Участие Тайваня в борьбе с международным терроризмом

В качестве ответной реакции на недавние заявления президента США Б.Обамы о присоединении Тайваня к антитеррористической коалиции сторонники «Исламского государства» (ИГ) распространили на своих страницах в социальных сетях ряд заявлений о проведении террористических актов на территории островного государства. Достоверно известно, что США и Тайвань четыре года назад подписали соглашение об обмене секретной информацией в области борьбы с терроризмом.

Официальный Вашингтон на момент начала антитеррористической операции своих ВВС над территорией Сирии и Ирака сформировал и передал тайваньским спецслужбам список из 52 террористов (также этот список был распространен среди соответствующих ведомств Королевства Саудовская Аравия, Пакистана, Индии, Малайзии, Индонезии, Японии и стран ЕС).

Однако за прошедший год количество лиц, упомянутых в списке (подозреваемых в осуществлении и подготовке террористической деятельности) увеличилось более чем в два раза.

Спецслужбы Тайваня будут задерживать подозреваемых из указанного списка и передавать своим американским коллегам, поскольку основная задача состоит в предотвращении перевозки компонентов взрывчатых веществ с Тайваня в США.

В настоящее время, основную угрозу для национальной безопасности Тайваня представляют члены группировки «Боко харам» (Нигерия), которые могут предпринять попытки проникнуть на остров на регулярных рейсах различных авиалиний. Следует отметить, что в отношении «Боко харам» у спецслужб Тайваня  составлен список подозреваемых, в котором около 600 человек, и соответственно  предъявление паспорта любой африканской страны, в которой зафиксирована деятельность этой группировки скорее всего будет означать допрос в аэропорту и вероятную организацию наружного наблюдения за прибывшими представителями африканского континента.

По информации заместителя начальника отдела стратегических исследований Тамканского университета (г.Тайбэй, Тайвань) профессора Хуан Цзечжэна, американо-тайваньское сотрудничество в борьбе с терроризмом организовано более 10 лет назад. Начиная с 2001 г., официальный Вашингтон и администрация президента Тайваня установили многоуровневые контакты между различными специальными службами.

В 2004 г. на острове был создан новый координационный орган Управление по борьбе с терроризмом, который получал информацию от различных островных и американских спецслужб по закрытым каналам связи. Кроме того, специалисты двух стран объединили усилия в борьбе с финансированием терроризма и легализацией доходов полученных от преступной деятельности.

Известно, что американские партнеры поставили на Тайвань специальное оборудование для обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ в морских контейнерах и багаже пассажиров самолетов.

Следует отметить, что руководство Тайваня, осознавая степень общественной опасности террористической деятельности, приняло решение о создании объединенного учебно-тренировочного центра для подготовки подразделений антитеррора. Данный центр, стоимостью 15,4 млн долл. США расположен в г.Таоюань введен в эксплуатацию в 2014 г. (строительство в период с 07.2011 г. по 12.2013 г.) и позволяет специальным подразделениям Сухопутных войск, ВВС, Морской пехоты, Береговой охраны и Управлению охраны правительства отрабатывать действия по спасению заложников и обезвреживанию террористов в случае захвата самолета, автобуса, поезда, а также в случае попыток проведения террористических актов в местах массового скопления людей.

По мнению Хуан Цзечжэна, деятельность и высказывания президента США не направлены на создание напряженной ситуации в отношениях Тайбэя с официальным Пекином, а на сплочение рядов антитеррористической коалиции. Кроме того, тайваньское политическое руководство не готово активно участвовать в решении международных (антитеррористических) вопросов, поскольку отдельные достижения небольшого островного государства будут размыты и не очевидны для мирового сообщества, а значит выполнить определенные «имиджевые» задачи не получится.

По отзывам МИД Тайваня, официальный Тайбэй готов принять участие в гуманитарном аспекте антитеррористической операции западной коалиции в Сирии и Ираке – поставлять предметы первой необходимости, продукты и медикаменты для беженцев. По сообщениям тайваньских СМИ, за последние несколько лет в страны Ближнего Востока были поставлены сборные жилые модули, медицинское оборудование (на общую сумму 322 млн тайваньских долларов).

Профессор Ченсинского университета науки и техники (г.Таоюань, Тайвань) Янь Цзяньфа считает, что в борьбе с терроризмом Тайваню необходимо объединять усилия не только с Вашингтоном, но и с Пекином, однако он указывает, что специальные службы континента чрезмерно часто применяют термин «террорист» к тем или иным преступным элементам.

По словам пресс-секретаря Комитета по делам Тайваня Ань Фэншаня (Пекин, КНР), с 2009 г. между правоохранительными органами Тайваня и КНР действует «Соглашение о совместной борьбе с преступными элементами». В тексте указанного документа отчетливо выделены не только  категории «террорист» и «террористическая угроза», но и конкретные преступные действия – «захват воздушных и морских судов для осуществления террористических актов, похищение или взятие в заложники, преднамеренное убийство, совершенное группой лиц, контрабанда наркотиков и огнестрельного оружия, организация трансграничной преступной деятельности». Совершенно очевидно, что перечисленные злодеяния напрямую относятся к террористической деятельности или к финансированию таковой.

По мнению секретаря Китайско-Тайваньского юридического исследовательского совета  Инь Баоху, упомянутый документ являет собой нормативную правовую основу совместной борьбы с террористической угрозой и по его мнению, островные коллеги должны усилить обмен информацией о ситуации на Тайване, но и по деятельности террористических организаций в странах ЮВА (дружественных Тайваню).

Заместитель директора НИИ Тайваня университета Цинхуа (г.Пекин, КНР) профессор Инь Цуни полагает, что в условиях серьезных вызовов и угроз безопасности жизни и имущества всех китайцев без исключения «оба берега» должны объединить усилия в борьбе с «тремя злами» (терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм). Китайский специалист указывает, что в новой международной обстановке Пекину и Тайбэю необходимо выполнить две первоочередных задачи:  во-первых, привести к общему знаменателю уголовное законодательство в части касающейся наказания за террористическую деятельность; во-вторых, провести совместные учения среди антитеррористических подразделений с целью установления доверительных отношений между специалистами двух стран.

Начальник центра тайваньских исследований Фуданьского университета (г.Шанхай, КНР) Синь Цян, отмечает ограниченность антитеррористического сотрудничества острова и материка, т.к. только угроза действий ИГ может объединять две страны. Кроме упомянутой группировки для официального Пекина сохраняет актуальность противостояние многочисленным террористическим организациям, которые действуют в приграничных районах и городах СУАР. Синь Цян допускает возможность межгосударственного сотрудничества двух стран на антитеррористическом направлении, но оно, вероятно, будет ограничено форматом поставок гуманитарных грузов, а как максимум совместным спасением гражданских моряков, от действий пиратов.

С учетом вышесказанного, представляется возможным утверждать, что Пекин и Тайбэй в настоящий момент не готовы к совместным действиям по борьбе с террористической угрозой в АТР регионе, что может негативно сказаться на процессе обеспечения мира и стабильности в этой части земного шара.

52.23MB | MySQL:103 | 0,490sec