Что стоит за позицией Саудовской Аравии по вопросу снижения уровня добычи нефти

По данным экспертов, полученным из кулуаров очередного заседания ОПЕК в Вене, представители Саудовской Аравии несколько изменили свою, ранее непримиримую, позицию по согласованным мерам в отношении снижения цен на нефть путем ограничения добычи странами картеля. Для стабилизации нефтяного рынка необходимо суммарно сократить количество добываемых углеводородов до 1 млн баррелей в день. Отметим, что даже если такое сокращение и произойдет, то само по себе это не даст импульса к резкому росту цен. Оно, скорее, способно затормозить и несколько стабилизировать этот процесс. При этом Эр-Рияд оговаривает ряд условий.

  1. К этому соглашению должны присоединиться страны, не входящие в нефтяной картель. Имеются в виду, прежде всего, Россия, Мексика, Оман и Казахстан.
  2. Ирак должен заморозить добычу на сегодняшнем уровне 4.3 млн баррелей в день.
  3. Иран должен присоединиться к этой программе.

По оценкам экспертов, это пока только еле заметный сдвиг в позиции Саудовской Аравии, который вряд ли может быть реализован на практике. Предложенный план не является чем-то новым в политике Эр-Рияда в этой области. Единственным положительным моментом является лишь тенденция к более гибкой и открытой позиции КСА по этому вопросу и активизация попыток добиться реального сокращения уровня добычи нефти в течение предстоящих двух лет. Оптимальным временем для того, чтобы предпринять решающие шаги на этом направлении, по оценке специалистов, является следующий год. Цена на нефть сейчас колеблется в районе 40 долларов за баррель, а средняя цена за баррель среди стран, которые в ОПЕК не входят, порядка 38 долларов за баррель. Это значительно ниже тех цен, которые делают рентабельность и инвестиции в добычу сланцевой нефти в США привлекательной сферой бизнеса. По некоторым оценкам, это обстоятельство снизит добычу сланцевой нефти в США со своего пика 9.6 млн баррелей до 8.75 млн баррелей к середине 2016 года. Многие компании начинают испытывать ограниченность кредитной линии местных банков. Они пока не являются принципиально серьезной причиной сворачивания бизнеса по добыче сланцевой нефти, но эксперты рассматривают это как «тревожный звонок». Тем более, что аналитики в самих США готовятся к падению производства сланцевой нефти в следующем году, как минимум, в два раза. Все это означает, что период крушения нефтяных цен достигает своего конца и цена может установиться в пределах 60 долларов за баррель. Но в данных анализах не учитывается возможность появления новой технологии добычи сланцевой нефти, над которой работает ряд американских компаний. Она позволит снизить уровень рентабельности до 35 долларов за баррель.

В этой связи КСА пытается играть на рынке понижения цен на нефть, дабы убрать с рынка наиболее активных конкурентов. Но снижать объем добычи в Эр-Рияде хотят только «в компании». Алжир, Нигерия, Венесуэла и Ливия находятся в заведомо более невыгодной позиции по сравнению с КСА, и на такой сценарий пойдут вряд ли. В Нигерии это невозможно больше по чисто техническим причинам, так как там практически всю нефтедобычу контролируют и осуществляют международные компании. В реальности же, только КСА и остальные аравийские монархии могут сократить объем добычи практически безболезненно. Все остальные нефтедобывающие страны имеют фактическую зависимость от «нефтяной иглы» без солидной финансовой подушки в качестве гарантии. Остается отдельно негативной позиция Тегерана в отношении инициативы Эр-Рияда. Иранцы уже дали понять, что никто не может заставить сократить объемы добываемых углеводородов после отмены санкций. Иран стремится восполнить свои финансовые резервы не только в связи с программой реанимации своей экономики, но и для усиления своего политического присутствия в регионе через подконтрольные им шиитские группировки. Эта тема также присутствует в инициативе КСА, которое опасается резкого всплеска шиитской активности в странах Ближнего Востока уже в следующем году. Такие разновекторные устремления делают перспективы заключения какого-либо картельного соглашения практически нереальными. При этом Саудовская Аравия уже начинает ощущать финансовый прессинг на свой бюджет. Для того, чтобы сбалансировать свой ежегодный бюджет Эр-Рияд в настоящее время начинает реализовывать программу выпуска государственных облигаций и иных инструментов заимствований на внешнем рынке. При этом от секвестирования социальных статей бюджета ровно на ту разницу, которая образуется в результате снижения цены на нефть со 100 долларов за баррель до 40, пока принято целесообразным отказаться. За основу взята политика медленной корректировки статей бюджета, дабы избежать социальных потрясений и перерастания их в очередной виток «арабской весны».

При этом в саудовском руководстве должны учитывать очевидный сценарий затягивания конфликта в Сирии, который они старались завершить к концу этого года. Вход России в этот процесс совершенно очевидно предполагает именно этот вариант развития ситуации. При этом Саудовская Аравия, в отличие от Катара и Турции, вынуждена самостоятельно финансировать лояльные себе исламистские группировки сирийского сопротивления типа «Джабхат ан-нусры». Это политика, безусловно, еще некоторое время будет по инерции продолжаться в первой половине следующего года. Но если начнет вырисовываться перспектива разгрома военной инфраструктуры «Исламского государства» (ИГ) и ее ликвидации на территории Сирии, то позиция Эр-Рияда может и трансформироваться. Для КСА принципиально важно закрепить за «своими» группировками место в будущем политическом процессе. При этом судьба прокатарского ИГ Эр-Рияд в глобальном смысле не интересует. Более того, он настроен и будет приветствовать (пусть и неявно) разгром этой группировки, поскольку это резко ослабляет влияние в регионе саудовского конкурента в лице Катара. Продолжение ситуации в ее нынешнем исполнении, которая характеризуется поступательным наступлением сирийской армии и выдавливание боевиков с их позиций, является для Саудовской Аравии плохим вариантом. Он консервирует ситуацию с неизбежным возрастанием финансовых затрат, что в условиях затяжного кризиса на нефтяных рынках чревато негативными последствиями. Кроме того, Саудовская Аравия завязла в Йемене без всякой ясной перспективы военного решения проблемы. Местное население апатично и заняло выжидательную позицию. Иностранный контингент аравийской коалиции большой активности не проявляет и на передний край фронта идти не желает. За участие войск той или иной страны в этой авантюре приходится платить льготными кредитами или безвозмездной помощью. И это не говоря о финансовом поощрении тех или иных племенных групп в самом Йемене, что делается на регулярной основе. На это денег тоже уже не хватает. Так, в частности именно из-за вопроса выплаты финансовой компенсации местным племенам пришлось отложить наступление в Марибе и переключить основные усилия на Таиз. И это заставляет Эр-Рияд шевелиться и стараться инициировать, пока больше пробные, предложения по достижению компромисса по вопросу снижения объемов добываемой нефти.

52.3MB | MySQL:103 | 0,530sec