О военной ситуации в Сирии (5 — 12 декабря 2015 г.)

В течение недели продолжала активно работать российская авиация из состава авиагруппы, базирующейся на авиабазе «Хмеймим». По данным Минобороны РФ, интенсивность ее полетов повысилась до 80 – 90 боевых вылетов в сутки. По данным зарубежных СМИ, удары наносились по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра» в провинциях Алеппо, Хама, Хомс, Дераа, Дейр эз-Зор, Ракка, Идлиб, Дамаск, Латакия.

В частности, массированные авиаудары наносились по всем известным пограничным переходам на границе с Турцией. 11 декабря в провинции Дейр эз-Зор у города Альбу Камаль близ границы с Ираком уничтожен один из крупнейших в Сирии полевых лагерей ИГ. Авиаудар наносился тремя волнами. Боевики понесли тяжелые потери в живой силе и технике. 12 декабря в той же провинции удары наносились по нескольким лагерям ИГ близ границы с Ираком. Цель этих ударов – лишить воюющие формирования ИГ в других провинциях подпитки новыми боевиками.

Противоречивая ситуация сложилась с авиаударом по полевому лагерю сирийских войск в провинции Дейр эз-Зор 6 декабря. Дамаск обвинил международную коалицию во главе с США в этом ударе, в результате которого погибли 4 солдата, еще 13 получили ранения. Вашингтон категорически отверг это обвинение, сообщив, что самолеты коалиции в понедельник не работали по целям в этой провинции. С учетом сложнейшей ситуации в провинции Дейр эз-Зор, где уже много месяцев находится в осаде авиабаза правительственных сил, а позиции противоборствующих сил напоминают слоеный пирог, вполне речь могла идти о т.н. дружественном огне (по западной терминологии).

Лагерь сирийских войск находился в 2 км от позиций формирований ИГ.

По американским данным, в налете на позиции джихадистов в провинции Дейр эз-Зор в тот день участвовали 12 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, базирующихся в Моздоке.

Со своей стороны Минобороны РФ категорически отвергло причастность российских самолетов к этому удару, сообщив, что в тот день в небе над Дейр эз-Зор работали еще две пары самолетов от двух стран – участниц коалиции во главе с США. Однако военное ведомство не назвало эти страны.

8 декабря впервые по целям террористов в Сирии был нанесен удар с использованием крылатых ракет «Калибр-ПЛ», которые были запущены с подводной лодки проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» Черноморского флота (ЧФ). Запуск осуществлялся из акватории восточной части Средиземного моря, где находилась субмарина, совершающая межфлотский переход на ЧФ. По имеющимся данным, боекомплект лодок этого типа состоит из 6 крылатых ракет. На вооружении у них также имеются торпеды и мины.

9 декабря Минобороны РФ опровергло сообщения некоторых зарубежных СМИ о намерении российского военного командования развернуть в Сирии еще одну авиабазу. Как было подчеркнуто, «никакой оперативной необходимости в развертывании дополнительных российских авиабаз не было и нет».

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций, причем в некоторых местах – с переменным успехом для сирийских войск.

      В провинции Алеппо бои велись на юге, севере и востоке провинции, а также в ее административном центре.

5 декабря одна из джихадистских группировок распространила в интернете видеозапись применения неизвестного химического оружия в провинциальном центре против местного населения и сирийских войск. 7 декабря появился доклад, подготовленном группой западных аналитиков для Европейского парламента, в котором утверждается, что странам Европы надо быть готовыми к атакам со стороны ИГ с использованием химического и бактериологического оружия.

К 6 декабря в южной части провинции правительственные силы перекрыли автодорогу, по которой боевики получали боеприпасы и снаряжение из провинции Дераа. Там же освобожден город Ас-Сафира, занимающий стратегически важное положение на автодороге Алеппо – Дамаск. В боях уничтожены до 40 джихадистов. В северной части провинциального центра в районе цементного завода окружена большая группа боевиков ИГ.

7 декабря правительственные силы отразили массированную контратаку джихадистов в районе высот Дадин, контроль над которыми был установлен 4 днями ранее. В южной части провинции освобождены деревни Зейтан и Аль-Кала, в восточной – деревня Аш-Шувайла.

