Что стоит за активизацией военных связей ОАЭ с Эритреей

Мы уже сообщали о том, что в результате серьезного политического и дипломатического скандала между Джибути и ОАЭ, последние совместно с Саудовской Аравией аннулировали свой проект по строительству военной базы в Джибути с целью оптимизации логистической поддержки операций сил аравийской коалиции в Йемене. В последний месяц наметился некий прорыв в этом затяжном скандале, который по большому счету вызван серьезным игнорированием джибутийской стороной бизнес-интересов эмиратовцев в местной инфраструктуре морских портов. Джибутийский президент И..Гелле предпринял вояж в Эр-Рияд, который в принципе закончился компромиссом между сторонами. Саудовская Аравия пообещали серьезно инвестировать в джибутийскую экономику, в том числе и в рамках экспорта углеводородов по сниженным ценам, а также разместить два своих командных пункта в этой стране. При этом ОАЭ пока своей активности в Эритрее не снижают. Безусловно, это связано с двумя соображениями. Стоимость аренды логистической инфраструктуры в стране-изгое на порядок ниже, чем в Джибути, да и географическое положение Эритреи повыгоднее с точки зрения разворачивания операций в Йемене. Да и сам факт присутствия эмиратовских военных в Эритрее, отношения с которой у джибутийских политиков традиционно сложные, является дополнительным козырем  в рамках получения от И..Гелле дополнительных преференций. Ну и конечно, союз с Асмэрой связан и с чисто геополитическими причинами: ОАЭ и КСА таким образом отрывают Эритрею из плотной орбиты Ирана, в которой эта страна находилась долгое время. Это обусловлено тем, что именно территория Эритреи использовалась Тегераном для переправки оружия через суданский транзит на Синай, а затем — в сектор Газа. Кроме того, в конечных планах Эр-Рияда и создание базы сил СААПГЗ в Джибути, что и без йеменского узла позволяет контролировать логистические пути через Баб-эль-Мандебский пролив.

ОАЭ уже примерно месяц используют эритрейский порт, что позволяет серьезно сократить «логистическое плечо», для организации материально-технического снабжения сил аравийской коалиции в Йемене. Для этого используется пока три грузовых судна, которые регулярно перебрасывают не только боеприпасы, но и суданский контингент, принимающий участие в боях за Таиз. Пока, правда, в большей степени пассивно, что вынуждает КСА и ОАЭ возобновить десантирование местному исламистскому ополчению оружия и боеприпасов. Эмиратовцы перебросили сначала 450 суданцев, затем еще 500. Кроме того, этим же путем в Йемен перебросили и 500 эритрейских военных. Пока эти действия какого-то реального и кардинального перелома в ситуацию в Йемене не внесли. Местные эксперты утверждают, что если Эр-Рияду не удастся переманить на свою сторону местные племена  Хашед, то никакие иностранные войска положения не исправят. Все это вынуждает Саудовскую Аравию, скрепя сердце, идти на переговоры с хоуситами, которые в секретном режиме проходят при посредничестве Омана. К тому же отношение северян и южан к таизцам традиционно настороженное, и усиления этой группы населения они не хотят Собственно, и этим обстоятельством был обусловлен отказ Эр-Рияда от наступления на Сану через Таиз после взятия Адена. Теперь этот вариант спешно реанимируется.

Теперь в Эритрее появилась и военная авиация ОАЭ. Она дислоцируется на военной базе рядом с международным аэропортом Асмэры. По оценкам экспертов, авиабаза в настоящее время спешно дооборудывается силами инженерных частей эмиратовцев, и часть военных самолетов располагается на гражданской части аэропорта. В первую очередь боевые вылеты совершаются в район Таиза как для нанесения воздушных ударов, так и для десантирования грузов местному ополчению, среди которого в последнее время резко усилилась доля джихадистского крыла. Как предполагается, значительная часть джихадистов была переброшена из Сирии в начале ноября с.г. Таиз становится в силу своего географического положения приоритетным направлением военных действий аравийской коалиции. Ранее планировалось развернуть наступление из Мариба, но местное племенное ополчение отказалось выступать в качестве основной сухопутной силы, а иностранные силы контингента опасаются многочисленных потерь в своих рядах, прежде всего, в силу горного рельефа, что делает затруднительным применение авиации и тяжелой техники. Кроме того, практически вся местность заминирована, у аравийской коалиции ощущается резкий дефицит квалифицированных саперных частей. В этой связи приходится спешно замещать «ненадежных» йеменцев иностранными воинскими частями. У ОАЭ существуют и иные резоны по оборудованию базы ВВС в Эритрее. По неофициальным сведениям, которые получены от офицеров аравийской коалиции, база саудовских ВВС Хамис Мушейт, которая располагается на юго-западе КСА и является основным логистическим узлом обеспечения авиакрыла коалиции, уже перегружена и не справляется с обслуживанием самолетов ВВС, КСА, ОАЭ, Кувейта, Иордании и Марокко.

Сотрудничество с Эритреей, помимо чисто логистических причин, носит для ОАЭ и некий тренд по активизации своего участия в операции в Йемене. Эмиратовские военные в настоящее время все активнее замещают на командных должностях в коалиции саудовцев. В этой связи своя собственная база ВВС и ВМФ позволяет Абу-Даби еще более дистанцироваться от «завязок» на Эр-Рияд, как в рамках штабной работы, так и планирования отдельных авиарейдов. Все это в принципе лишь подтверждает тот факт, что саудовские военные не отличаются хорошей штабной и организационной выучкой. Замена саудовцев на эмиратовцев, по нашей оценке, мало что поменяет. Собственно, последние мало чем отличаются в лучшую сторону в плане боевой выучки от саудовских военных. Как, впрочем, и сам боевой потенциал членов аравийской коалиции также не внушает доверия. А вот эритрейцы (или еще лучше — сомалийцы) этим умением отличаются. Так что не удивимся, если в самом скором времени их число в составе сил аравийской коалиции будет неуклонно возрастать.

 

62.85MB | MySQL:102 | 0,487sec