О планах по урегулированию конфликта в Ливии

После более чем годовых усилий посредников из ООН по налаживанию и финализации процесса межливийского диалога, новый специальный представитель ООН по Ливии М.Коблер аннонсировал 11 декабря с.г. подписание 16 декабря представителями конкурирующих между собой Всеобщего национального конгресса (ВНК- старый парламент в Триполи) и Палаты представителей (ПП-новый международно признанный парламент в Тобруке) соглашения «О разделе властных полномочий». Ранее предшественник М.Коблера Б.Леон неоднократно провозглашал примерно такие же «прорывные» события, но каждый раз это заканчивалось фиаско. Примерно с тем же успехом завершались и «марокканские» или «алжирские» форматы переговорного процесса между ливийским Триполи и Тобруком. В этой связи предлагаем все-таки дождаться назначенной даты и понять, насколько заявления ООН соответствуют действительности.
По оценке экспертов, говорить сейчас о безусловном прогрессе слишком рано. М.Коблер в настоящее время предполагает, что условия подписания предстоящей сделки будут одобрены двумя альтернативными органами ливийской власти ВНК и ПП, которые соответственно представляют вице-спикер С.Максум и вице-президент М.Шуэйб. Они, собственно, и присутствовали 11 декабря с.г. на аннонсировании будущего подписания прорывного соглашения. Оно включает в себя создание президентского совета, который возьмет на себя функции управления Ливией. Совет будет включать в себя премьер-министра, двух его заместителей, и трех министров. Предполагается, что все они будут представлять различные политические группы и племена. Как всегда, в таких случаях, имеется самый важный вопрос: а какими вооруженными силами будет располагать новый орган для того, чтобы обеспечивать вертикальное управление страной. Напомним, что главной задачей ООН в Ливии полагается сохранение единства государства. Такой силы пока нет в принципе. Есть несколько более или менее крупных вооруженных милиций различных кланов и племен, которые достигнуть военного перевеса пока не в состоянии. Некоторые «горячие головы» стали предлагать введение в Ливию «голубых касок», которые и стали бы таким силовым гарантом, или вооруженного контингента ЕС, что еще более проблематично. Вооруженное иностранное присутствие расценивается всеми без исключения слоями ливийского общества, как вещь недопустимая, и будет воспринято, как покушение на суверенитет. Собственно, смена Б.Леона и все растущий скептицизм в отношении посредничества ООН среди значительной части ВНК и ПП вызвано именно подозрениями в ангажированности такого посредничества и личной заинтересованностью того или иного представителя ООН в поддержке той или иной политической силы в Ливии. Что касается лично Б.Леона, то его открыто обвиняют в коммерческой связи с Абу-Даби, который во внутриливийском конфликте совместно с Каиром, поддерживает Тобрук. То есть правительство на Востоке. Если быть еще точнее, то ОАЭ спонсируют подразделения генерала Х.Хафтара, который своей конечной целью провозгласил освобождение от исламистов Триполи и Бенгази. Подозрения более чем обоснованы, поскольку Б.Леон после своей отставки с поста спецпредставителя ООН получил хорошо оплачиваемую работу в одном из солидных банков ОАЭ. Это неверие в иностранные посреднические услуги, а вернее — в их беспристрастность и альтруизм уже послужило поводом для создания чисто внутриливийского формата достижения договоренностей между сторонами. Инициаторами этого процесса стали вице-спикер ВНК Авад Абдул Садык и член ПП Ибрагим Амиш. Иностранные эксперты при этом отмечают, что разница этих форматов заключается в принципе в одной вещи. План ООН предполагает широкое участие самых разных слоев и племен Ливии, что по оценке наивных европейцев гарантирует его поддержку на местах. Альтернативный план, который для удобства называют форматом «Ливия-Ливия» предполагает достижение договоренностей между представителями тех групп, которые уже представлены в Триполи и Тобруке. И это де делает конкурирующие проекты малоосуществимыми. Этот альтернативный план предполагает создание представительного органа, который в свою очередь выберет исполнительный комитет. Члены этого комитета избирают в течение 15 дней нового премьера, а в это время еще один комитет начинает подготовку проекта новой конституции страны. В одном, и в другом комитетах представителей Тобрука и Триполи предполагается иметь равное количество. При этом И.Амиш вообще не имеет никаких полномочий на проведение переговоров. При этом «альтернативщики» уже успели объявить, что они согласовали кандидатуру премьера и двух его заместителей. В настоящее время они стараются всячески раскрутить свой план среди международных тяжеловесов и заручиться максимально широкой поддержкой своего проекта.
Иностранные эксперты отмечают, что формат «Ливия-Ливия» обречен в самом скором времени на провал. Его не поддерживают ни ООН, ни США, ни ЕС. Как, впрочем, и большинство стран-соседей Ливии. При этом Тунис вначале его поддержал, но затем очень быстро переориентировался на ооновский формат. Его также скорее всего не поддержат многие ливийские племена и группы. Так думают в ООН, Вашингтоне и Брюсселе. В этой связи «альтернативщикам» уже пригрозили санкциями. Но есть несколько «НО». Этот формат поддерживают две основные военные силы исламистов — кланы Триполи и Мисураты. Суть этого альтернативного плана очень прозаична. За счет создания некого альтернативного мирного плана полностью торпедировать план ООН и по возможности скомпрометировать его. Собственно, отказ основной военной силы исламистов его поддержать и так делает перспективы его практического воплощения крайне проблематичными. Отметим, что делается это очень профессионально. Исламисты выбрали путь блокирования не через прямое военное сопротивление, а именно за счет создания аналогичных механизмов «мирного урегулирования». Это мешает международным посредникам однозначно отвергнуть его. За данной инициативой, безусловно, стоит Катар, который решил таким оригинальным образом «замотать» инициативу ООН и сохранить существующий «статус-кво». Вообще, когда ливийцы в запале своей национальной гордости отвергают любое иностранное вмешательство в свои дела, надо иметь в виду, что все без исключения силы на внутриливийском треке жестко двигаются в фарватере той или иной внешней силы. ВНК в рамках своего подчинения интересам Дохи и Анкары, Тобрук — Каира и Абу-Даби. А для Дохи и Анкары сейчас предельно важно сорвать любые мирные инициативы ООН.

52.27MB | MySQL:103 | 0,528sec