8 декабря в административном центре провинции правительственные силы вели бои за пригород Бани Зейд. В недавно освобожденном пригороде Аль-Халдия отражена массированная контратака джихадистов. Там же освобождены три деревни в районе города Хан Туман. Сам этот город с находящимися в нем боевиками блокирован. В южной части провинции в боях уничтожены до 100 боевиков «Джабхат ан-нусрн» и других группировок.

9 декабря в южной части провинции правительственные силы освободили четыре деревни — Хальса, Зейтан, Хомейра и Аль-Каладжия. Тут же командованию сирийских войск пришлось опровергать информацию о том, что эти деревни джихадисты сразу же отбили в результате контратаки.

10 декабря в южной части провинции проправительственные силы отбили контратаки боевиков из группировки «Джейш аль-фатх» близ населенных пунктов Зитан и Хальса. В восточной части провинции сирийские войска наступали в направлении города Дейр Хафер.

11 декабря сирийские войска отбили у противника прилегающий к Алеппо  участок автотрассы. К этому времени в одноименной провинции отмечено, что десятки боевиков из т.н. умеренных группировок перешли «под знамена» ИГ.

     В северной части провинции Латакия правительственные силы продолжали продвижение с боями к границе с Турцией. К 5 декабря сирийские войска штурмом взяли позиции джихадистов на горе Джабаль аль-Азар и высоте 817. К 6 декабря сирийские войска штурмом взяли позиции боевиков «Джабхат ан-нусры» в районе горной гряды Ан-Нуба. 7 декабря установлен контроль над населенными пунктами Бейт Фарис, Акко и Буз аль-Харба. К 9 декабря после ожесточенных боев установлен контроль над деревней Атира и высотами Ас-Сириатель, что к северу от горы Захия.

11 декабря джихадисты из группировки «Джабхат ан-нусра» несколько раз переходили в контратаки на наступающие правительственные войска в районе горы Захия. Эти контратаки были отбиты с большими для боевиков потерями.

12 декабря установлен полный контроль над автодорогой между Латакией и Кассабом, утерянный три года назад. Правительственные силы с боем взяли гору Аль-Коз и высоту 713, что к северу от деревни Хдра.

      В провинции Хомс правительственные силы фактически блокировали формирования ИГ в районе древней Пальмиры (Тадмор). 5 декабря там была пресечена попытка джихадистов прорвать блокаду Пальмиры. При этом уничтожены десятки террористов. 6 декабря, судя по всему, сирийские войска пошли на штурм Пальмиры. Ему предшествовали свыше 50 самолето-вылетов российской и сирийской авиации. По данным иранских СМИ, до этого подготовкой сирийских военных и бойцов проправительственных милицейских формирований занимались 60 российских морпехов.

К 7 декабря после ожесточенных боев с боевиками ИГ правительственные силы установили контроль над автодорогой между Хомсом и Пальмирой. Там боевые действия со стороны сирийской армии вели 67-я пехотная бригада и 18-я танковая бригада.

Губернатор провинции Хомс Талаль Барази сообщил, что 5 декабря  началась реализация соглашения между властями и повстанцами относительно эвакуации последних из квартала Ваер. В этот квартал была допущена гуманитарная помощь. Первые 200 — 300 боевиков покинули Ваер 8 декабря. Считается, что всего из квартала уйдут до 2 тысяч боевиков, а также их семьи. Соглашением предусмотрено, что боевики сдадут властям тяжелые вооружения. До войны в Ваере проживали 300 тысяч человек, в настоящее время — около 75 тысяч. Город Хомс перешел под контроль правительственных сил в мае 2014 года после 2-летней осады. Квартал Ваер был блокирован сирийскими войсками. По состоянию на 5 декабря правительственные силы контролировали большую часть провинции Хомс, за исключением нескольких городов на севере — Талбисса, Растан и Пальмиры на востоке.

9 декабря на юго-востоке провинции в результате ожесточенных боев формирования ИГ вновь овладели городами Махин и Хаварин. Первый раз джихадисты заняли эти города еще 1 ноября, однако в конце ноября правительственные силы вернули себе контроль над ними. Затем бои пошли  за холмы, окружающие эти населенные пункты. По данным сирийских военных, они лишь частично оставили г.Махин.

