готовы, строятся или только планируются транзитные маршруты из России, Туркменистана, Азербайджана, Ирана, Ирака, Кипра. Турция может быть воротами в Европу для стран, обладающих примерно 70% нефтяных и газовых запасов мира. Уже сейчас в Турцию поступают российские углеводороды (газопровод «Голубой поток»), азербайджанские (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и параллельный ему Южно-кавказский газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум), иракские (Ирак-Турция, курдский нефтепровод Киркук-Джейхан), иранские (газопровод Табриз-Анкара).
Но самое интересное здесь — это запланированные проекты. Во-первых, сейчас происходит реализация проекта расширения «Южного коридора», который включает расширение участка Южно-кавказского газопровода и строительство турецкого участка — TANAP (Трансанатолийский газопровод). Церемония закладки его фундамента состоялась в марте 2015 г., а первый газ по нему должен пойти в 2018 г. Газопровод пройдет с востока Турции (от Южно-кавказского газопровода) на запад. А там соединится с трубопроводом TAP (Трансадриатический газопровод), который пройдет через Грецию и Албанию в Италию. Запланированная мощность TANAP — 16 млрд куб. м/год, ТАР — 10-20 млрд куб. м/год. Главным акционером в первом проекте является азербайджанская национальная компания SOCAR, во втором — SOCAR и британская BP и норвежская Statoil.
Южно-кавказский газопровод, проекты TANAP, TAP
Во-вторых, конечно же, нельзя не сказать о проекте «Турецкий поток», который продвигает Россия. Изначально, после отказа от строительства «Южного потока», представители России заявляли о том, что новый, турецкий проект будет включать четыре нитки газопровода. Первая нитка будет транспортировать «голубое топливо» для внутренних нужд Турции, другие три — для экспорта в Европу. Однако несмотря на громкие заявления, на данный момент более или менее уверенно можно говорить лишь о строительстве одной нитки. Да и подписание соглашения по ней все время откладывается. С каждым месяцем возможность строительства других кажется все менее вероятной.
Предполагаемый маршрут «Турецкого потока» с сайта компании «Газпром»
Первая нитка «Турецкого потока», по заявлению представителей «Газпрома», будет стоить $4,86 млрд. Мощность каждой нитки должна составить 15,75 млрд куб. м/год.
Из ранее планировавшихся трубопроводов через Турцию необходимо вспомнить Nabucco. Он должен был протянуться из Туркмении и Азербайджана в Турцию, затем страны Европы (Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию, Германию). Его мощность должна была составить порядка 30 млрд куб. м/год. Разрабатывался проект с 2002 г., а закрыт был в 2013 г.
Сирия имела сравнительно развитую нефтегазовую инфраструктуру, учитывая ее скромные запасы углеводородов. Газопроводы и нефтепроводы связывали между собой месторождения трех главных углеводородных районов страны — Аль-Хасеке, Дейр эз-Зор и Хомс. Кроме того, в Сирию через Арабский газопровод поступал египетский газ, оттуда он шел в Ливан. Также Сирия получала иракскую нефть, часть направлялась также в Ливан, часть — в порт Банияс. В последние два года транзитные нефтепроводы в стране не функционировали. О том, в каком состоянии находится сирийская инфраструктура, обеспечивающая внутренние потребности страны, говорить сложно.