11 декабря завязались ожесточенные бои между правительственными силами и боевиками ИГ за западную часть Пальмиры. После потери г.Махин сирийские войска перегруппировались у христианского города Садад, и завязали бои на подступах к Махину. Со стороны правительственных сил там действуют 120-я пехотная бригада, 2-я пехотная дивизия, формирования партии «Баас» и Национальных сил обороны.

12 декабря в административном центре провинции террористы подорвали заминированную автомашину близ одной из городских больниц в квартале Захра, где проживают главным образом алавиты. В результате теракта погибли 16 человек, 54 получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ.

       В провинции Дамаск эпицентрами боевых действий оставались  Восточная Гута и Дума, а также районы, прилегающие к автодороге Дамаск — Хомс. 8 декабря в боях за город Дарайя уничтожен полевой командир формирования «Лива Шухада аль-Ислам» («Бригада смертников ислама») Малек Абу Махер (боевой псевдоним).

11 декабря в городе Ат-Таль, что к северу от Дамаска, неизвестные убили видного полевого командира Свободной сирийской армии (ССА) Хамеда Хейдара Абу аль-Маджида. Ни одна из действующих там группировок пока не взяла на себя ответственность за нападение от него. Отношения между различными группировками резко обострились после того, как ССА стала рассматриваться Россией в качестве возможного партнера в вопросах борьбы против ИГ.

      В провинции Дераа к 5 декабря установлен контроль над городами Зимрин и Симлин. К 6 декабря ударами сирийских войск уничтожена база боевиков «Джабхат ан-нусры» близ деревни Умм Валад, а также два полевых лагеря в районе Дара аль-Мохата. Там властям сдались 180 боевиков.

11 декабря в городе Дараа аль-Баляд правительственные силы выбили джихадистов группировки «Джабхат ан-нусры» из квартала аль-Маншия находящегося в южной части провинциального центра.

      В провинции Хама 7 декабря уничтожен командный пункт джихадистов из группировки «Джейш аль-фатх». Ожесточенные бои велись за населенные пункты Кифр Зейта и Аль-Латамна. 8 декабря сирийские войска вели бои против формирований группировки «Ахрар аш-Шам» за город Кафр Зита (38 км к северу от Хамы). 10 декабря освобождены деревни Макар аш-Шамали и Ар-Рахаджан. Там в боях уничтожены свыше 50 джихадистов.

11 декабря в северо-западной части провинции отмечались ожесточенные бои между правительственными силами и джихадистами в долине Аль-Габ, примыкающей к границе с провинциями Идлиб и Латакия. На востоке провинции после ожесточенных боев установлен контроль над районом Ум Тувайна.

12 декабря в восточной части провинции части 11-й танковой дивизии выбили боевиков ИГ из деревни Зенубия близ города Ас-Саламания.

В провинции Дейр эз-Зор по состоянию на 5 декабря в административном центре провинции правительственные силы вели бои за кварталы Ар-Рашидия, Аль-Хвайка и Шейх Ясин. 9 декабря к западу от провинциального центра шли ожесточенные бои сирийских войск и формирований ИГ за город Айяш.

      В провинции Идлиб к 6 декабря сирийские войска с боем заняли населенный пункт Джиср-Шугур. Там среди убитых опознаны 7 чеченских боевиков. Там же уничтожен видный полевой командир группировки «Джабхат ан—нусра» Ахмед Халид аль-Анан.

7 декабря в южной части провинции бои велись за населенный пункт Ат-Таманаа.

В провинции Хасеке 10 декабря три смертника на заминированных автомашинах атаковали различные цели в курдском городе Таль Тамер. В результате терактов, совершенных боевиками ИГ, погибли по меньшей мере 12 человек, десятки получили ранения. Там же сирийские войска освободили несколько христианских деревень, захваченных формированиями  ИГ в феврале с.г.

По данным западных СМИ, к 5 декабря впервые активными действиями против ИГ отметились формирования туркоманов, действующие в Сирии на границе с Турцией. Им удалось отбить у джихадистов 3 деревни к востоку от города Азаз. В боях погибли 13 бойцов бригады «Султан Мурад».

5 декабря коалиция во главе с США проявила странную «гуманность», предупредив за 45 минут о нанесении удара по колонне автоцистерн, перевозивших нефть для ИГ. Предупреждение было мотивировано заботой о жизнях водителей автоцистерн.

7 декабря международная коалиция была обвинена в гибели по меньшей мере 26 гражданских лиц, погибших в результате авиаудара по деревне Аль-Холь, которую недавно курды отбили у боевиков ИГ. Рядом находится контролируемая джихадистами деревня Аль-Хан.

По данным германской прессы,  ИГ широко пользуется возможностями интернета благодаря услугам, предоставляемым европейскими компаниями — операторами спутниковой связи. Речь идет о базирующейся в Великобритании компании Avanti Commmunications и французской Eutelsat. Джихадисты покупают необходимое оборудование в Турции, а затем используют его в Сирии и Ираке.

8 декабря террористическая группировка «Джейш аль-Ислам» объявила, что ее представители примут участие в организованной Эр-Риядом встрече организаций, находящихся в оппозиции Дамаску, хотя главарь «Джейш аль-Ислам» Захран Аллуш не поедет в Саудовскую Аравию.

«Джейш аль-Ислам» контролирует значительные территории близ Дамаска, и в частности, Восточную Гуту.

На встрече в Эр-Рияде были представлены, в частности, считающийся «умеренным» альянс «Южный фронт», а также «Ахрар аш-Шам». Курдские группировки, а также недавно созданный альянс курдских, арабских и христианских милиций «Сирийские демократические силы» (СДС) не получили приглашения прислать своих представителей в Эр-Рияд.

10 декабря группы сирийской курдской и арабской оппозиции объявили о создании структуры» Демократический сирийский совет» (ДСС), который станет политическим крылом военной коалиции СДС, играющей заметную роль в боевых действиях против ИГ. Объявление о создании ДСС было сделано по итогам 2-дневной конференции в г.Аль-Маликия на северо-востоке страны, призванной разработать сценарий переходного политического процесса в Сирии после более чем 4-летней войны.

Военный альянс курдских, арабских и христианских групп СДС возник в октябре с.г. Сейчас его формирования ведут ожесточенные бои с джихадистами из ИГ в провинции Ракка.

Конференция в Аль-Маликие проходила параллельно со встречей в Эр-Рияде представителей просаудовских сирийских группировок. Участники встречи в Эр-Рияде также пришли к выводу о необходимости взаимодействия с Дамаском для организации переходного процесса. Их главное требование при этом – Б.Асад должен отойти от власти в начале переходного процесса. Подобная позиция привела к тому, что Эр-Рияд покинула делегация группировки «Ахрар аш-Шам».

Решения встречи в Эр-Рияде в штыки приняли джихадистские группировки. 12 декабря главарь группировки «Джабхат ан-нусра» Абу Мухаммед аль-Джулани призвал не допустить реализации решений встречи представителей ряда сирийских оппозиционных групп в Эр-Рияде, на которой, в частности, было решено начать переговоры с Дамаском, одновременно потребовав ухода Башара Асада в начале переходного процесса. В интервью одному из телеканалов А.М.аль-Джулани назвал решения встречи в Эр-Рияде «предательством по отношению к тем, кто проливает кровь в Сирии».

Что касается встречи в Аль-Маликие, то ее участники также признали режим Башара Асада частично ответственным за сирийский конфликт. В то же время они назвали его необходимым партнером в решении проблемы вывода страны из кризиса.

8 декабря иранские СМИ сообщили, что главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади через Турцию перебрался в Ливию в район города Сирт. По их данным, тем самым он попытался избежать спецоперации, проводившейся иракским спецназом по его ликвидации.

В целом, прошедшая неделя подтвердила противоречивость того, что происходит в Сирии на земле. Очевидны успехи правительственных сил в провинциях Алеппо и Латакия. Сложной остается ситуация в Хомсе. Поэтому необходимо как можно быстрее расширять состав тех сил, которые способны действовать против ИГ на земле. В первую очередь речь идет о СДС.

52.26MB | MySQL:103 | 0,560sec